Фінансові новини
- |
- 09.01.25
- |
- 22:38
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
"Киевские Ведомости": Бикфордов шнур ВВП
16:16 05.12.2003 |
После широкого использования таких понятий, как валовый внутренний продукт и инфляция не только экономистами, но и политиками, доверие к данным величинам и прогнозам их роста у общественности серьезно пошатнулось. ВВП и инфляция перестали быть абсолютными и приобрели дискуссионные приставки "от" и "до". Сегодня как продолжение обсуждения важнейших макроэкономических показателей мы предлагаем вашему вниманию интервью с советником председателя НБУ по макроэкономике, одним из ведущих отечественных экономистов Валерием Литвицким.
- Валерий Алексеевич, подтверждаете ли вы гипотезу о замедлении роста ВВП?
- Нет. Действительно, в июле было снижение его накопленной динамики до 5,3%, но в сентябре и октябре произошло восстановление до уровня первого полугодия, когда рост составлял 7,5%. На сегодня с начала года увеличение ВВП - 7,2%. Если оценить в годовом измерении, то нужно среднемесячный показатель его увеличения - 0,75% - умножить на 12, и вы получите 8,6%. И потом ведь 7,2% - предварительная цифра. За первые полгода ВВП пересмотрели с 7,5% до 8,6%. Поэтому за год он может быть даже выше 9%. К тому же в декабре темпы роста ВВП всегда выше.
- За счет каких отраслей растет ВВП? Экспортоориентированных?
- Нет. Наиболее динамично новую добавленную стоимость увеличивали машиностроение, пищевая отрасль, деревообработка, а уже потом - металлургия и химия. Затем - торговля и транспорт.
- Имеем ли мы основания предполагать, что рост ВВП в следующем году не ослабнет, как это уже было в 2002 году?
- Имеем. Кстати, потому что локомотивами роста промышленности являются экспортоориентированные отрасли. Хотя их динамика ниже, чем того же машиностроения, но бикфордовым шнуром роста объемов промышленного выпуска является внешний спрос. Поэтому если хорошо поработают металлургия и химия, они инвестируют и в свою отрасль, и в смежные. Соответственно, дадут работу машиностроению и торговле, транспорту и всей сфере услуг.
- Многие считают, что у нас экономический рост является второсортным, так как он заработан на внешнем спросе, а он изменчив. При этом полагают, что акцент нужно делать на внутренний.
- Это противопоставление мне кажется искусственным. За счет экспорта мы действительно получаем 60% доходов, но на импорте теряем 57%. Поэтому вклад чистого экспорта не 60%, а 3%. Но почему этот экспорт нам так нужен? Потому что он дает работу внутреннему спросу. Потому что те, кто работает на экспорт, они и потребляют в стране.
- Будет ли внешний спрос активным в будущем году?
- Он не будет ниже, чем в этом. Пока что я не вижу ухудшения ни в одном прогнозе. Наши основные рынки - Россия, Европа и Азия. Во всех этих регионах на следующий год предполагается рост. На Россию приходится 18,2% общего объема нашего экспорта товаров и услуг. В Европу идет 38,2%, в Азию - 23%. Россия - это 28% нашего внешнеторгового оборота. Европа - 38%, страны СНГ - 10%, другие страны - 22%. Вклад промышленности в рост ВВП - приблизительно 30%. Если она будет хорошо работать на внешний спрос и на внутренний, то "заведет" торговлю и транспорт. В сумме эти отрасли создают половину ВВП.
- А если повторятся проблемы в аграрном секторе?
- Недооценивать роль сельского хозяйства было бы ошибкой. Но нельзя забывать, что оно дает только пятую часть прироста ВВП. Торговля и транспорт - столько же. Аграрный сектор затормозил рост и в этом году. Но это компенсировано соответствующей динамикой транспорта и торговли.
- Тогда как вы относитесь к тому, что на следующий год Минэкономики прогнозирует темпы роста ВВП меньше, чем в этом.
- Если правительство хочет за десять лет удвоить ВВП (а говорили, что даже к 2010 году), то мало планировать его годовой рост 4,8%. Нужно подстегивать рынок ожиданиями.
- Что вы думаете об инфляции в следующем году?
- Вряд ли в среднесрочной и отдаленной перспективе нас ждет рост цен из - за спада ВВП. Как это было в прошлом году, когда планировали валовый продукт 6%, а получили 4,8%. Если динамика роста будет падать, то, скорее всего, рост цен, при прочих равных условиях, замедлится. Если же рост ускорится в следующем году, то так же, как и в этом, это приведет к большей динамичности цен. Но это будет здоровая плата за рост - по моим расчетам, не более 1% в общегодовой инфляции. Хотя я не верю, что в следующем году рост ВВП может сократиться на одну треть. Инфляция может прирасти по причине неурожая, потому что 60% потребительской корзины - продукты. В первом квартале может быть инерционная инфляция. И все же есть возможность жить в следующем году с инфляционным налогом 5 - 6% и ниже. Это было бы хорошим дополнением к снижению налога на доходы физических лиц до 13%. А курс гривни в следующем году будет крепким - сегодняшние 5,33, пункт туда, пункт сюда. Вероятность пробить потолок в 5,34 USD/UAH - не более 50%.
- Можно ли говорить о привлекательности гривни, а не доллара?
- Не могут быть непривлекательными деньги той страны, в которой восьмипроцентный рост. Привлекательность гривни базируется на макроэкономическом фундаменте. Большой рост - значит, большой спрос на деньги. А экономические трансакции должны осуществляться в гривне, тем более что она сейчас лучше себя чувствует, чем доллар. Нацбанк даже сдерживает ревальвацию гривни. Наша экономика толкает ее вверх. Сальдо текущего счета - 2,7 миллиарда, три года сохраняется бездефицитный бюджет. В таких условиях гривня не может слабеть. И пока что тенденция незначительного номинального и реального ее роста сохраняется.
- Получается, все безоблачно?
- Есть и проблемы. Темпы увеличения ВВП будут выше прогнозных, инфляция - меньше или на уровне этого года. Предпосылки роста будут теми же, что и в этом году, сохранится ориентир на внешний спрос. А вот социальная результативность роста должна быть выше. Я имею в виду реальные доходы и зарплату. Следующая проблема - госбюджет. С вероятностью 50/50 рост ВВП в следующем году будет на треть выше запланированного. Бюджет будет "тесноват", он начнет трещать по швам. Хотя и это неплохо - появится ресурс для повышения минимальной зарплаты.
Сергей ЛЯМЕЦ