Первый транш в размере 3,5 млрд грн был перечислен в марте 2003 года Международному валютному фонду (МВФ) в счёт погашения кредитов, взятых у международных финансовых институтов. Такую же сумму планируется перечислить в сентябре этого года. Практически каждая четвёртая гривна из бюджета уйдёт на уплату внешнего долга страны. По данным Министерства финансов, по состоянию на 1 января 2003 года прямой и гарантированный (взятый под государственные гарантии) внешние долги Украины составляют в общей массе $14,2 млрд. Это существенная нагрузка на экономику государства, поскольку из оборота и государственного бюджета страны "вымывается" до $2 млрд ежегодно. Cитуация усугубляется тем, что в нынешнем и последующем годах Украина должна осуществить максимальные по объему платежи по обслуживанию своего внешнего долга. Связано это с тем, что каждое новое правительство брало у международных финансовых структур все новые и новые кредиты, и каждый пытался оттянуть время их возвращения. Однако терпение кредиторов иссякло. Поэтому, начиная с 2004 года и до 2008 - го, Украине придется выплачивать не менее $2 млрд ежегодно. Насколько нам верят Кредитный рейтинг Украины по системе МВФ соответствует показателю ВВ, то есть ближе к среднему. Это означает, что наша страна в состоянии и брать и обслуживать взятые кредиты не только у МВФ, но и других иностранных коммерческих структур. Чем ниже рейтинг, тем ближе страна к дефолту. В этом случае кредит можно получить лишь от МВФ, однако, в обмен на политические договорённости. Именно на таких условиях и получила Украина кредиты в 1998, когда премьер - министром был Виктор Ющенко. Внешние заимствования составляют более 70% государственного долга Украины. Это приводит к излишней чувствительности экономики к различным политическим колебаниям. Чтобы иметь более - менее презентабельный на международной арене вид, Украине приходится "светиться" в различного рода международных акциях, последней из которых стала отправка батальона биохимзащиты в Ирак. Казалось бы, мелочь, а МВФ обратил на нее внимание. "Невозвращенчество" Часть денежных средств Украина ежегодно теряет из - за обслуживания долгов юридических лиц, которые, в своё время, получили займы в рамках кредитных линий или под государственные гарантии и не вернули их кредиторам, переложив свои проблемы на госбюджет (по сути - на нас с вами). В результате, более 90% платежей в пользу иностранных кредиторов осуществлялось за счёт казны. А это ни много, ни мало, более $1 млрд. По согласованию с МВФ и Парижским клубом, в 2000 году Украина получила трехлетнюю отсрочку выплат по таким кредитам. Но, начиная с 2003 года и по 2012 - й, наша страна должна окончательно расплатиться по ним. Для этого действующее законодательство позволяет Министерству финансов продавать векселя предприятий - должников с 50% - й скидкой, или же продавать сами предприятия под гарантии покупателя расплатиться с кредиторами на протяжении семи лет. Но и этого будет недостаточно. В последние годы получила распространение практика перезаемов, когда Украина одалживает деньги у одних международных финансовых организаций, чтобы возвратить прежние долги другим. Получается своеобразная финансовая пирамида, которая, возможно, и не приведёт в скором времени к дефолту, однако сильно ослабит национальную экономику. Кстати, в нынешнем году ситуация повторится - все взятые кредиты будут идти на погашение старых и просроченных долгов. Вдобавок, еще одна проблема, которая может способствовать росту внешней задолженности Украины в будущем - неудачная приватизация. В Законе "О государственном бюджете Украины на 2003 год" оговорено, что если план по приватизации будет недовыполнен, то государство сможет брать внешние кредиты для покрытия образовавшегося разрыва. В прошлом году именно так и поступили. В 2003 - м ставка на Программу приватизации на 2003 - 2008 годы делается не меньшая. Ее срыв чреват новыми обязательствами по кредитам. А как их потом отдавать? Ярослав Зяхор