Фінансові новини
- |
- 19.01.25
- |
- 11:18
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
"Галицкие Контракты":Опасные сомнения банкиров
11:41 19.08.2002 |
Чего следует ожидать от применения критериев сомнительных финансовых операций Вследствие развернутой как в мире, так и в Украине борьбы с отмыванием "грязных денег", большинство бизнесменов находятся в поиске ответа на вопрос: чего следует реально ожидать от применения Рекомендаций Нацбанка и Постановления КМУ N700 относительно критериев сомнительных финансовых операций, как это скажется на характере отношений бизнеса и власти?
"Козлом отпущения" может стать "средний бизнес"
Оценка такого явления как усиление контроля за сомнительными операциям, является краеугольным вопросом. То, что случилось 11 сентября в США, есть главная причина возникновения нового характера поведения властей и их отношения к происходящему. И в Украине, и во всем мировом сообществе. Именно поэтому усиление контроля за сомнительными операциями следует рассматривать как разумное обременение.
То, что произошло в Украине в отношении сомнительных операций (кстати, и косвенных методов), вполне реально рассматривать не только как первые попытки государства наладить эффективные инструменты в едином мировом финансовом механизме, но и как вполне реальную опасность. Опасность состоит в том, что яд змеи можно одинаково использовать и как лекарство, и как собственно яд. Все зависит от меры.
Чего ожидать от критериев сомнительных операций, изложенных в Постановлении КМУ N 700 и Постановлении НБУ N 164?
Первое.
В случае определения финансовой операции как сомнительной, банки обязаны сообщить о ней в "органы". Не сделать это будет крайне сложно, поскольку вполне просматривается уголовная ответственность по ст. 367 УК за халатность, да и политику НБУ ломать саботажем никто из банков не будет.
Второе.
Сообщенная банком информация о сомнительных операциях может являться основанием для возбуждения оперативно - розыскного дела. Что тоже не является новостью. Но если ранее специалистам из "органов" необходимо было приложить определенные усилия для получения оперативной информации, то в настоящее время эта информация появляется у них на "блюдечке с голубой каемочкой".
Третье.
Возбужденное оперативно - розыскное дело дает широкие полномочия для создания бизнесу проблем на "ровном месте" (запросы, проведение проверок, "прослушка" и многое другое). В принципе, теперь получить решение суда о "прослушке" станет намного легче, поскольку уведомление банка будет являться для суда достаточным основанием.
В то же время, отношение банков к VIP - клиентам останется особое. Банки постараются создавать для них и далее наиболее комфортные условия работы. Скорее всего "козлом отпущения" может стать "средний бизнес". Почему? Вероятнее всего, органы, к которым будет стекаться информация (СБУ, УБОП), должны будут сортировать информацию на три категории. Первая: преступный бизнес. Это объективный и естественный интерес государства. Вторая: коммерческий бизнес. Это субъективный и естественный интерес конкретных людей. Третья: другой бизнес. Это бизнес, до которого не доходят руки, поскольку он не преступный и не имеет коммерческого интереса.
Наконец реагирование на сообщение из банка - это не право, а обязанность правоохранительного органа. После анализа информации СБУ и УБОП вынуждены будут что - то делать с обвалом информации. Наиболее вероятным шагом "органов" будет передача поручений налоговой и прокуратуре о проведении проверок именно по той категории предпринимателей, которая не представляет потенциальный интерес СБУ и УБОП.
Что делать?
Скорее всего, многие столкнутся хотя и с юридической проблемой, но которую нужно будет решать организационно. Обратите внимание: согласно рекомендациям НБУ, банки должны выделить специальное лицо для работы с сомнительными операциями. Следовательно, в первую очередь, предпринимателям следует воспользоваться этим обстоятельством и назначить у себя специалиста, отвечающего за отношения с банком. При умелом подходе и наличии опыта профессионального коммуникатора, можно добиться главного: не допустить выход информации из банка в ведомства СБУ и УБОП. Причем речь идет о вполне законной форме сотрудничества.
Здесь важно отметить следующее. Минимум 10 критериев из 17, определенных Постановлением КМУ N 700 критериев сомнительных операций, носят оценочный характер, на которые влияет обычно 2 фактора: интеллект банковского сотрудника и наличие документов, опровергающих идею критерия, построенную на оценочном понятии. Например, п. 3 определяет такой критерий: "осуществление операции при необычных или неоправданно запутанных условиях". Понятное дело, что запутанность и необычность свойственна любым отношениям или явлениям.
Документ, который вы представите банку, и который будет опровергать запутанность или сложность операции вполне может рассматриваться специалистом банка как способ разъяснения условий операции. А поскольку банку все стало понятно, запутанность, как результат мыслительного процесса, исчезнет самостоятельно, а документ останется.
Следующий вопрос: возможно ли предъявление претензии предпринимателем к банку, который проинформировал правоохранительные органы о его якобы сомнительных операциях?
Предъявить такой иск к банку будет крайне сложно. Для его предъявления необходимо представить доказательство того, что банк сообщил сведения о таких финансовых операциях клиента, которые не подпадают под действие Постановления КМУ N 700. Теоретически с этим можно поиграться. Но доказывать в суде оценочные понятия под силу специалистам - парапсихологам. А за подачу информации об операциях клиентов, которые подпадают под критерии, подача иска просто бесперспективна, поскольку банк действует в рамках закона (ст. 64 Закона Украины "О банках и банковской деятельности").
Кроме того, согласно ст. 18 Закона Украины "О финансовых услугах и государственном регулировании рынка финансовых услуг", в соответствии с которым вышло Постановление КМУ N 700, предоставление сведений о сомнительных операциях осуществляется без информирования лица, к которому относится данное уведомление. Представляется, что клиенту будет вообще крайне затруднительно получить информацию от правоохранительных органов о том, что сведения, на основании которых идет проверка, получены от банка. П. 3, ст. 18 Закона Украины "О финансовых услугах... " содержит защитный механизм для банков в случае сообщения информации о сомнительных операциях.
Предусмотрено, что финансовые учреждения и их должностные лица не несут ответственности за нарушение коммерческой тайны, вследствие сообщения о сомнительных операциях. В случае же нанесения ущерба предприятию в ходе проведения проверки или оперативными действиями, предприниматель будет иметь право обжаловать действия контролирующих или правоохранительных органов, а не действие банков по предоставлению информации.
Инна БРЮХОВЕЦ, Сергей ЛЫСОВ (юридическое агентство "Мета - Информ")
Кстати,народный депутат, почетный президент Правэкс - банка Леонид Черновецкий подал в Печерский суд Киева жалобу о признании недействительным Постановления N 700 от 29 мая 2002 года "Об определении критериев отнесения финансовых операций к сомнительным и необычным".
Заметим, что в соответствии со ст. 2484 Гражданского процессуального кодекса Украины, с момента подачи жалобы в суд (а это 19 июля) действие обжалуемого документа приостанавливается.