Фінансові новини
- |
- 20.11.24
- |
- 03:48
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
K2kapital: Рынок нефтяных фьючерсов: "разбор полетов"
09:11 11.04.2005 |
Майские фьючерсы на нефть марки WTI на Нью - Йоркской товарной бирже NYMEX открылись в пятницу ниже уровня закрытия накануне и оставались ниже этого уровня на протяжении всей сессии. По итогам дня майские фьючерсы на нефть WTI на бирже NYMEX опустились на 79 центов до $53,32 за баррель. В ходе торгов они упали до $52,70. Майские фьючерсы на нефть марки Brent на Международной нефтяной бирже IPE в Лондоне упали по итогам торгов в пятницу на $1,15 до $52,89 за баррель.
Подобно нефтяным фьючерсам, майские фьючерсы на бензин на бирже NYMEX всю сессию в пятницу торговались ниже уровня закрытия накануне. По итогам дня майские фьючерсы на бензин упали на 3,14 цента до $1,5366 за галлон.
Таким образом, по сравнению с закрытием в предыдущую пятницу, 1 апреля, фьючерсные цены на бензин на бирже NYMEX упали к закрытию 8 апреля на 19,44 цента или на 11,2%, фьючерсные цены на нефть марки WTI упали на $3,95 или на 6,9% и фьючерсные цены на нефть марки Brent опустились на $3,62 или на 6,4%.
А начиналась минувшая неделя с рекордов. В понедельник 4 апреля в ходе торгов на бирже NYMEX майские фьючерсы на нефть WTI установили новый номинальный рекорд на отметке $58,28 за баррель, а майские фьючерсы на бензин в ходе утренних внебиржевых электронных торгов достигли нового рекордного значения $1,7491 за галлон. Рывок к новым рекордам был обусловлен эффектом от нашумевшего прогноза Goldman Sachs о цене на нефть в $105, "выданным" на предыдущей неделе, и ажиотажем вокруг высокого спроса на бензин в США. По последним данным министерства энергетики США, имевшимся к 4 апреля, на неделе, закончившейся 25 марта, товарные запасы бензина в Америке сократились на 2,9 млн. баррелей. На тот момент, сокращение произошло четвертую неделю подряд. Это сокращение плюс тот факт, что спрос на бензин в Америке в марте превышал спрос в то же время прошлого года на 2%, совершенно затмили для участников рынка "медвежью" составляющую данных министерства энергетики, которая заключалась в том, что товарные запасы нефти в США выросли на отчетной неделе на 5,4 млн. баррелей и были на 8,6% выше, чем в то же время прошлого года, а запасы бензина, несмотря на сокращение, были на 6,3% выше, чем в то же время прошлого года. Рынок распалила идея о том, что при высоком спросе на бензин в США товарные запасы этого вида топлива значительно уменьшатся к разгару летнего автомобильного сезона и на бензиновом рынке возникнет напряженность.
И все - таки, фьючерсные цены на нефть и бензин не удержались вблизи новых рекордных значений. В понедельник прозвучали заявления руководства ОПЕК о возможности дополнительного увеличения нефтедобычи с целью обуздания цен на нефть. Наиболее осторожные участники рынка решили зафиксировать прибыль на рекордных ценовых уровнях и на фоне заявлений ОПЕК. Торги в понедельник, отмеченные новыми рекордами, завершились понижением фьючерсных цен.
Во вторник фиксация прибыли продолжилась. Этому способствовали ожидания, что очередные еженедельные данные о товарных запасах нефти в США покажут их дальнейшее увеличение. Кроме того, у участников рынка появилось ощущение, что бурное бензиновое ралли предыдущих дней зашло, возможно, слишком далеко. Незадолго до закрытия биржевых торгов во вторник началось выступление председателя ФРС Алана Гринспена (Alan Greenspan), посвященное рынкам энергоносителей. Гринспен указал, что в последний год рынки нефти и природного газа испытывают напряженность, "которой не наблюдалось в течение жизни целого поколения". "Рост спроса и отставание в расширении производственных мощностей, в сочетании друг с другом, абсорбировали значительный объем избыточного предложения на энергетических рынках, которое сыграло существенную роль в сдерживании цен на энергоносители между 1985 и 2000 гг.," - сказал Гринспен. Председатель ФРС отметил низкую краткосрочную эластичность спроса на нефть, указав, что "повышение цен в последние месяцы замедлило рост спроса на нефть, но только умеренно". Однако замедление роста спроса и наращивание производства привело к увеличению товарных запасов нефти и расширению спрэда между фьючерсными ценами и спот - ценами. Более низкие спот - цены, по сравнению с фьючерсными ценами, делают выгодным наращивание товарных запасов нефти. "Если данная ситуация сохранится, то эти технические рыночные факторы могут привести к созданию буфера из товарных запасов, который погасит нынешнее ценовое безумие", - сказал Гринспен. По - английски эти слова звучали как "an inventory buffer to damp the current price frenzy".
В отношении долгосрочной перспективы нефтяного рынка Гринспен сказал, что "многое будет зависеть от реакции спроса на цену в долгосрочном периоде". "Если история служит примером," - сказал председатель ФРС, "то, если цены будут оставаться на высоком уровне, потребление энергоносителей будет со временем продолжать уменьшаться, соотносительно с ВВП". Гринспен отметил значительное уменьшение энергоемкости экономики США в период с начала 1970 - х годов, когда цены на нефть резко выросли в связи с арабским эмбарго, к 1985 г. "Поскольку цены на энергоносители снова растут, ускоренное уменьшение энергоемкости в грядущие годы представляется практически неизбежным", - сказал Гринспен. "Эластичность спроса в долгосрочном периоде показала себя гораздо более выраженной по сравнению с краткосрочным периодом", - отметил председатель ФРС.
Если передать выступление Гринспена в самом кратком изложении, то он сказал, что основу для высоких цен на нефть создает отставание инвестиций в нефтедобывающие и нефтеперерабатывающие мощности по сравнению с ростом спроса. В долгосрочной перспективе это отставание может быть ликвидировано за счет уменьшения потребления энергоносителей, соотносительно с ВВП, и увеличения указанных инвестиций, стимулом для которых служат высокие цены на нефть. В краткосрочном периоде, как уже было процитировано, крупные товарные запасы нефти могут "погасить нынешнее ценовое безумие". Другими словами, применительно к ценам Гринспен по существу сказал, что есть высокие цены, для которых имеются основания, и есть сумасшедшие цены, для которых разумных оснований нет.
В среду появились очередные еженедельные данные о товарных запасах нефти и нефтепродуктов в США. По подсчетам министерства энергетики США, на неделе, закончившейся 1 апреля, товарные запасы нефти в Америке увеличились на 2,4 млн. баррелей до 317,1 млн. баррелей, что было на 8,0% больше, чем в то же время прошлого года, и стало самым большим объемом после июня 2002 г., когда, как пишет Reuters, цены на нефть находились вблизи $20 за баррель. Кстати, на 2002 год, год слабого экономического роста, приходится самый большой объем мировых резервных нефтедобывающих мощностей за последние 10 лет. По данным министерства энергетики США, в 2002 г. резерв нефтедобывающих мощностей в мире составлял в среднем 5,7 млн. баррелей в день. В 2004 г., по данным того же министерства, резерв составлял чуть больше 1 млн. баррелей в день.
Что касается товарных запасов бензина в США, то на неделе, закончившейся 1 апреля, они сократились на 2,1 млн. баррелей до 212,3 млн. баррелей. Это значение на 11,0 млн. баррелей или на 5,5% больше, чем в то же время прошлого года, и находится выше среднего диапазона за последние пять лет. Уровень импорта бензина в Америку на отчетной неделе не изменился, составив в среднем 900 тысяч баррелей в день. Уровень производства бензина на американских НПЗ повысился до 8,6 млн. баррелей в день, по сравнению с 8,2 млн. баррелей в день на предыдущей неделе. Коэффициент использования производственных мощностей американских НПЗ повысился до 93,7%, против 91,1% на предыдущей неделе. За последние четыре недели средний спрос на бензин составлял 9,1 млн. баррелей в день, что было на 1,9% выше, чем в тот же период прошлого года.
После публикации данных о запасах фьючерсные рынки "задергались". Сначала топливные фьючерсы понизились, отразив реакцию участников рынка на очередное увеличение запасов нефти. На неделе, закончившейся 1 апреля, товарные запасы нефти в США увеличились восьмую неделю подряд. Но сокращение товарных запасов бензина, произошедшее пятую неделю подряд, подтолкнуло трейдеров к игре на повышение. Топливные фьючерсы пошли вверх. Однако продвижение бензиновых фьючерсов оказалось вялым, что насторожило топливных "быков" и побудило их к отступлению. Новый виток бензинового ралли не состоялся. По итогам торгов в среду цены на нефть и бензин понизились, третий день подряд.
И все - таки, в четверг, с самого утра, фьючерсные цены на нефть и бензин снова двинулись вверх. Газета The Wall Street Journal, со ссылкой на неназванный саудовский источник, написала, что Саудовская Аравия предлагает клиентам столько нефти, сколько они пожелают для увеличения их товарных запасов перед резким ростом спроса на нефть в конце года. По словам WSJ, Саудовская Аравия готова качать нефть на полную мощность, которая, согласно источнику, составляет в настоящее время 11 млн. баррелей в день. В марте, как сообщила WSJ, саудовцы добывали 9,5 млн. баррелей в день. Публикация в WSJ была воспринята как подтверждение того, что мировой резерв нефтедобывающих мощностей находится на пределе и что Саудовская Аравия ожидает значительного повышения спроса.
Кроме того, в четверг утром был опубликован очередной ежемесячный доклад аналитического отдела министерства энергетики США, EIA. Согласно прогнозу EIA, цены на нефть марки WTI, стандарта для американского рынка и ориентира для мирового рынка, будут оставаться на уровнях выше $50 на протяжении всего 2005 г. и в 2006 г. В 2005 г., по прогнозу EIA, резервные нефтедобывающие мощности в мире будут составлять в среднем около 1,25 млн. баррелей в день, а в 2006 г. - всего лишь около 600 тысяч баррелей в день. Спрос на бензин в США в летний автомобильный сезон 2005 г. (апрель - сентябрь) составит рекордные 9,33 млн. баррелей в день, что будет на 1,8% выше, чем в тот же период прошлого года.
Доклад EIA поддержал "бычье" настроение на рынках топливных фьючерсов, но, как выяснилось чуть позднее, в нем имелась "трещинка". В 10:30 утра министерство энергетики США опубликовало данные о товарных запасах природного газа на неделе, закончившейся 1 апреля. Оказалось, что на прошедшей неделе запасы увеличились на 10 млрд. куб. футов. Отраслевые аналитики ожидали сокращение. Неожиданное увеличение запасов газа стало искоркой, оживившей "медвежьи" сомнения рынка. До недавнего времени эти сомнения были связаны с крупными товарными запасами нефти в США, но в среду к ним прибавились сомнения относительно ситуации с бензином. Хотя на неделе, закончившейся 1 апреля, запасы бензина в Америке сократились, пятую неделю подряд, последняя отчетная неделя отличалась от серии предыдущих недель тем, что на этой неделе американские НПЗ значительно увеличили объем производства. После долгой "спячки", связанной с проведением сезонных технико - профилактических работ, НПЗ повысили уровень использования производственных мощностей до 93,7%, против 90% - 91% в предыдущие несколько недель. Производство бензина на прошедшей неделе существенно увеличилось, составив более 8,6 млн. баррелей в день. Этот уровень производства плюс импортные поставки бензина (900 тысяч баррелей в день) превысили уровень спроса на бензин, о котором сообщило министерство энергетики США. Выше говорилось, что, по данным министерства, за последние четыре недели средний спрос на бензин составлял 9,1 млн. баррелей в день. Согласно предыдущему отчету министерства энергетики, который содержал данные за неделю, закончившуюся 25 марта, средний спрос на бензин за четырехнедельный период также составлял 9,1 млн. баррелей.
Видя высокий уровень производства бензина на последней отчетной неделе, участники топливных рынков задумались о том, насколько обоснованна их "бычья" идея о грядущей напряженности на бензиновом рынке США в летний автомобильный сезон. "Медвежьи" сомнения, связанные не только с большими товарными запасами нефти, но и с увеличением производства бензина в США, остановили в четверг утренний подъем и привели к развороту рынка. Майские фьючерсы на бензин на бирже NYMEX упали по итогам торгов в четверг на 9,12 цента до $1,5680 за галлон, или на 5,5%. Майские фьючерсы на нефть WTI на бирже NYMEX упали на $1,74 до $54,11 за баррель. Майские фьючерсы на нефть марки Brent в Лондоне опустились на $1,23 до $54,04 за баррель.
Падению не помешал доклад Международного валютного фонда, опубликованный поздним утром в четверг и созвучный "бычьим" настроениям. По прогнозу экспертов МВФ, мировой спрос на нефть вырастет с 82,4 млн. баррелей в день в 2004 г. до 138,5 млн. баррелей в день в 2030 г., чему будет способствовать повышение жизненного уровня в развивающихся странах и скачок в количестве владельцев автомашин. Китай обеспечит чуть ли не четверть ожидаемого увеличения спроса на нефть ввиду быстрого экономического роста в этой стране и ее большого населения. В 2030 г. мировые цены на нефть, по прогнозу МВФ, будут находиться в диапазоне $39 - $56 за баррель, с поправкой на инфляцию.
"Нефтяной рынок будет оставаться напряженным в грядущие годы", - сказал на пресс - конференции главный экономист МВФ Радхурам Раджан (Radhuram Rajan). "Следует ожидать, что мы будем жить с высокими и волатильными ценами на нефть, с которыми будет связан риск для роста мировой экономики", - добавил Раджан. Резерв мировых нефтедобывающих мощностей будет оставаться малым, продолжил главный экономист МВФ. Это обстоятельство, в сочетании с растущим спросом, будет поддерживать напряженность в балансе спроса и предложения. Таким образом, в случае неожиданного нарушения поставок или резкого увеличения спроса цены на нефть могут взвиться вверх. Цены в $100 будут возможны, сказал Раджан, но это "необязательно является самым вероятным сценарием".
Как полагают в МВФ, высокие цены на нефть лишь слегка замедлят мировой экономический рост в текущем году. На заседании, состоявшемся в марте, руководители МВФ пришли к выводу, что "влияние высоких цен на нефть на мировую экономику пока не было слишком большим, и перспективы экономического роста остаются благоприятными". В другом документе МВФ говорится, что даже если цены на нефть поднимутся в этом году до $80, что "чрезвычайно маловероятно", мировая экономика будет в состоянии избегнуть рецессии.
Упав по итогам торгов в четверг, фьючерсные цены на нефть и бензин продолжили движение вниз на следующий день. Как было сказано в начале этой статьи, в пятницу нефтяные и бензиновые фьючерсы даже не пытались подняться выше уровня закрытия предыдущей сессии. Фьючерсный рынок принял во внимание крупные товарные запасы нефти в США, высокий уровень текущей нефтедобычи в мире и признаки возможного спокойствия на бензиновом рынке в Америке в летний автомобильный сезон. Станут ли эти факторы превалирующими на ближайшую перспективу, будет зависеть от того, что покажут очередные еженедельные данные о товарных запасах нефти и бензина в Америке, крупнейшем мировом потребителе топлива, а также от того, не случится ли какого - нибудь эксцесса в виде серьезной аварии на НПЗ или значимого нарушения поставок нефти. Событие такого характера может вернуть остроту "бычьей" идее о растущем спросе на топливо и малом резерве производственных мощностей в нефтяной и нефтеперерабатывающей индустрии. Кроме того, на неделе 11 - 15 апреля выйдут очередные ежемесячные доклады ОПЕК и Международного энергетического агентства, МЭА. Если МЭА и ОПЕК снова повысят прогнозы по спросу на нефть в 2005 г., как они сделали в двух предыдущих докладах, то "бычья" идея, опять же, может получить подкрепление.
Если "подкрепления" не случится, в той или иной форме, то можно будет ждать заметной коррекции. На рынке нефтяных фьючерсов открыто великое множество длинных спекулятивных позиций. По данным Комиссии США по торговле товарными фьючерсами, CFTC, на неделе, закончившейся во вторник 5 апреля, количество открытых длинных спекулятивных позиций по нефти на бирже NYMEX увеличилось со 164 014 до 173 593, количество коротких позиций уменьшилось с 90 222 до 84 881. Таким образом, перевес длинных спекулятивных позиций над короткими вырос с 73 792 до 88 712. Это рекордное нетто - количество длинных спекулятивных позиций по нефти за всю историю регистрации данных CFTC. Неделя, закончившаяся 5 апреля, соответствует тому промежутку времени, когда аналитик Арджун Мурти (Arjun Murti) из Goldman Sachs заявил в нашумевшем докладе, что нефтяной рынок вступил в период "супер - подъема" и цена нефти марки WTI в этот период может достигнуть $105 за баррель. В последние дни, судя по движению цен, происходило сокращение длинных позиций по нефти, однако снижение цен было не таким впечатляющим, чтобы говорить о масштабном закрытии длинных позиций. Если в ближайшие дни новых "бычьих" стимулов не появится, то закрытие длинных позиций может пойти в режиме "снежного кома".