Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Банковский союз объединит Европу и вылечит от жадности

Экономика ЕС по-прежнему чувствует себя не очень: страны восстанавливаются с разной скоростью, мешают долги, меры экономии и отсутствие координации между правительствами. Спасти Европу может только банковский союз, который разорвет порочную связь банков и правительств Старого Света.

Согласно обнародованным в четверг данным ЕЦБ за 23 октября, излишки ликвидности в еврозоне упали до 187 млрд евро - самой низкой отметки с 13 декабря 2011 года. В декабре 2011 года и феврале 2012 года в условиях сходного сокращения избыточных денежных средств ЕЦБ провел два раунда выдачи трехлетних кредитов (программа LTRO) на общую сумму свыше 1 трлн евро.

Это означает, что стабильность европейской банковской системы, купленная за триллион евро два года назад, по-прежнему под угрозой, и европейский банковский союз должен быть создан в кратчайшие сроки.

Всего через несколько дней ЕЦБ начнет проводить оценку активов европейских банков. Это станет началом серьезных изменений в Европе: ЕЦБ возьмет на себя функции банковского надзора в рамках Единого механизма регулирования (SSM), напоминает экономист Торстен Бек из Cass Business School и Tilburg University.

Это первая из трех подушек, планируемого властями банковского союза. Другие две подушки: система разрешения банковских кризисов и гарантии по депозитам. Несмотря на предложения Еврокомиссии, по этим двум направлениям никаких конкретных решений пока принято не было.

Всего год назад, когда только началось обсуждение банковского союза, казалось, что его создание не займет много времени. Но как только ситуация на финансовых рынках стран еврозоны стабилизировалась, переговоры о банковском союзе ушли на второй план.

Бек уверен, что банковскому союзу нужно расти дальше. Иначе Европа вновь раз за разом будет оказываться в кризисе. Дело в том, что долговые проблемы правительств затягивают в кризис банки, а проблемы банков - правительства. Только банковский союз может разорвать эту порочную связь.

Опасные связи Европы

* Европейские власти и многие наблюдатели отмечают, что у каждого больного в еврозоне есть свои особые обстоятельства. Но для всех стран существует одна общая угроза - тесная связь между состоятельностью правительства страны и ее банков.

* В Ирландии эта связь была установлена, когда ЕЦБ заставил правительство взять на себя обязательства несколько проблемных банков.

* В случае Греции связь была обратной: банкам понадобился дополнительный капитал после реструктуризации долга правительства.

* Во всех странах, оказавшихся в кризисе, эта связь становилась более прочной по мере того, как экономики впадали в рецессию, бюджеты становились хуже, а суверенные риски росли. Это повышало давление на балансы банков, которые владели правительственными бумагами. Многим из них потребовалась рекапитализация - то есть помощь правительства, которое само было в долгах.

* Согласно недавней статистике, банки европейской периферии увеличили свои инвестиции в правительственные облигации, что еще сильнее укрепило эту связь.

* Если эту связь не разорвать, кризис разрешить не удастся, а монетарный союз не сможет стабильно функционировать. Пока ни одна из мер по разрешению кризиса, включая SSM, не может решить эту проблему.

 Европейские банки могут лишиться доверия

* Основная цель создания общеевропейской системы страхования депозитов - предотвратить отток капитала из банков. Именно для этого после мирового финансового кризиса минимальная страховая сумма депозита была увеличена до 100 тысяч евро.

* Однако эта схема работает лишь для одиночных банкротств банков, но не для системных кризисов. Такие кризисы удается разрешить лишь с помощью правительства, а здесь все зависит от надежности суверенного заемщика.

* Случай Кипра показывает: если инвесторы не верят в надежность суверенного заемщика, под сомнение ставится и система страхования депозитов.

* Банковская система, к которой общество потеряло доверие, вряд ли сможет осуществлять свои основные функции - проводить платежи и выступать посредником при управлении сбережениями.

* С такой нехваткой доверия как раз и должна справиться общеевропейская система страхования депозитов. Средства в нее будут вливать из государственного фонда ESM.

Или банковский союз, или дезинтеграция рынков капитала

* Разрешение кипрского кризиса этой весной явно затянулась. Это повысило вероятность оттока капитала из кипрских банков. Вероятность этого заставила власти ввести контроль над капиталом - для еврозоны тогда это был беспрецедентный шаг.

* Фактически кипрский евро стал совсем не тем евро, который обращается в Германии: его уже нельзя свободно обменять в рамках банковской системы. Это противоречит самой идее монетарного союза.

* Введение контроля над капиталом просто формализовало процесс, который и так уже несколько лет идет полным ходом в Европе: происходит дезинтеграция рынков капитала членов союза.

* Национальные регуляторы теперь заботятся лишь о внутренней финансовой системе, пытаясь сохранить капитал и ликвидность внутри страны.

* Без общеевропейской системы банковского надзора и разрешения банковских проблем выйти из этого тупика нельзя.

Кризис в Еврозоне

* Затяжное разрешение кризиса на Кипре вновь показало, что в Европе разворачиваются несколько кризисов одновременно: к банковскому, суверенному, макроэкономическому и валютному кризисам добавился и кризис управления.

* Все решения в Европе принимаются совместно представителями национальных государств, но в учет не принимаются последствия решений, которые принимают в Европе на национальном уровне.

* Таким образом, разделить ответственность за банковскую систему с другими странами - это в интересах любой страны со слабыми банками.

* Но ЕЦБ и ЕС не принимают стратегические решения, отделываясь краткосрочными мерами, например, ликвидность предоставляется центробанком или через систему межбанковских платежей TARGET 2. Однако это лишь усложняет процесс принятия решения.

* Шаги в сторону создания SSM часто воспринимаются как серьезный прогресс на пути к созданию банковского союза и более стабильного валютного союза.

* Но пример Кипра показал, что этого недостаточно. Проблемы кипрских банков были очевидны еще в 2011 году. Но с учетом политических проблем, отсутствия схемы разрешения банковских кризисов и недостатка ресурсов решением проблемы никто не занимался, пока не стало слишком поздно.

* Даже если ЕЦБ будет осуществлять надзор над банками еврозоны, то без организации, которая бы занималась бы разрешением кризисов, проблемы решены не будут. ЕЦБ будет вынужден вкладывать все больше и больше ликвидности в сектор и поддерживать банки-зомби на плаву, если национальные власти не смогут разрешить проблемы самостоятельно.

Банковский союз нужен

* Еврозона без банковского союза не сможет стать стабильным валютным союзом. Однако банковский союз не разрешит всех проблем Европы.

* Создать единую систему регулирования и разрешения кризисов невозможно за одну ночь, а вот кризис требует немедленного решения.

* Систему разрешения кризисов, скорее всего, необходимо будет создать за пределами SSM, которой управляет ЕЦБ. Это может потребовать изменений Лиссабонского договора. Да и страховать сейчас проблемы банков это все равно, что застраховать человека, который уже получил ранение.

* Один из путей решения кризиса - это создание компании по управлению активами или агентства по рекапитализации, которое выявит проблемные банки, а также возьмет на себя долю в их капитале. Это поможет ему заработать на возможном росте банковского сектора после начала восстановления экономики.

* Такая схема поможет разорвать порочную связь между банками и правительствами и вылечит Европу от жадности. Сегодня внутри одного союза одни банки страдают, а другие зарабатывают на их бедах.

* Голландцев привлекла высокая доходность по депозитам в банках Исландии, но потом они были очень расстроены тем, что Исландия не стала брать на себя обязательства своих банков.

* Кипрские банки скупали греческие облигации в 2010 году, когда было ясно, что Греции понадобится реструктуризация задолженности.

* По-сути, банки обманывают себя и друг друга. Гособлигации на балансах банков считаются безрисковыми активами.

* Но это трюк, который позволяет сделать инвестиции с низким риском и удовлетворить потребности государств в финансирование. В долгосрочной перспективе это приводит к росту рисков и усиливает порочную связь между государством и банковским сектором.

За матеріалами: Финмаркет
Ключові теги: ЄС
 

ТЕГИ

Курс НБУ на сьогодні
 
за
курс
uah
%
USD
1
39,4716
 0,1144
0,29
EUR
1
42,1833
 0,0787
0,19

Курс обміну валют на сьогодні, 10:29
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,3652  0,00 0,00 39,8952  0,02 0,05
EUR 42,1717  0,03 0,07 42,9630  0,01 0,03

Міжбанківський ринок на сьогодні, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,7000  0,25 0,63 39,7200  0,25 0,63
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес