Фінансові новини
- |
- 22.01.25
- |
- 10:10
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
Инвестиционные фонды начинают "новую жизнь"
09:53 04.04.2001 |
Верховная Рада приняла Закон "Об институтах совместного инвестирования", разработка которого продолжалась около пяти лет
"Принятие закона является шагом вперед в деле защиты инвесторов и придает украинскому рынку более цивилизованный вид", - прокомментировал появление нового закона член Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку Сергей Бирюк.
В отличие от действующих инвестиционных фондов, созданных для работы с ваучерами в ходе приватизации, принятый документ устанавливает сразу несколько моделей более удобных и надежных институтов по привлечению реальных средств граждан и компаний для их вкладывания в финансовый и фондовый рынки.
Старое название, новое содержание
"Новая модель институтов совместного инвестирования, предложенная в законе, направлена на работу с денежными потоками", - особо подчеркивал на первой презентации принятого 15 марта парламентом Закона "Об ИСИ" начальник управления развития и регулирования рынка ценных бумаг ГКЦБФР Андрей Рыбальченко.
Действующие инвестиционные и взаимные фонды, рожденные указом президента от 1994 года для обслуживания массовой приватизации, свою главную работу выполнили - через них прошло почти 20 млн ваучеров.
Так что массовая приватизация и структурные реформы должны быть благодарны ИСИ призыва 1994 года. Этого не скажешь об участниках фондов. В лучшем случае в них сегодня выкупают инвестиционные сертификаты по номиналу или, как один из крупнейших фондов - "Киевская Русь - МДС", - за 1,2 грн при номинале сертификата 1 грн. Т.е. за вложенный ваучер через пять лет гражданин получает 12,6 грн.
Это еще хорошо, ведь ряд фондов вообще ищут СБУ и МВД. При разработке указа 1994 года приоритетной была задача быстро и легко обеспечить сбор у населения ваучеров для обеспечения массовой приватизации, а не разработка дополнительных гарантий участникам фондов.
По словам Сергея Бирюка, в новой модели функционирования ИСИ четко разделены функции регистратора, хранителя, управляющей компании и торговца ценными бумагами, тогда как раньше почти все эти операции выполняла одна компания.
"Отныне компания по управлению будет действовать только в соответствии с инвестиционной декларацией, а хранитель будет контролировать это соответствие. Учитывая, что хранителями в Украине являются в основном крупные банки, они вряд ли будут рисковать своей лицензией ради мелких злоупотреблений", - считает г - н Бирюк.
Для тех, кто не очень знаком с инвестиционной терминологией, объясним: вся цепочка от сбора средств до их инвестирования и управления теперь распределена между не зависимыми друг от друга компаниями, что, по мнению разработчиков закона, сведет к минимуму возможность махинаций. Например, отныне будут невозможны самокотировки фондами своих инвестиционных сертификатов (общеизвестная схема "МММ").
Что касается инвестиционной декларации, то это еще одно общепринятое в мире ограничение для ИСИ. Перед созданием инвестиционный посредник должен четко указать, куда он будет вкладывать собранные деньги. Например, только в государственные ценные бумаги или акции энергокомпаний.
Переходный этап будет длиться два года
Как рассказал "Контрактам" один из разработчиков закона вице - президент инвестиционной компании "Кинто" Анатолий Федоренко, в начале разработки законопроекта в далеком 1996 году он состоял из 100 страниц, где подробно описывалась вся деятельность новых ИСИ.
Однако затем он постепенно трансформировался в рамочный со ссылками на подзаконные нормативные акты ГКЦБФР, которых, согласно подсчетам г - на Федоренко, должно быть порядка 35.
Исходя из этого первый вывод - прописанные в законе корпоративные и паевые фонды, которые придут на смену инвестиционным и взаимным фондам, заработают только после появления всей этой нормативной базы, тогда как создание старых фондов по указу 1994 года будет запрещено.
Основным опасением рынка в ходе слушаний законопроекта была вероятность слишком резких изменений условий деятельности уже существующих фондов. Анатолий Федоренко уверяет, что драматизировать ситуацию не следует. На преобразование в новые институты отводится два года. (Здесь, вероятнее всего, риск в том, насколько быстро Комиссия по ценным бумагам разработает новую подзаконную базу.)
Подобно модным у детей трансформерам старые фонды имеют право самостоятельно выбирать, в какую новую форму им преобразовываться. Комиссия, скорее всего, нормативно пропишет четыре возможные модели такого перехода, хотя профессионалы могут разработать их и самостоятельно.
Вице - президент "Кинто" считает, что без особых проблем будут трансформироваться 18 открытых фондов, которые еще сегодня работают с открытым рынком и взяли на себя обязанность выкупать свои сертификаты.
У закрытых фондов проблем больше - многочисленная клиентура, неликвидные активы, которые были приобретены в процессе приватизации. Именно поэтому закон позволяет им существовать в течение всего срока, на который они были в свое время созданы. Хотя в большинстве своем это все равно до 2001 - 2003 годов.
Специальное предложение для юридических лиц
Все опрашиваемые "Контрактами" эксперты и среди работников ГКЦБФР, и среди участников рынка не ожидают быстрого появления фондов, которые будут привлекать средства граждан.
Дело не только в отсутствии подзаконных актов. Новое законодательное поле сориентировано на публичные институты, работающие в открытом режиме, размещающие активы в высоколиквидные, защищенные от инфляции инструменты. А таких сегодня на украинском рынке практически нет.
Ликвидными фондовые операторы сегодня называют только акции Укрнефти и Киевэнерго. Что еще? Возможно, государственные облигации, хотя вторичный рынок этих бумаг сегодня практически отсутствует.
В такой ситуации Анатолий Федоренко советует рассмотреть возможность преобразования в интервальные фонды, которые вправе выкупать свои сертификаты согласно декларации раз в год. В то же время вице - президент "Кинто" обращает внимание на еще одного нового участника инвестиционного рынка, рожденного Законом "Об ИСИ", - венчурный инвестиционный фонд.
Ограничения на его инвестиционную деятельность наиболее либеральные. Эти институты рассчитаны на ограниченный круг западных и отечественных инвесторов - юридических лиц, которые согласны на дополнительный риск ради большей доходности. Фактически в венчурных фондах риски разделяются между инвестиционным управляющим и инвесторами. Однако для контроля последние допускаются в наблюдательный совет фонда.
По данным "Контрактов", прописанные в законе венчурные фонды - это разработка крупных украинских компаний, которые четко знают, как и зачем их будут создавать. Например, для привлечения средств из оффшоров и их легализации в качестве внутренних инвестиций.
Дмитрий КОШЕВОЙ
Рисунок Игоря ЛУКЬЯНЧЕНКО
Справка
По данным Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, сейчас в Украине еще насчитывается около 250 инвестиционных фондов и компаний, созданных во времена сертификатной приватизации - на треть меньше, чем было в 1997 году. Около 40 из них уже подали заявления о закрытии и начале расчетов со своими участниками.
По состоянию на конец февраля Госкомиссия по ценным бумагам упразднила регистрацию инвестиционных сертификатов на общую сумму 112 млн грн. Однако часть приватизационных инвестиционных посредников приходится разыскивать при помощи правоохранительных органов.
Только 18 нынешних ИСИ являются открытыми инвестиционными или взаимными фондами, т.е. взяли на себя обязанность выкупать свои инвестиционные сертификаты по желанию их владельцев.
Экспертная оценка
Сергей БИРЮК член Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку:
- В ближайшие два года маловероятно широкое привлечение денег граждан новыми институтами совместного инвестирования. Тогда как перспектива привлечения средств юридических лиц представляется более реальной. Например, специально в этих целях в законе предусмотрено создание принципиально новых венчурных фондов.
Анатолий ФЕДОРЕНКО, вице - президент инвестиционной компании "Кинто":
- Разработчики закона пытались максимально сохранить ту инфраструктуру, которая сложилась в процессе массовой приватизации в области совместного инвестирования. Кроме того, удалось законодательно закрепить за существующими институтами право выбора новых организационно - правовых форм осуществления совместного инвестирования, в которые они будут трансформироваться.
Что касается налогообложения новых ИСИ, все еще остается опасность, что они подпадут под двойное бремя по причине противоречивого толкования специальных терминов совместного инвестирования. Чтобы этого не случилось, необходимо внести и четко определить эти термины в налоговом законодательстве, адаптировать его к особенностям специального законодательства.