Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Первый заместитель председателя НБУ рассказал о действиях, необходимых для достижения финансовой стабильности

12:12 19.09.2014 |

Фінанси

 Александр Писарук. Фото Forbes.ua

Александр Писарук - банкир с более чем 20-летним стажем. В СНГ он был известен как глава ING Банка Евразия. До этого он возглавлял департамент управления рисками в банке ING Украина. Вместе с ним карьеру в этом финансовом учреждении строил другой амбициозный человек - нынешняя председатель украинского Национального банка Валерия Гонтарева.

Приняв предложение прийти на пост первого заместителя главы НБУ, Писарук взял на себя ответственность за довольно непростой для нынешнего времени участок работы - финансовую стабильность. Есть ли у него рецепт, который сможет обеспечить такую стабильность для Украины? Как минимум, НБУ будет пытаться достигнуть цели совместно с МВФ.

В интервью Forbes Писарук подробно рассказал о действиях, необходимых для достижения финансовой стабильности - от борьбы с неформальной экономикой, закрытия банков-конвертаторов и контроля за спекулянтами до работы с акционерами крупнейших банков и возврата части капитала в Украину.

- Какие основные реформистские задачи сегодня стоят перед НБУ?

- В сфере монетарной политики мы должны постепенно перейти к инфляционному таргетированию - в рамках нашей программы с МВФ. Возможно, ситуация на востоке Украины потребует некоторого уточнения деталей внедрения этого режима монетарной политики. Однако мы надеемся, что к концу следующего года механизм инфляционного таргетирования будет введен.

В сфере финансовой стабильности приоритетными направлениями являются рекапитализация банковской системы, а также повышение эффективности механизма вывода неплатежеспособных банков с рынка. Вполне очевиден тот факт, что банковская система сегодня недокапитализирована. Вместе с тем, результаты стресс-тестов, а также наших переговоров с акционерами 15 крупнейших банков говорят о том, что выполнение программы рекапитализации вполне реально. Через два месяца мы получим результаты еще по 20 банкам второй группы - пока что по ним у нас есть предварительные оценки. Размер требуемой капитализации подъемный для рынка - и для госбанков, и для банков с иностранным капиталом, и для крупнейших украинских частных банков.

Методика стресс-тестов была разработана под украинские реалии, на основании европейского и мирового опыта. Экономические последствия аннексии Крыма и событий на востоке страны были заложены в ее модель. Могу сказать, что реалии сегодняшнего дня вполне соответствуют тем параметрам, которые закладывались в пессимистический сценарий методики проведения стресс-тестирования.

- Для всех пяти госбанков?

- Укрэксимбанк, Ощадбанк и Укргазбанк будут докапитализированы. Источниками докапитализации госбанков будут средства госбюджета. Банки «Родовид» и «Киев» требуют особого подхода, который мы сейчас и обсуждаем с Минфином.

- Вы рассматриваете сценарии возможной национализации кого-то из банков?

- В конце мая представителями Минфина, НБУ и МВФ были согласованы условия возможного участия государства в капитализации банков. Это достаточно жесткие условия, призванные стимулировать частных акционеров провести рекапитализацию банков за счет собственных средств. Поэтому участие государства в капитализации частных банков возможно, но маловероятно.

- Для кого капитализация может стать проблемой?

- (Ответ значительно изменен при согласовании. - Forbes) С акционерами и руководством всех 15 крупнейших банков у нас идет активное обсуждение планов капитализации. Некоторые банки вообще не нуждаются в докапитализации. В частности, большинство банков с иностранным капиталом. По другим банкам у нас идет процесс обсуждения графика и инструментов капитализации. Нет сомнений, что в итоге мы согласуем и утвердим планы капитализации с акционерами и руководством банков. Это - рабочий процесс, который проходит по плану.

- Вы допускаете проведение еще одного этапа стресс-тестов?

- В зависимости от прогнозов экономического развития, может быть проведен еще один стресс-тест в следующем году. Этот вопрос потребует дополнительного обсуждения, и пока на повестке дня не стоит. Третьего этапа в обозримом будущем я не предвижу.

- Надзор за банками по итогам капитализации будет усилен?

- Выполнение программы капитализации будет важным пунктом проведения любых инспекционных проверок. По результатам обсуждения с 15 крупнейшими банками мы не ожидаем отклонения от утвержденных программ капитализации.

- Пожалуйста, объясните - почему регуляторы не занимаются возвратом активов проблемных банков? Ведь проследить цепочку, по которой выводились активы из банка, просто...

- Нам самостоятельно раскрутить цепочку сложно. Этим занимаются ФГВФО и силовые органы. Важно понимать, что НБУ должен пытаться дать банку возможность выжить - чтобы акционер внес деньги и сохранил банк. Это самый лучший сценарий, позволяющий обеспечить возврат средств не только по гарантированным вкладам, но и по всем обязательствам банка.

- К надзору также есть много вопросов - по разбивке депозитов, по выводу своих активов из банков накануне банкротства. Дело чести наших правоохранительных органов и НБУ - за такими вещами следить.

- (Ответ частично изменен при согласовании. - Forbes) Мы видим, что на рынке происходит и дробление вкладов, и схемные решения, проводимые в преддверии ввода временной администрации. Практически во всех банках, которые находятся в группе проблемных, работают кураторы. Сейчас они работают в 28 банках, и мы планируем увеличить количество таких финучреждений до 36-37. Мы приняли решение, что кураторы вводятся во все банки, которые пользуются стабилизационным рефинансированием НБУ.

Нужно признать, что некоторые финансисты свою творческую энергию используют для того, чтобы придумывать всяческие пути обхода закона. Непросто отследить все разнообразные схемы вывода активов проблемного банка до момента признания его неплатежеспособным. Как только выполняется любое из условий статьи 76 закона «О банках и банковской деятельности», мы немедленно принимаем решение о признании банка неплатежеспособным и введении в банк временной администрации.

Одной из важных задач НБУ является выявление проблем в деятельности банка на более раннем этапе. В этой связи должен признать, что существующая система раннего реагирования требует улучшения. Многие банки манипулируют отчетностью, мы будем ужесточать ответственность и наказывать за такие манипуляции.

О схемных банках и отмывании денег

- Какие вопросы у НБУ сегодня есть к Финмониторингу как к госоргану? В каждом банке сидят представители Финмониторинга, которые должны отслеживать схемные операции. Но получается, что их чиновники в банках своей функции не выполняют. Как НБУ будет отлаживать взаимодействие с Финмониторингом?

- Да, сегодня есть поле для улучшения эффективности работы и взаимодействия всех государственных органов, вовлеченных в процессы финансового мониторинга в Украине. Департамент Финмониторинга НБУ сам решать все проблемы не может - он взаимодействует с другими госорганами, такими как СБУ, МВД, Генеральная прокуратура, Госфинмониторинг.

- А какими являются объемы теневой экономики, по вашим оценкам?

- НБУ видит «белую» экономику, а оценки уровня «тени» отличаются. Это может быть и 40%, и 50% от ВВП. Все, что мы можем делать - выводить с рынка банки, которые переводят безналичные средства в наличность с целью ухода от налогов или отмывания денег.

- Сколько в банковской системе финучреждений, которые являются звеньями теневой экономики?

- (Ответ изменен при согласовании. - Forbes) В список основных «игроков» на рынке услуг по обналичиванию денег входит около десятка банков. То, чем они занимаются, нельзя назвать банковским бизнесом. Парадокс в том, что до недавнего времени большинство операций таких банков формально находились в рамках закона - и это было основной проблемой. Однако с внесением изменений в статью 76 закона «О банках и банковской деятельности» и отнесением основных схем обналичивания денег к числу рискованных операций, создающих угрозу интересам вкладчиков, был фактически разработан юридический инструментарий для вывода таких банков с рынка. Теперь Нацбанк будет его использовать для постепенного вывода таких учреждений с рынка.

- А такие проблемные схемные банки можно «исцелить»?

- Банков, которые профессионально занимаются схемами как основным видом деятельности, не так уж и много. Грубо говоря, их было 15. Теперь их 10. Часть из них услышали сигнал, что НБУ больше не будет поощрять такую деятельность. И они одумались. Акционеры, видимо, подумали, что не стоит заниматься стимулированием теневой экономики. Они явно снизили объемы теневых операций. Это значит, что наша позиция по активной борьбе с банками-конвертаторами была услышана. С теми, кто нас не услышал, будем активно работать.

- Может ли теневая экономика существовать в отрыве от банковской системы?

- Ей будет сложно, но в какой-то мере она может продолжать существовать и вне банковской системы. Такая неформальная экономика будет работать тогда уже в других секторах и использовать другие схемы.

- А может ли теневая экономика существовать вне финансовой системы, учитывая страхование, факторинг и так далее?

- На сегодняшний день это вопросы к регуляторам упомянутых вами отраслей. В целом борьба с теневой экономикой - это слаженное сотрудничество всех регуляторов финансового рынка, силовых органов, таможни, налоговой, Госфинмониторинга. Если все эти органы будут профессионально выполнять свою роль, постепенно победить теневую экономику удастся. Но это должна быть комплексная программа на уровне государства.

- По вашему мнению, куда могут перейти теневые операции после закрытия схемных банков?

- Руководство НБУ обсуждало это с руководителями 40 крупнейших банков страны, с которыми мы встречаемся каждую неделю. Мы сказали им, что будем бороться с «отмывками». Из-за чего есть повышенный риск того, что теневая часть захочет перейти к этим 40 крупным банкам. Пока что никто из крупных банков точно не занимается отмыванием - во всяком случае, не в объемах, которые позволяют говорить об «отмывочности» банка. Хотя в крупных банках таким операциям проще спрятаться - там большие обороты, много операций.

Мы предупредили крупные банки, что будем за их деятельностью внимательно следить. Со своей стороны, они должны усилить свои службы и процессы финмониторинга, чтобы не допустить перетока «отмывочных» операций к себе.

- Как вы можете уменьшить количество операций с наличными деньгами в экономике?

- Любому центробанку хочется, чтобы объем наличных операций был разумно ограничен. С банками-конвертаторами мы боремся. Но есть другой процесс - сокращение объема депозитов. Чем больше вкладов граждане изымают из банков, тем больше наличных оказывается в экономике. Чтобы перейти к постепенному уменьшению наличного оборота, нужно сначала вернуть вкладчикам доверие к банковской системе. Вернув вклады вкладчиков в банковскую систему, мы начнем стимулировать безналичный оборот.

О доверии к банковской системе

- Каким образом вы будете возвращать доверие вкладчиков?

- На мой взгляд, мы не можем говорить о структурном недоверии к банковской системе. Нынешнее волнение вкладчиков прежде всего связано с событиями на востоке Украины. Политическая стабилизация в стране будет важнейшим вкладом в стабилизацию экономики. Перевод процесса в мирное русло в последнее время очень важен. По нашим оценкам, в результате стабилизации произойдет постепенный возврат средств вкладчиков в банковскую систему.

НБУ поддерживает и будет продолжать поддерживать ликвидность банковской системы. Мы не позволим платежеспособным банкам погибать из-за временных проблем с ликвидностью. Кроме того, важным элементом доверия является Фонд гарантирования вкладов физических лиц. Все вкладчики гарантированно получат свои средства в рамках суммы, гарантированной государством. Но если человек размещает средства, которые больше гарантированной суммы, да еще и в маленький банк и под высокий процент, он должен осознавать, какой риск несет.

- Но население считает, что если банк получает рефинансирование, то у него не все в порядке...

- (Ответ значительно изменен при согласовании. - Forbes) Факт выделения НБУ рефинансирования - как рыночного, так и стабилизационного - не является признанием того, что банк неплатежеспособный. Мы не будем поддерживать неплатежеспособные банки!

Введение куратора также не говорит о проблемах банка. Институт кураторства является общепринятой мировой практикой в деятельности центральных банков. Мы приняли принципиальное решение о введении кураторов во все банки, получившие стабкредиты. Это - инструмент контроля за использованием государственных ресурсов. Мы также планируем в дальнейшем ввести институт кураторства на постоянной основе во всех системных банках, даже независимо от предоставления ресурсной поддержки Нацбанком.

Мы ставим задачу постепенного снижения зависимости банковской системы от стабилизационных кредитов рефинансирования НБУ. В связи с этим новое руководство Нацбанка очень строго подходит к выдаче банкам новых стабкредитов. На прошлой неделе правление НБУ приняло решение о выдаче стабкредитов двум системным банкам, это первые стабкредиты более чем за три месяца!

В ближайшее время правление НБУ рассмотрит вопрос об изменении условий стабкредитов рефинансирования. В силу сложной ситуации в экономике страны мы планируем предоставить банкам возможность изменения графика погашения существующих стабкредитов, с целью облегчения их долговой нагрузки. Однако это станет возможным только при значительном ужесточении правил оценки качества залогов. Мы структурировали эти условия так, чтобы стимулировать банки возвращать кредиты. И мы надеемся, что в течение нескольких лет банки вернут НБУ все рефинансирование. При этом мы будем применять единый подход ко всем банкам, чтобы еще раз доказать отсутствие субъективного подхода при изменении условий стабилизационного рефинансирования.

- Каким образом НБУ будет следить, чтобы поддержку получали не только крупные банки? Ведь в перспективе поддержка только крупных банков может привести к монополизации. Что будет с мелкими банками?

- У НБУ нет дискриминационного подхода к банкам по признаку их размера. Банки бывают хорошие и плохие. Мы действительно уделяем системным банкам несколько больше внимания в силу их влияния на банковскую систему, финансовые рынки и экономику в целом. Но к маленьким банкам у нас никаких предубеждений нет.

Активно работать мы будем с двумя типами банков. Первый тип - неплатежеспособные банки, которые создают проблемы для вкладчиков и не приносят никакой пользы для экономики. Такие банки будем выводить с рынка. В 2014 году в Фонд гарантирования вкладов уже выведены 17 банков. Мы будем очищать систему от неплатежеспособных банков. Кроме того, НБУ будет постепенно выводить с рынка банки, которые занимаются обналичкой и отмыванием денег.

О курсе гривны

- Работа с доверием предполагает и курсовую стабильность. Объясните, что происходит с курсом?

- Курсовая динамика в значительной степени определяется событиями на востоке Украины, а также связанными с ними ожиданиями населения и юридических лиц. Эти ожидания создает девальвационное давление на гривну. По нашим оценкам, ситуация стабилизируется в течение нескольких недель. Мы считаем, что диапазон курса в 12,5-13 грн/$ на сегодняшний день является справедливым. Нацбанк будет использовать все имеющиеся в наличии инструменты воздействия на валютный рынок, как административные, так и рыночные, для стабилизации курса гривны.

- А вы видите признаки атаки спекулянтов на рынке?

- Да, и мы с ними боремся. Для этого мы ввели режим обработки заявок на покупку валюты в течение двух рабочих дней, ежедневно просматриваем все контракты. Когда на рынке появятся жертвы среди спекулянтов, рынок увидит, что лучше такими вещам не баловаться. А такие жертвы со стороны спекулянтов будут.

При этом хотел бы отметить, что спекулятивная составляющая в курсе сегодня не доминирует. Скорее, есть элемент отсроченного предложения валюты по экспорту, отложенного спроса по импорту и капитальным операциям.

- В какой мере на курс влияет экспортное лобби?

- Давления экспортного лобби напрямую мы не ощущаем. Иногда экспортеры просто стараются задерживать поступление валютной выручки в ожидании девальвации.

- По вашей оценке, какое давление на курс больше: внутреннее, со стороны экспортного лобби, спроса резидентов и спекулянтов, или давление внешнее - со стороны нерезидентов, которые в том числе могут расшатывать ситуацию в Украине?

- Количественно оценить влияние различных сегментов рынка на курсовую динамику непросто. Однако мы можем констатировать имеющееся влияние всех вышеперечисленных источников.

О доходности банковского бизнеса и новом банкинге

- Банкиры сетуют, что сегодня осталось очень мало возможностей для заработка. Пожалуйста, расскажите, на чем сегодня могут заработать банки?

- (Ответ частично изменен при согласовании. - Forbes) С банкирами я вынужден согласиться. Возможностей и способов для увеличения доходов сегодня, и правда, немного. Естественные способы капитализации банка за счет заработанной прибыли ограничены. Это - объективные обстоятельства.

В обозримом будущем увеличение прибыльности банков будет в значительной степени зависеть от динамики создания резервов по существующему портфелю активных операций. Если по существующему портфелю его качество будет улучшаться, то за счет уменьшения количества резервов банки будут показывать прибыль. Я думаю, что в течение какого-то времени это будет одним из основных источников положительного финансового результата.

За 8 месяцев текущего года объем кредитов, выданных юридическим и физическим лицам, без учета курсовых колебаний сократился на 10%. База доходности сжимается. Рынка ценных бумаг фактически нет, валютный рынок такой, какой есть. Вынужденное снижение норматива открытой валютной позиции, являющееся частью пакета мер НБУ по стабилизации валютного курса, также сужает возможности банков по зарабатыванию денег.

- Тогда что остается для заработка? РКО?

- (Ответ был значительно изменен при согласовании. - Forbes) Расчетно-кассовое обслуживание остается относительно стабильным источником доходов банков, однако доля его в общих доходах невелика. Исторически в Украине сложился достаточно низкий уровень доходности РКО в силу жесткой конкуренции банков за лучших клиентов и работы платежной системы в реальном режиме времени.
Констатируя этот факт, я не пытаюсь стимулировать повышение банками своих тарифов на РКО. Потому что экономика сейчас в плохом состоянии, и нельзя перекладывать повышение тарифов на плечи клиентов.

На мой взгляд, увеличение прибыльности банковского бизнеса в Украине возможно, прежде всего, за счет построения современных технологичных схем клиентского обслуживания и каналов дистрибуции. Таковыми, например, являются мобильный банкинг и онлайн-банкинг. За несколько лет жизни в Голландии я привык проводить все основные транзакции со своего мобильного телефона или планшета. При этом важна не только техническая возможность, но и легкость проведения таких операций. На сегодняшний день такой уровень direct-banking в Украине отсутствует. Банки, которые в числе первых перестроят модель бизнеса в этом направлении, смогут существенно улучшить качество обслуживания клиентов, и соответственно, увеличить уровень доходности своих операций.

- Но банкиры говорят, что не могут позволить себе такой банкинг - не решены на законодательном уровне вопросы с ЭЦП, конфиденциальностью, криптографией и так далее.

- Это комплексный вопрос, который требует проработки на законодательном уровне. Украина, если планирует развиваться в направлении инновационной экономики, будет менять правовое поле для работы с современными технологиями. Изменения должны лоббировать сами банки. НБУ может только поддерживать такие инициативы.

Я считаю, что продвижение новых технологий в банкинге будет также способствовать увеличению стабильности банковской системы.

- Какой может быть роль НБУ и банковского сектора в вопросах возврата украинского капитала в Украину?

- Как у регулятора банковской системы у нас не так много рычагов и возможностей для возврата капитала в страну. Одной из таких возможностей является обеспечение чистоты регулятивного капитала банков. Не секрет, что некоторые банки в прошлом использовали схемы фиктивного накачивания денег в капитал. Это были не живые деньги акционеров, а их долги, которые они конвертировали в капитал своих банков. Нам эти схемы известны, мы с ними боремся. Капитализация банков по итогам стресс-тестов должна быть осуществлена живыми деньгами акционеров, в том числе за счет ранее выведенных из страны средств. Осуществляя строгий контроль за рекапитализацией банков, НБУ будет содействовать возврату капитала в страну.

Маргарита Ормоцадзе, Александр Моисеенко

За матеріалами: Forbes.ua
 

ТЕГИ

Курс НБУ на 20.12.2024
 
за
курс
uah
%
USD
1
41,9292
 0,0244
0,06
EUR
1
43,5770
 0,3811
0,87

Курс обміну валют на 20.12.24, 10:15
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,5129  0,09 0,22 42,1729  0,06 0,13
EUR 43,3063  0,22 0,51 44,0913  0,19 0,43

Міжбанківський ринок на 20.12.24, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,8500  0,08 0,19 41,8700  0,08 0,19
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес