Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Вскрыть кубышку с депозитом. Как мэров заставят ритмично тратить деньги

14:04 25.01.2019 |

Економіка

 Алексей КУЩ / Деловая столца

Кабмин запретил местным бюджетам в 2019 г. размещать временно свободные средства на банковских депозитах. Что это - проявление административного ретроградства или попытка повысить эффективность использования средств на местах?

Когда низы не очень хотят

Реформа местного самоуправления, которая осуществляется в Украине, носит не революционный, а эволюционный характер. Не местные органы власти являются основными драйверами процесса, а Киев, который активирует децентрализацию, в том числе и под нажимом внешних кредиторов, усматривающих в этом ключ для активации экономических процессов на местном уровне. Выходит, что региональные центры получают даже больше, чем могут эффективно освоить.

По сути, это процесс децентрализации сверху, а не снизу, когда низы, может, еще и не так хотят, но верхи способны расширять пропорцию бюджетного перераспределения в пользу низовых уровней.

Однако реформа бюджетной децентрализации интересна для экономики в целом, но не как вечный процесс наращивания капитализации местных бюджетов.

Итак, цель номер один - активация экономических процессов на микроуровне и улучшение качества низовых слоев предпринимательской среды, для чего эти самые слои и нужно насыщать при помощи дополнительных финансовых поступлений.

Логика здесь вполне понятна: на местах лучше знают, какие школы ремонтировать и какие новые дороги прокладывать, да и контроль за эффективностью использования бюджетных средств легче наладить именно там, где они расходуются. В прежние годы госпрограммы финансирования региональных проектов осуществлялись из общего котла, для чего ходоки из регионов шли с челобитными в Киев, запасаясь "корзинками с куличами". Любая системная коррупция тонула в этом общегосударственном казане, и выявить, сколько "мяса" в нем плавает, можно было лишь на вкус, то есть без называния фамилий "кулинаров".

Нельзя сказать, что нынче мы живем в условиях абсолютно эффективного использования бюджетных ресурсов, но выявить очередную партию "пожарных машин" легче на мелководье местных бюджетов, чем в океане общегосударственной сметы расходов.

Пирог на 561 млрд

В 2019 г. ресурсы на местах существенно увеличатся. Как обычно, их доходы будут состоять из трех основных частей. Базовый ресурс - это доходы местных бюджетов, которые возрастут до 291,1 млрд грн и с учетом реверсной дотации, перечисляемой в бюджет, в итоге составят 284,3 млрд грн. Даже с учетом реверсной дотации ресурсы местных органов власти вырастут на 12%, добавив в копилку местных бюджетов дополнительные 27 млрд грн, то есть эквивалент одного миллиарда долларов.

Вторым источником пополнения станут субвенции из центрального госбюджета в размере 257,3 млрд грн, которые будут распределяться по нескольким направлениям, в частности, социальная субвенция составит 122 млрд грн, образовательная - 71 млрд грн.

Кроме того, базовая дотация для регионов с пониженной налогоспособностью составит 10,3 млрд грн, а средства, выделяемые госфондом регионального развития (ГФРР), - 9,1 млрд грн.

 Источник: Закон "О госбюджете Украины на 2019 год"

В сумме местные бюджеты в 2019-м смогут рассчитывать на 561 млрд грн, из них в ручном режиме будут перераспределяться лишь средства ГФРР, то есть всего 1,6% от плановых поступлений.

Также в текущем году планируется дополнительно расширить налоговую базу для формирования местных бюджетов. Им будет передано 5% ренты, собираемой за добычу природных ресурсов, подоходный налог с физических лиц, взимаемый с доходов, полученных от сдачи в аренду земельных участков, 13,44% акцизного сбора с продажи топлива. При этом все указанные выше фискальные направления в ближайшее время будут иметь лишь нарастающую динамику по сборам, то есть местным органам власти передан не "пустой орех", а реальные источники наполнения их казны. Но это все процесс. А как же цель?

Круглый счет вместо дорог

По данным Офиса финансового и экономического анализа при Верховной Раде, остатки на депозитных счетах в банках органов местного самоуправления (ОМС) за пять лет резко возросли до 15 млрд грн. При этом около 2% депозитов местных властей оказались в проблемных банках. За первое полугодие 2018-го количество ОМС, которые размещали депозиты, выросло с 91 до 286.

 Источник: Офис финансового и экономического анализа при ВРУ

Сейчас рынок депозитов местных органов власти поделен между несколькими госбанками: Укргазбанк (35% рынка), Приватбанк (33%), Ощадбанк (27%) и Укрэксимбанк (5%).

Наибольший объем депозитов как раз в тех областях, где должны осуществляться самые капиталоемкие инфраструктурные проекты: Донецкая (4 млрд грн), Днепропетровская (2,2 млрд грн), Харьковская (1,2 млрд грн). По сути, вместо того чтобы активизировать улучшение региональной инфраструктуры, данные регионы увлеклись банальным зарабатыванием пассивных доходов.

Примечательно, что в сравнении с 2016 г. ставка по депозитам сократилась с 20 до 10,5% и на данный момент не соответствует ни учетной ставке НБУ (18%), ни годовой инфляции (10,9%). Для сравнения: в 2018-м Львов выпустил муниципальные облигации на 440 млн грн с доходностью 17,89%. То есть, когда местным властям нужны деньги, они занимают их под 18%, а когда этих денег у них много, они готовы отдать их значительно дешевле. Даже с учетом банковской маржи получается слишком щедро.

Ситуация противоречивая. С одной стороны, местные бюджеты получают усиленные источники финансирования, а с другой - не спешат превращать их в новые дороги, школы, больницы. Как, например, в том же Львове, где, с одной стороны, не было нормального мусорного полигона, а с другой - был кругленький депозит в банке.

Повышенная коррупциогенность

Несмотря на фактическое распределение рынка депозитов ОМС между группой госбанков, этот финансовый инструмент обладает повышенной коррупциогенностью на уровне ставок по депозитам. С одной стороны, никто не упрекнет госбанк, что он привлекает дешевый ресурс. А с другой - скидка на проценте, когда на рынке доходность составляет 14-16%, а по депозитам местных органов самоуправления - 10% тоже дорогого стоит.

Если 2-3% от суммы потенциально недоначисленных процентов уходит "хитрому мэру", на хлеб с маслом хватит, особенно учитывая, что депозиты некоторых городов составляют сотни миллионов гривень, а в целом по отдельным областям - миллиарды.

Интересно составить платежный календарь банка, привлекающего депозит ОМС: какие кредиты и кому выдавались в течение месяца с момента его размещения. Многие вопросы отпадут сами собой.

Запрет на размещение депозитов для местных бюджетов должен стимулировать их не только эффективно осваивать имеющиеся финансовые ресурсы, но и делать это ритмично.

В прошлые годы ОМС в течение бюджетного года держали депозиты в банках и лишь в ноябре-декабре начинали лихорадочно их осваивать, дабы остатки на бюджетных расходных статьях "не сгорели", то есть не были списаны в доход государства 31 декабря, как это и предписано бюджетным законодательством.

В результате страдает не только качество работ, когда асфальт кладут просто в ледяную жижу, а детские садики утепляют отсыревшей минватой, но и общая финансовая стабильность. Подвижки курса гривни в декабре в сторону девальвации как раз и вызваны этими факторами: получателю бюджетных средств, у которого цель освоить их, а не дать качественный продукт, все равно - по какому курсу он будет покупать импортный товар.

Таким образом, местные органы власти должны понимать, что их ресурсная база служит людям, а не банкам и мэрам. Хотя решение правительства наверняка будет атаковано как банковским лобби, так и мэрами. Последние уже заявили, что подобный запрет вызовет инфляцию и проедание, ведь деньги поступят на потребительский рынок, вместо того чтобы абсорбироваться банками. Это само по себе абсурдно, ведь бюджетные ресурсы как раз и предназначены для того, чтобы их тратить, стимулируя региональные экономические процессы. И банковская абсорбция бюджетных денег никак не вписывается в общую бюджетную логику.

Сейчас удельный вес собственных доходов ОМС в их общем размере составляет 49%, увеличившись по сравнению с 2018 г. на 3,5%. О завершении первого этапа реформы можно будет говорить лишь тогда, когда данный показатель превысит 60%, то есть не ранее чем через лет пять. За этот период ОМС должны научиться не только получать, но и эффективно использовать доступный финансовый ресурс. Ну а людям пора осознать, что если не вывозится мусор или заглушены вентили подачи газа, то, условно говоря, следует блокировать дороги местного значения, а не общегосударственные.

 

ТЕГИ

Курс НБУ на завтра
 
за
курс
uah
%
USD
1
39,4272
 0,0033
0,01
EUR
1
42,7549
 0,0903
0,21

Курс обміну валют на 17.05.24, 10:16
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,3239  0,12 0,30 39,8843  0,10 0,26
EUR 42,6348  0,06 0,13 43,3461  0,13 0,30

Міжбанківський ринок на 17.05.24, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,3900  0,10 0,25 39,4250  0,09 0,22
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес