Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

"Кiевскiй Телеграфъ": Украина может жить без кредитов, но не хочет

17:33 04.08.2003 |

Економіка

Есть такая особенность внешних заимствований: страна, у которой почти нет внешнего долга, вызывает подозрение в изоляционизме, а слишком большой долг, со своей стороны, наводит на мысль о неизбежности дефолта и несвободе в выборе экономической политики. Украине в последнее время удается недорого одалживать на Западе и растапливать лед в финансовых взаимоотношениях с МВФ. Обратной стороной медали стало законодательное увеличение предельного размера государственного внешнего долга на 31 декабря 2003 года до $8,70 млрд. и практическое приближение к данной планке уже в середине года: в июне внешний долг увеличился на 9,3%, до $8,6 млрд.

Прелести "перезайма"

Нынешний год изначально был "планово неудачным" для Украины с точки зрения долгов: на погашение основных сумм и выплату процентов по займам планировалось направить 8 миллиардов гривен (!). Бывший министр финансов, а ныне советник Президента Игорь Юшко считает это рекордно большой выплатой со дня приобретения Украиной независимости. Хотя нынешний министр финансов и по совместительству первый вице - премьер Николай Азаров с ним, пожалуй, не согласится. По его мнению, самый напряженный - будущий год: в 2004 году мы заплатим на 1,7 млрд. грн. больше, чем в нынешнем. Хотя Украина будет вполне обеспечена финансовыми ресурсами для выполнения всех своих внешних обязательств. Естественно, за счет "перезайма". Так плавно подходим к первому выводу - мы делаем новые долги не потому, что нам нужны деньги, а потому, что нужно отдавать старые.

Николай Янович на упомянутом брифинге по этому поводу высказался весьма прямолинейно: "Мы занимаем не потому, что нам деньги нужны, а потому что хотим, чтобы бремя долговых обязательств было равномерно распределено".

Тут сразу возникает другой интересный вопрос: могут ли долги быть выгодными? Оказывается, могут. И степень этой выгоды определяется довольно прозаично: каждые следующие заимствования должны быть дешевле предыдущих. Тогда разница между одолженным вновь и выплаченным за прошлые заимствования останется государству на проживание. Вот почему квалификация государственных "долговиков" имеет огромное значение, а правительство не скупится на именитых консультантов. В свое время Министерство финансов Украины подписало договор с международным банком J. P. Morgan Chase о предоставлении консультативных услуг по управлению ее государственным долгом.

Контракт был подписан после того, как Национальный банк подверг критике работу Минфина по управлению госдолгом и призвал его более гибко оперировать своими обязательствами, чтобы удешевить стоимость обслуживания долгов. В частности, предложил Кабмину досрочно погашать суммы основного долга и привлекать более дешевые займы на внешних рынках.

Но проблема заключается в том, что чем больше у страны долгов, тем труднее ей занимать по дешевке. К тому же имеет значение "кредитная история" государства. Она у нас специфическая. Как известно, в середине 90 - х Нацбанк и Минфин предлагали иностранным банкам и инвестиционным компаниям неоправданно прибыльные государственные облигации (рыночная доходность евробондов составляла 70%). Однако, утратив около $3 млрд. валютных резервов, правительство не смогло дальше выполнять свои обязательства и реструктуризировало облигации, вследствие чего кредиторы Украины смогли вернуть лишь 40 - 50% своих средств. Фактически от непродуманных действий тогдашнего правительства пострадали и госбюджет, и репутация Украины, и ее кредиторы.

Некоторое время нам не давали в долг вообще. Именно поэтому внешний долг Украины впервые начал уменьшаться в 2000 году - сразу после удачной (для Украины) реструктуризации. Одно время мы только отдавали, почти не имея возможности ничего брать взамен: в результате в 2001 году внешний долг уменьшился на 14 млн. "баксов", или 0,2% - до $7,978 млрд. Поскольку деньги на покрытие дефицита бюджета все равно требовались - рос внутренний долг. Интересным является тот факт, что внутренние займы, как правило, дороже внешних. Зато их легче реструктуризировать: стукнули кулаком по столу, и банкиры согласились. Поэтому еще неизвестно, какие долги лучше накачивать: внутренние или внешние.

Потом сердца кредиторов начали оттаивать: в 2002 году внешний долг возрос на 1,3% (с $7,978 млрд. на 31 декабря 2001 года), внутренний - на 1,8% (21,018 млрд. грн.), а общий объем госдолга - на 2% (64,49 млрд. грн.). Неизвестно, что помогло: советы J. P. Morgan или смена правительства, но нынешний Кабмин вообще сумел занять под рекордно низкий процент: если раньше евробонды шли под 10 - 11% годовых, то последняя 7,5 - процентная эмиссия разошлась "на ура". Николай Азаров по этому поводу сказал нечто вроде того, что "мы будем торговаться за каждые 0,25% доходности. Не так, как раньше, - под 30% брали:".

Суперуспешная продажа облигаций привела к еще одному парадоксу: пришлось увеличивать "долговой порог" бюджета. Изначально Кабмин запрограммировал, что на конец 2003 года государственный внутренний долг не должен превысить 11,79 млрд. грн., а внешний - $8,11 млрд. В итоге 10 июля 320 голосами "за" был проголосован закон о внесении изменений в государственный бюджет Украины. Согласно этому документу предельный размер государственного внешнего долга по состоянию на 31 декабря 2003 года увеличивается на $112,5 млн. - до $8700,97 млн. за счет дополнительного выпуска облигаций внешнего государственного займа на сумму 600 млн. грн.

Зачистка "хвостов"

Неделю назад украинская делегация побывала в Вашингтоне для переговоров с Международным валютным фондом (МВФ) о возобновлении финансирования Украины. В составе делегации, которую возглавляет председатель НБУ Сергей Тигипко, в Вашингтон поехали заместитель государственного секретаря Минэкономики Игорь Шумило, заместитель госсекретаря Министерства финансов Анатолий Мярковский, а также представители Кабинета министров и Государственной налоговой администрации.

Как было сказано в официальном сообщении, во время переговоров Украина представила МВФ свой план реструктуризации просроченной задолженности по налогу на добавленную стоимость перед экспортерами, а также будет обсуждать с фондом вопросы бюджета. Возмещение просроченной задолженности по НДС перед предприятиями и сокращение льгот по этому налогу является одним из требований МВФ для возобновления финансирования. По сути, речь идет о "зачистке" старых "грехов" перед получением "упреждающего stand - by" общим объемом 514,5 млн. SDR (около $721 млн.).

Учитывая, что последний кредит МВФ в размере $375 млн. Украина получила в сентябре 2001 года, возобновление кредитования было бы ярким достижением правительства Виктора Януковича. "Упреждающий stand - by" - это разновидность финансовой "девочки по вызову", но объяснить стремление к сотрудничеству с МВФ можно несколько иными, более глобальными факторами. По мнению председателя Госкомфинуслуг Виктора Суслова, дело не только в том, что МВФ - организация, созданная большинством стран мира, которые доверяют оценкам фонда относительно ситуации в той или иной стране. Поэтому сотрудничество с МВФ является сигналом для инвестора, что "сюда" идти можно, а "туда" - нельзя. В результате сравнительно небольшие кредиты МВФ открывали дорогу для солидных объемов иностранных инвестиций и являлись условием для сотрудничества с другими финансовыми организациями. А прекращение кредитования приводит к потере доверия к стране, как это в некотором смысле произошло с Украиной. То есть собственно без кредитов МВФ мы, безусловно, можем обойтись, но беда в том, что кредитные рейтинги падают, к нам не слишком охотно идут прямые иностранные инвестиции:

Однако есть и другая сторона вопроса: практическая возможность разрешить проблему с НДС - главную претензию фонда. В начале июня Верховная Рада отклонила предложение Кабмина реструктуризировать долги по НДС, выпустив облигации на 5 лет на сумму этой задолженности. Следующий раз к этому вопросу парламентарии вернутся только осенью (в лучшем случае). А МВФ планирует рассмотреть вопрос о возобновлении финансирования Украины в конце августа. По словам вице - премьера Николая Азарова, совет директоров МВФ состоится 25 августа. И поскольку до этого времени ситуация с НДС так и не будет законодательно разрешена, то вариант переноса окончательного решения на более поздний срок кажется вполне реальным.

Пока "зачистить хвосты" с НДС не удается, правительство начало разруливать ситуацию с кредитами под госгарантии. По предварительным подсчетам, за годы независимости предприятия не смогли (или не захотели) рассчитаться с иностранными партнерами и "повесили" на государство $1, 7 млрд. долгов.

В частности, по данным Кабмина, на 1 мая долг сельскохозяйственных предприятий по этим кредитам государству составлял $825 млн., долг промышленных предприятий - $451 млн., долг энергетических компаний - $84,1 млн., учреждений здравоохранения - $164 млн. На днях Кабинет министров поручил Фонду государственного имущества и органам центральной и местной власти, в управлении которых находятся госпредприятия, в течение месяца уволить руководителей предприятий, не рассчитавшихся по кредитам, предоставленным под госгарантии. А также велел ГНАУ приступить к взысканию имущества, переданного предприятиями в залог при получении этих кредитов. Последний закон одалживания, подмеченный нами, заключается в том, что при умелом взыскании долгов перед государством последнее может некоторое время вообще не думать о заимствованиях. Другое дело, что не только правительства предпочитают в трудные экономические моменты реструктуризировать свои займы, но и конкретные субъекты хозяйствования считают этот путь наиболее удобным для себя.

Егор СМИРНОВ

За матеріалами: Кiевскiй Телеграфъ
 

ТЕГИ

Курс НБУ на завтра
 
за
курс
uah
%
USD
1
41,6628
 0,0344
0,08
EUR
1
43,7043
 0,1195
0,27

Курс обміну валют на сьогодні, 09:53
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,3592  0,10 0,24 41,9740  0,03 0,07
EUR 43,5828  0,04 0,08 44,3116  0,04 0,08

Міжбанківський ринок на сьогодні, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,6750  0,03 0,07 41,6950  0,02 0,06
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес