Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

"Галицкие Контракты":Опасные сомнения банкиров

Чего следует ожидать от применения критериев сомнительных финансовых операций Вследствие развернутой как в мире, так и в Украине борьбы с отмыванием "грязных денег", большинство бизнесменов находятся в поиске ответа на вопрос: чего следует реально ожидать от применения Рекомендаций Нацбанка и Постановления КМУ N700 относительно критериев сомнительных финансовых операций, как это скажется на характере отношений бизнеса и власти?

"Козлом отпущения" может стать "средний бизнес"

Оценка такого явления как усиление контроля за сомнительными операциям, является краеугольным вопросом. То, что случилось 11 сентября в США, есть главная причина возникновения нового характера поведения властей и их отношения к происходящему. И в Украине, и во всем мировом сообществе. Именно поэтому усиление контроля за сомнительными операциями следует рассматривать как разумное обременение.

То, что произошло в Украине в отношении сомнительных операций (кстати, и косвенных методов), вполне реально рассматривать не только как первые попытки государства наладить эффективные инструменты в едином мировом финансовом механизме, но и как вполне реальную опасность. Опасность состоит в том, что яд змеи можно одинаково использовать и как лекарство, и как собственно яд. Все зависит от меры.

Чего ожидать от критериев сомнительных операций, изложенных в Постановлении КМУ N 700 и Постановлении НБУ N 164?

Первое.

В случае определения финансовой операции как сомнительной, банки обязаны сообщить о ней в "органы". Не сделать это будет крайне сложно, поскольку вполне просматривается уголовная ответственность по ст. 367 УК за халатность, да и политику НБУ ломать саботажем никто из банков не будет.

Второе.

Сообщенная банком информация о сомнительных операциях может являться основанием для возбуждения оперативно - розыскного дела. Что тоже не является новостью. Но если ранее специалистам из "органов" необходимо было приложить определенные усилия для получения оперативной информации, то в настоящее время эта информация появляется у них на "блюдечке с голубой каемочкой".

Третье.

Возбужденное оперативно - розыскное дело дает широкие полномочия для создания бизнесу проблем на "ровном месте" (запросы, проведение проверок, "прослушка" и многое другое). В принципе, теперь получить решение суда о "прослушке" станет намного легче, поскольку уведомление банка будет являться для суда достаточным основанием.

В то же время, отношение банков к VIP - клиентам останется особое. Банки постараются создавать для них и далее наиболее комфортные условия работы. Скорее всего "козлом отпущения" может стать "средний бизнес". Почему? Вероятнее всего, органы, к которым будет стекаться информация (СБУ, УБОП), должны будут сортировать информацию на три категории. Первая: преступный бизнес. Это объективный и естественный интерес государства. Вторая: коммерческий бизнес. Это субъективный и естественный интерес конкретных людей. Третья: другой бизнес. Это бизнес, до которого не доходят руки, поскольку он не преступный и не имеет коммерческого интереса.

Наконец реагирование на сообщение из банка - это не право, а обязанность правоохранительного органа. После анализа информации СБУ и УБОП вынуждены будут что - то делать с обвалом информации. Наиболее вероятным шагом "органов" будет передача поручений налоговой и прокуратуре о проведении проверок именно по той категории предпринимателей, которая не представляет потенциальный интерес СБУ и УБОП.

Что делать?

Скорее всего, многие столкнутся хотя и с юридической проблемой, но которую нужно будет решать организационно. Обратите внимание: согласно рекомендациям НБУ, банки должны выделить специальное лицо для работы с сомнительными операциями. Следовательно, в первую очередь, предпринимателям следует воспользоваться этим обстоятельством и назначить у себя специалиста, отвечающего за отношения с банком. При умелом подходе и наличии опыта профессионального коммуникатора, можно добиться главного: не допустить выход информации из банка в ведомства СБУ и УБОП. Причем речь идет о вполне законной форме сотрудничества.

Здесь важно отметить следующее. Минимум 10 критериев из 17, определенных Постановлением КМУ N 700 критериев сомнительных операций, носят оценочный характер, на которые влияет обычно 2 фактора: интеллект банковского сотрудника и наличие документов, опровергающих идею критерия, построенную на оценочном понятии. Например, п. 3 определяет такой критерий: "осуществление операции при необычных или неоправданно запутанных условиях". Понятное дело, что запутанность и необычность свойственна любым отношениям или явлениям.

Документ, который вы представите банку, и который будет опровергать запутанность или сложность операции вполне может рассматриваться специалистом банка как способ разъяснения условий операции. А поскольку банку все стало понятно, запутанность, как результат мыслительного процесса, исчезнет самостоятельно, а документ останется.

Следующий вопрос: возможно ли предъявление претензии предпринимателем к банку, который проинформировал правоохранительные органы о его якобы сомнительных операциях?

Предъявить такой иск к банку будет крайне сложно. Для его предъявления необходимо представить доказательство того, что банк сообщил сведения о таких финансовых операциях клиента, которые не подпадают под действие Постановления КМУ N 700. Теоретически с этим можно поиграться. Но доказывать в суде оценочные понятия под силу специалистам - парапсихологам. А за подачу информации об операциях клиентов, которые подпадают под критерии, подача иска просто бесперспективна, поскольку банк действует в рамках закона (ст. 64 Закона Украины "О банках и банковской деятельности").

Кроме того, согласно ст. 18 Закона Украины "О финансовых услугах и государственном регулировании рынка финансовых услуг", в соответствии с которым вышло Постановление КМУ N 700, предоставление сведений о сомнительных операциях осуществляется без информирования лица, к которому относится данное уведомление. Представляется, что клиенту будет вообще крайне затруднительно получить информацию от правоохранительных органов о том, что сведения, на основании которых идет проверка, получены от банка. П. 3, ст. 18 Закона Украины "О финансовых услугах... " содержит защитный механизм для банков в случае сообщения информации о сомнительных операциях.

Предусмотрено, что финансовые учреждения и их должностные лица не несут ответственности за нарушение коммерческой тайны, вследствие сообщения о сомнительных операциях. В случае же нанесения ущерба предприятию в ходе проведения проверки или оперативными действиями, предприниматель будет иметь право обжаловать действия контролирующих или правоохранительных органов, а не действие банков по предоставлению информации.

Инна БРЮХОВЕЦ, Сергей ЛЫСОВ (юридическое агентство "Мета - Информ")

Кстати,народный депутат, почетный президент Правэкс - банка Леонид Черновецкий подал в Печерский суд Киева жалобу о признании недействительным Постановления N 700 от 29 мая 2002 года "Об определении критериев отнесения финансовых операций к сомнительным и необычным".

Заметим, что в соответствии со ст. 2484 Гражданского процессуального кодекса Украины, с момента подачи жалобы в суд (а это 19 июля) действие обжалуемого документа приостанавливается.

За матеріалами: Контракты
 

ТЕГИ

Курс НБУ на понеділок
 
за
курс
uah
%
USD
1
41,2796
 0,0350
0,08
EUR
1
43,6532
 0,1855
0,43

Курс обміну валют на вчора, 10:46
  куп. uah % прод. uah %
USD 40,9788  0,08 0,20 41,6023  0,08 0,18
EUR 43,3808  0,23 0,53 44,1500  0,26 0,58

Міжбанківський ринок на вчора, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,2625  0,01 0,02 41,3000  0,01 0,02
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес