Фінансові новини
- |
- 04.12.24
- |
- 11:53
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
ФК Сократ: Почему не может состояться ни одна продажа крупного отечественного предприятия
12:01 07.03.2003 |
26 февраля 2002 г. Фондом госимущества Украины был объявлен конкурс по продаже 25% акций ОАО "Никопольский ферросплавный завод". Конкурс должен состояться 27 марта 2003 г. Однако у нас есть опасения, что будет заблокировано само проведение конкурса или же его результаты будут оспорены в суде. Основания для подобных опасений могут появиться у любого вдумчивого читателя, который посмотрит на дополнительные условия конкурсов по "Северному ГОКу", "Балцему" и теперешние по "НЗФ", сравнит их по сути и обратит внимание на тот факт, что все предыдущие конкурсы не состоялись.
Приватизация крупных промышленных объектов проходит очень трудно. Еще хуже обстоят дела с приватизацией предприятий - монополистов. Рассматриваемое нами предприятие мало того, что является крупнейшим производителем электроферросплавов, оно по некоторым группам занимает практически монопольное положение.
Так, объемы производства электроферросплавов достигают 800 тыс. т. в год, завод занимает монопольное положение на рынках углеродного электроферромарганца и силикомарганца. Более половины произведенной продукции завод экспортирует в страны СНГ и дальнего зарубежья. По информации информационного агентства "Контекст" доля ОАО "НЗФ" на европейском рынке силикомарганца достигает 45%, на рынке СНГ - 49%. Чистый объем реализации в 2002 г. составил 1,45 млрд. грн. (в 2001 г. - 1,62 млрд. грн.), чистая прибыль 18,47 млн. грн. (56,99 млн. грн. в 2001 г.).
Принадлежащий государству контрольный пакет акций (50%) передан в управление коммерческому банку "Кредит - Днепр", которого ассоциируют с НПИГ "Интерпайп". Ранее был реализован 26% пакет акций этого предприятия, на который претендовали НПИГ "Интерпайп" и ПриватБанк. В результате победителем конкурса был признан "Интерпайп", однако влияние ПриватБанка на предприятие сохранилось, о чем свидетельствует тот факт, что 14 декабря 1999 г. на собрании наблюдательного совета "Приват - интертрейдинг" получает 3 места в Наблюдательном совете и 2 в Правления предприятия. В последнем случае менеджеры "Приватбанка" заняли должности зампредседателей правления по экономике и финансам. Возможно, это был первый случай, когда на крупнейшем экспортно - ориентированном предприятии нашли общий язык две конкурирующие финансово - промышленные группы.
ФГИ предлагает к продаже 25% уставного фонда и гарантирует подписание договора с победителем на управление оставшимися государственными 25% акций. Стартовая цена за фактически контрольный пакет составляет немногим более 53 млн. грн. При этом победитель обязуется удерживать финансовые показатели деятельности предприятия на уровне не очень удачного 2002 г. Так, объем реализации в 2003 г. должен составить не менее 1,42 млрд. грн., чистая прибыль 20,0 млн. грн. В 2004 эти показатели должны составлять соответственно 1,46 млрд. грн. и 22,2 млн. грн. На выплату дивидендов необходимо направить в 2003 - 18,0 млн. грн., в 2004 г. - 19,0 млн. грн. Очевидно, что фиксированные условия являются более чем приемлемыми.
Не будем даже акцентироваться на самой сути продажи, которая заключается в том, что продажа 25% - го пакета акций состоится так, что он превратится в контрольный. Ведь это противоречит инициативам ФГИ и многочисленным заявлениям его руководителей о том, что оставлять 25% - ый пакет акций в госсобственности неэффективно и необходимо избавляться от этих пакетов чуть ли не по любой цене. Вспомните, как долго продавал и по какой цене ФГИ в конце - концов продал 25% - ый пакет ОАО "Азовсталь".
Отметим только, что ФГИ достаточно мягко подошел к определению стартовой цены - всего 53 млн. грн., из которых уже запланирован возврат в виде дивидендов (помните вышеприведенные минимальные требования к чистой прибыли и утвержденный порядок выплаты дивидендов?) не менее 9,25 млн. грн. ( (18 млн. грн. + 19 млн. грн.) * 25% = 9,25 млн. грн.). Стоимость чистых активов предприятия (разность между суммой активов и обязательств предприятия) составляет 582 млн. грн. или 1,91 грн. за акцию, в то время как стартовая цена составляет 0,70 грн. за акцию (т.е. в 2,73 раза меньше).
Посмотрим с другой стороны - с точки зрения прибыльности объекта. За последние три года сумма чистой прибыли и амортизационных отчислений (т.е. средств, которые остаются в распоряжении предприятия) составляет 271 млн. грн. или 0,89 грн. за акцию, что опять же превышает стартовую цену. Не будем задаваться вопросом: "Почему это чистая прибыль экспортно - ориентированного предприятия - монополиста за 2002 г. ухудшились в 4,10 раза, хотя до этого два года подряд были достаточно стабильными, и не связано ли это с тем, что была применена общеизвестная схема "чем хуже, тем лучше", т.е. чем хуже у предприятия дела, тем дешевле, а значит лучше его будущему собственнику".
В любом случае цена явно не учитывает премии за контроль, который получает будущий собственник предприятия вместе с покупкой этого блокирующего пакета, и на наш взгляд должна составлять от 0,95 до 1,05 грн. за акцию. В этом случае стоимость предприятия будет составлять от 288 до 318 млн. грн.
Теперь обратим внимание на дополнительные требования. Необходимо отметить, что дополнительные условия конкурсов стали настоящим "бичом приватизации". Ведь именно незаконность и дискриминационный характер дополнительных условий конкурсов являются основной причиной исков, по которым суды блокируют проведение приватизационных конкурсов или отменяют их результаты.
Итак, в случае с "НЗФ" претендент должен в течение не менее трех лет управлять или владеть предприятием, которое:
- производит аналогичную продукцию в объеме не менее 350 тыс. т. электроферросплавов в год;
- характеризуется ростом объемов производства и прибыльной деятельностью;
- в течение минимум двух последних лет выплачивает дивиденды;
Дополнительные требования всегда использовались ФГИ, как средство ограничения круга потенциальных участников конкурса. Первоначальные декларации о том, что государство должно привлекать эффективных собственников - промышленных инвесторов, при этом получая максимально возможную цену за объект, по - видимому, значительно трансформировались. Создается впечатление, что ФГИ более не должен стремиться выполнить план приватизационных поступлений, т.к. условия конкурса значительно сужают круг потенциальных участников, практически оставляя только одного - НПИГ "Интерпайп", которая уже управляет контрольным пакетом акций. Остальные отечественные финансово - промышленные группы не смогут принять участие в конкурсе не потому, что им не интересен объект или же завышена стартовая цена, а только потому, что не пройдут по тем или иным пунктам "дополнительных условий".
По информации СМИ интерес к участию в конкурсе из отечественных ФПГ высказали НПИГ "Интерпайп" и Индустриальный союз Донбасса. В принципе можно предположить, что к этому предприятию имеется интерес ПриватБанка (не даром ведь представители ПриватБанка входят в состав Наблюдательного Совета и Правления). Кроме того, на пресс - конференции ФГИ, посвященной приватизации ОАО "Никопольский ферросплавный завод", первый заместитель председателя ФГИ Михаил Чечетов заявил, что (цитируем):
а) он рассчитывает на широкое участие в конкурсе не только украинских инвесторов, но и инвесторов из ближнего и дальнего зарубежья;
б) условия конкурса по "НЗФ" призваны "отсекать" мелких инвесторов, однако не ограничивают конкуренцию за реализуемый пакет акций;
в) инициатива относительно условий конкурса исходила от представителей завода (т.е. группы "Интерпайп"? - автор.), обладминистрации, была поддержана Минпромполитики и Минэкономики.
Кроме того, М. Чечетов назвал ряд компаний, которые, по его словам, соответствуют дополнительным требованиям и изъявили желание участвовать в конкурсе. Ими являются:
Компания | Объемы производства | Штаб - квартира | Заводы |
Челябинский электрометаллургический комбинат | 560,5 тыс. тонн | Россия | ЧЭМК |
Кузнецкие ферросплавы | 357,2 тыс. тонн | Россия | Кузнецкие ферросплавы |
Eramet Group | 950 тыс. тонн | Франция | Франция (2 завода) Норвегия (2 завода) Италия США Китай (2 завода) |
Compahnia Vale do Rio Doce (CVRD) | 451,5 тыс. тонн | Бразилия | Бразилия (2 завода, Франция) |
BHP Billiton | 642 тыс. тонн | ЮАР | Австралия ЮАР (2 завода) |
Также М. Чечетов не исключил участия в конкурсе ОАО "Стахановский завод ферросплавов" (Украина).
Итак, не рассматривая сейчас наличие дополнительных условий можно сказать, что потенциальных участников могло бы быть не менее девяти. При этом все они являются промышленными инвесторами и знакомы с производством ферросплавов не понаслышке. На наш взгляд, это обеспечило бы высокую конкуренцию и значительный рост цены за 25% - ый пакет, который, в сумме с передающимся в управление госпакетом, обеспечивает контроль над предприятием.
Однако если применить дополнительные условия, то получится, что принять участие могут:
- из украинских предприятий - только НПИГ "Интерпайп" в лице банка "Кредит - Днепр";
- из российских - с некоторой натяжкой ОАО "Кузнецкие ферросплавы" (по данным СМИ предприятие платило дивиденды только на привилегированные акции);
- все компании дальнего зарубежья.
Ниже мы составили таблицу пунктов несоответствия предполагаемых конкурсантов требованиям ФГИ:
Претендент | Пункт несоответствия |
ИСД | Не производит и не контролирует предприятие, производящее электроферросплавы. |
ПриватБанк | Контролируемый банком ОАО "Запорожский ферросплавный завод" по итогам 2002 г. произвел менее 350 тыс. т. электроферросплавов, предприятие не выплачивало дивиденды, банк контролирует завод менее 3 лет. Наличие представителей "ПриватБанка" в Наблюдательном Совете и Правлении ОАО "НЗФ" не будет рассмотрено как отношения контроля. |
ОАО "Стахановский ферросплавный завод" | С 1999 г. ежегодно производит не более 200 тыс. т. электроферросплавов. |
Челябинский электрометаллургический комбинат | На протяжении последних трех лет предприятие убыточно (информация СКРИН). Вероятно, г - н М. Чечетов, называя это предприятие, не знал, что у будущего претендента убытки. |
По иностранным компаниям вообще возникает вопрос: не взяты ли их названия из какого - нибудь рейтинга, т.к. именно эти компании как раз являются тремя крупнейшими мировыми добытчиками руд и производителями металлов и сплавов, так называемыми . Естественно эти компании вполне могут заинтересоваться таким лакомым кусочком украинской экономики, как ОАО "Никопольский завод ферросплавов". Однако стоит учесть тот факт, что на мировом рынке ферросплавов наблюдается значительный спад, единственным растущим рынком является рынок Китая и именно на него устремлены взгляды этих корпораций. Так, по итогам 2002 г. все три вышеперечисленные компании зафиксировали снижение объемов производства и реализации ферросплавов (данные получены из годовых и квартальных отчетов самих компаний, размещенных ими на своих корпоративных веб - сайтах). На наш взгляд, участие этих компаний, в условиях снижения спроса на ферросплавы и отсутствия в Украине своей сырьевой базы, выглядит довольно туманно. Это, уже не говоря о том, что Украина по своему инвестиционному климату и рейтингу далеко не Европа, не Австралия и даже не Бразилия, где привыкли работать эти компании.
Кроме того, посмотрим на определенные условиями конкурса временные рамки. Конкурсное объявление было опубликовано 26 февраля. Конкурс должен состояться через 30 календарных дней после публикации - 28 марта. Прием документов заканчивается за семь календарных дней до начала проведения конкурса - т.е. 21 марта. Между этими двумя датами 17 рабочих дней. За этот период иностранным конкурсантам необходимо:
- подать в АМК легализированные документы для рассмотрения им вопроса возможности приобретения этого пакета акций;
- собрать для Eramet Group с пяти стран, для CVRD и BHP Billiton с двух стран, статистические справки, подтверждающие, что суммарно корпорация в течение трех лет производит больший объем продукции, чем требуется;
- предоставить легализированные аудиторские отчеты, подтверждающие прибыльность деятельности;
- предоставить легализированные документы, подтверждающие выплату в течение двух лет дивидендов, выполнение инвестиционных и экологических программ, финансовые возможности претендента;
Остаются ли у кого - то сомнения, что иностранные компании, возможно, и хотели бы поучаствовать, да, скорее всего, просто не успеют собрать все необходимые документы, легализировать их и доказать ФГИ, что именно этих документов достаточно для того, чтобы подтвердить соответствие дополнительным условиям. Куда спешит ФГИ, установив всего 23 календарных дня для подачи конкурсной документации? Почему нельзя было продлить этот срок, ведь М. Чечетов прямо говорит о том, что рассчитывает на широкое участие заграничных инвесторов, а значит, знает о том, что они могут просто не успеть за этот срок подготовить все необходимые документы для государственных органов незнакомой им страны!
На основании вышеприведенной информации мы склонны рассматривать в качестве наиболее реального будущего участника конкурса только одну компанию - НПИГ "Интерпайп".
Довольно интересно в этом свете звучат вышеприведенные слова зампредседателя ФГИ М. Чечетова о том, что условия конкурса призваны "отсечь мелких инвесторов". Интересно, кого он имел в виду? Неужели ИСД, которому принадлежит весь Донецкий регион или "ПриватБанк", который является самым крупным банком по объему активов, владеет рядом горно - обогатительных комбинатов, и недавно приобрел ближайшего конкурента ОАО "НЗФ" - ОАО "Запорожский ферросплавный завод"? Как ФГИ "измерял" потенциальных инвесторов, если ИСД и ПриватБанк получились "мелкими инвесторами", а НПИГ "Интерпайп" крупным?
На наш взгляд, вопрос о степени компетентности "отсеченных мелких инвесторов" в управлении промышленными предприятиями не вызывает сомнений. Находящиеся в их собственности предприятия стабильно увеличивают объемы производства и реализации. Ни одно предприятие не находится в плачевном финансовом состоянии и уж тем более не является банкротом.
Кроме того, ответственные лица в ФГИ прекрасно знают, что наличие конкуренции всегда поднимает конечную стоимость пакета акций. Вспомним уже ставшей легендарной продажу ФГИ 6,59% ОАО "Полтавский ГОК" на биржевых торгах ПФТС. Тогда стоимость этого пакета составила 79,9 млн. грн., цена продажи превысила стартовую в 11 раз. Произошло это из - за того, что этот пакет нужен был для окончательного установления контроля над предприятием сразу двум группам акционеров, которые борясь между собой и заплатили столь высокую цену.
В нашем случае ситуация со структурой акционеров на предприятии благоприятствует созданию хорошей конкуренции и получению высокой цены за этот пакет акций. Не смотря на то, что предприятие уже управляется "Интерпайпом" и "ПриватБанком" размер пакета и условия его продажи позволяют войти на предприятие любому стороннему инвестору, например тому же ИСД. Не стоит сбрасывать со счетов и российских инвесторов, которые также могли бы составить достойную конкуренцию отечественным ФПГ.
Поэтому мы позволим себе согласиться с мнением зампредседателя правления ОАО "Орджоникидзевский ГОК" Ильей Тузом об определении условий этого конкурса дискриминационными и требующими отмены. Скорее всего, этот конкурс пополнит череду неудавшихся приватизационных продаж и станет в один ряд с "прозрачными" продажами Балцема и Северного ГОКа. Хотя термин "прозрачный" можно в кавычки и не брать. Ведь действительно, все и так прозрачно и понятно, кого продвигают в собственники ОАО "Никопольский завод ферросплавов".