Фінансові новини
- |
- 07.12.25
- |
- 21:56
- |
-
RSS - |
- мапа сайту
Авторизация
Проиграть сражение, но выиграть войну: что означает решение ВТО по аммиачному спору Украины и РФ
13:33 25.07.2018 |

20 июля на сайте ВТО был опубликован финальный отчет группы экспертов по результатам рассмотрения спора Россия vs Украина - Антидемпинговые меры в отношении импорта нитрата аммония (DS493).
Согласно этому отчету, Украина допустила ошибки в процедуре установления демпинговой маржи для российских производителей нитрата аммония. А соответственно, действующие защитные пошлины должны быть отменены.
Впрочем, в украинском правительстве такое решение считают своей победой. ВТО признал право Украины использовать принцип газовой корректировки, а значит, у страны есть возможность провести новое расследование и снова наложить ограничения на российский импорт.
Учитывая важность этого дела, мы предложили юристу подробнее рассмотреть отчет ВТО.
* * * * *
Анжела Махинова, партнер ЮФ Sayenko Kharenko
Как известно, основная часть добычи и реализации газа в России принадлежит государственному предприятию "Газпром" и его аффилированным лицам. Также "Газпрому" принадлежит монопольное право на экспорт газа из России. При этом цены на газ для российских производителей регулируются государством (в те или иные периоды говорится о фиксированных оптовых ценах или предельных минимальных и максимальных ценах и т.д.).
Как следствие, российские производители имеют доступ к газу по цене в 3-5 раз (в зависимости от периода) ниже, чем тот же газ продается на экспорт и используется производителями-конкурентами в третьих странах. Кроме этого, в разные периоды цена газа для российских производителей была даже ниже себестоимости "Газпрома" и соответственно была убыточной для него.
Понятно, что при таком формирования цен в отрасли, где газ является основным сырьем (это химические предприятия, металлурги, производители отдельных строительных материалов и т.п.), сразу становятся неконкурентными с российскими производителями как на внутреннем, так и на экспортных рынках.
При вступлении в ВТО Россия обязалась устранить указанную диспропорцию между ценами для внутреннего рынка и для экспорта.
Однако этого так и не произошло. Как следствие, для борьбы с подобными недобросовестными практиками члены ВТО, например ЕС, применяют различные формы газовой корректировки в расследованиях против России.
В далеком 2007 году украинские производители нитрата аммония почувствовали первую необходимость защитить украинский рынок от российских удобрений. С этой целью было инициировано антидемпинговое расследование, которое завершилось в 2008 году применением антидемпинговых мер.
К сожалению, указанные меры были не очень эффективны. Во-первых, размер установленных пошлин был незначительным - от 9,76% до 11,91% (в зависимости от производителя). Во-вторых, один из самых крупных российских производителей - Группа "ЕвроХим" - оспорил решение о применении мер в суде. По результатам рассмотрения спора указанное решение в части Группы "ЕвроХим" было беспрецедентно отменено судом и к Группе "ЕвроХим" спорно, на наш взгляд, применялась 0% антидемпинговая пошлина.
Указанная неэффективность мер усилилась в разы после газового конфликта между Украиной и Россией в 2009 году, когда Украина стала получать газ по очень высоким ценам, в отличие от российских производителей.
Например, в 2013 году (исследуемый период в рамках пересмотра) цена газа для российских производителей была 119 долларов США за тысячу м3, для стран ближнего зарубежья - 260 долларов США за тысячу м3, для стран дальнего зарубежья - 400 долларов США за тысячу м3, для Украины - 321 за тысячу м3, и это со 100-долларовой скидкой за Харьковские соглашения. При этом цена газа в структуре себестоимости нитрата аммония составляет 70-80%!
В результате, в 2013 году украинские производители нитрата аммония были поставлены перед вопросом выживания. В этой связи был инициирован промежуточный пересмотр антидемпинговых мер, по результатам которого удалось существенно увеличить размер антидемпинговой пошлины до 20,51%-36,03%. Это стало возможным благодаря тому, что Министерство экономического развития и торговли Украины по инициативе украинских производителей впервые применило газовую корректировку при расчете демпинговой маржи.
После того как Россия проиграла в Украине все суды (в том числе Верховный суд Украины подтвердил правильность новых антидемпинговых пошлин), 7 мая 2015 года Россия инициировала спор в ВТО, рассмотрение которого заняло практически три года.
Каковы же результаты?
Безусловно, спор был комплексным и касался многих различных аспектов пересмотра 2013 года, как материальных, так и процессуальных. Какие-то вопросы были решены в пользу России, а в каких-то вопросах Украине удалось отстоять свою правоту.
Поскольку в рамках статьи не представляется возможным проанализировать все вопросы, мы сосредоточимся на анализе наиболее основных, по нашему мнению.
В части газовой корректировки группа экспертов подтвердила, что в ходе проведения антидемпинговых расследований страна, проводившая расследование, имеет право применять корректировки стоимости основного сырья и материалов иностранного производителя, если существуют доказательства, подтверждающие необоснованность такой стоимости.
В данном споре группа экспертов более четко расставила акценты по данному вопросу, в отличие от спора Аргентина - Биодизель (DS473), по результатам которого применение корректировок себестоимости выглядело достаточно спорным. Украина фактически восстановила определенный баланс по применению корректировок.
Однако в рамках пересмотра 2013 года, по мнению группы экспертов, министерство из-за ряда процессуальных нарушений не собрало достаточно доказательств, которые бы обосновывали необходимость применения газовой корректировки в том конкретном процессе. Министерство впервые применяло газовую корректировку и понятно, что могло не знать всех тонкостей и деталей.
Безусловно, с глобальной точки зрения этот результат имеет важное значение как для Украины, так и для других членов ВТО.
В частности, украинские производители товаров, в которых газ составляет значительную часть себестоимости (различная химическая продукция, производство стекла, металлургия, строительные материалы и т.д.), смогут и далее эффективно защищаться от недобросовестного демпингового импорта из РФ. На то же самое смогут рассчитывать и производители других стран-членов ВТО, и не только в отношении РФ, но и других стран, использующих различные недобросовестные практики.
Группа экспертов установила, что министерство допустило ряд процессуальных нарушений, например, не раскрыло российским производителям конфиденциальные расчеты маржи; предоставило очень маленький срок для анализа основных фактов и выводов по результатам расследования; не раскрыло часть информации в отчете и т.д.
Возможно, данные выводы дадут правильный толчок, и наконец-то в Украине заработает новое законодательство в сфере мер торговой защиты, в котором процедура проведения расследования будет выписана максимально подробно, чтобы не допустить подобных процессуальных ляпов в дальнейшем.
Еще одним достаточно спорным моментом является то, что группа экспертов посчитала, что министерство не имело право включать Группу "ЕвроХим" в пересмотр 2013 года, поскольку якобы по результатам судебного разбирательства был установлен факт отсутствия демпинга с ее стороны. А согласно практике разрешения споров в ВТО, если демпинг не был установлен в ходе базового расследования, то соответствующие компании не могут быть участниками последующих пересмотров.
В данном вопросе группа экспертов не учла аргументы Украины, основанные на специфике национального правопорядка. В частности, поскольку после отмены судебного решения фактически к Группе "ЕвроХим" должна была применяться общая ставка антидемпинговой пошлины, что противоречит требованиям ВТО и законодательству Украины, Межведомственная комиссия по международной торговле была вынуждена применить к Группе "ЕвроХим" ставку в 0%.
Дело в том, что суд не постановил необходимость инициировать пересмотр пошлины по результатам судебного оспаривания, а самостоятельно Комиссия не смогла это сделать в отсутствии соответствующих полномочий в законодательстве. Эта достаточно спорная часть решения - не в пользу Украины.
В конце концов, как Украина, так и Россия имеют право оспорить указанный отчет группы экспертов в течение 60 дней.
Если это произойдет, тогда спор будет рассматриваться Апелляционным органом ВТО, и только по результатам такого разбирательства будет принято финальное решение.
ТЕГИ
ТОП-НОВИНИ
ПІДПИСКА НА НОВИНИ
Для підписки на розсилку новин введіть Вашу поштову адресу :


У розмові взяли участь президент Франції Емманюель Макрон, канцлер
Німеччини Фрідріх Мерц, голова Єврокомісії Урсула фон дер Ляєн та інші
лідери. 
Державна служба геології та надр України продала спеціальний дозвіл
на розробку Любинецької нафтогазової площі у Львівській області.
Верховна Рада не розглядатиме питання запровадження ПДВ для фізичних осіб-підприємців.
Європейська комісія в середу офіційно запропонувала внести Росію до
власного чорного списку країн з високим ризиком відмивання грошей і
фінансування терористичної діяльності.
Стабильное качество фарша — одно из ключевых условий для успешной кухни.
Независимо от формата заведения, будь то бистро или гастрономический
ресторан, консистенция, структура и свежесть мясной массы определяют
уровень блюда.
В Україні стартував оборонний збір на 1 млрд грн для захисту від "Шахедів". Про це повідомляє пресслужба Фонду Сергія Притули. Проєкт під назвою "Єдинозбір" проводиться фондом спільно з 412 бригадою Nemesis та Світовим Конґресом Українців.
Комітет Верховної Ради з питань бюджету схвалив законорпоєкт "Про державний бюджет на 2026 рік" до другого читання.
Міністр закордонних справ Норвегії Еспен Барт Ейде оголосив про рішення
уряду надати ще пів мільярда доларів на програму PURL, спрямовану на
фінансування американської зброї для ЗСУ.
Німеччина надасть додаткові $200 млн на ініціативу Prioritised Ukraine
Requirements List (PURL) щодо закупівлі американської зброї для України
та додатково виділить EUR25 млн до Комплексного пакету допомоги в рамках
Трастового фонду НАТО
Відповідні зміни закріплені постановою Кабінету міністрів №1555 "Деякі
питання підтримки мобільності громадян України в рамках ініціативи "3
000 кілометрів Україною" від 2 грудня, яка опублікована на урядовому
порталі.
Уряд Швеції оголосив про надання Україні нового пакета цивільної
допомоги на суму понад 1,1 млрд шведських крон (100 млн євро) для
задоволення найнагальніших потреб у відновленні та зміцненні стійкості
країни.
Україна пропонує власникам ВВП-варантів, випущених на номінальну суму $2
млрд 591,219 млн обміняти їх з коефіцієнтом 1,34 на нові амортизовані
єврооблігації України B із погашенням у 2030-32 роках та виплатити за
такий обмін грошову винагороду у розмірі до 7%, йдеться у пропозиції на
Ірландській фондовій біржі та у постанові Кабінету міністрів №1554 від 1
грудня.
Переговори між США та Україною в неділю були зосереджені на тому, де
буде пролягати фактичний кордон з Росією відповідно до мирної угоди,
повідомляє Axios з посиланням на українських чиновників.
У листопаді 2025 року український ринок нових авто продовжив зміщуватися в бік електромобілів.
Соціологи зіткнулися з новим ризиком, оскільки великі мовні моделі (LLM)
здатні видавати себе за людей і проходити стандартні перевірки якості.
Понад третину нових легкових автомобілів, проданих у світі цього року, виготовлено в КНР.
Усі інші проєкти відходять на другий план заради покращення ChatGPT.
Функція працює лише між абонентами, які збережені одне в одного в контактах і використовують стандартний додаток для дзвінків.
Xiaomi EV продовжує стрімко нарощувати свої позиції на ринку електромобілів
Samsung офіційно показала свій перший потрійний складаний смартфон -
Galaxy TriFold. Модель стане доступною в Кореї 12 грудня, а згодом вийде
на ринки Китаю, Тайваню, Сінгапуру та ОАЕ. У першому кварталі 2026 року
смартфон також має з'явитись в США.