Согласно протоколу заседания, обнародованному на сайте центробанка, восемь из них поддержали снижение учетной ставки на 0,5 процентного пункта (п. п.) - до 17%, один – на 1 п.п. - до 16,5%.
В процессе обсуждения члены КМП отмечали, что в настоящее время макроэкономические условия являются благоприятными для продолжения цикла смягчения монетарной политики, начатого НБУ в апреле.
Так, по базовому прогнозному сценарию при условии постепенного снижения процентной ставки ее реальное значение будет оставаться высоким, учитывая улучшение инфляционных ожиданий. При таких условиях инфляция должна достичь цели 5% в конце 2020 года.
Члены КМП отметили, что основной внутренний риск для базового сценария - дальнейшее усиление угроз для макрофинансовой стабильности - остается актуальным, Нацбанк имеет ограниченные возможности его количественно оценить и снизить вероятность реализации при помощи монетарных решений.
"Такой риск, прежде всего, связан с возможной задержкой в проведении ключевых реформ или шагами по нивелированию предыдущих достижений, в частности, через судебные и законодательные решения, которые могут существенно усилить уязвимость экономики Украина и помешать продолжению сотрудничества с МВФ", - отмечается в сообщении.
Большинство членов КМП считают, что НБУ должен быть осторожным в смягчении монетарной политики, поскольку доверие к способности НБУ достигать инфляционной цели только начинает формироваться. При этом отдельные члены КМП не исключали возможности ускорения смягчения монетарной политики в дальнейшем при появлении признаков быстрой дезинфляции.
Один член КМП высказался за снижение учетной ставки на 1 п.п. Он отметил, что в пользу такого шага свидетельствует ревальвационное давление на гривню вследствие повышенного интереса нерезидентов к ОВГЗ. Также он учитывает ожидаемое смягчение монетарной политики ФРС и ЕЦБ в ответ на замедление экономического роста.
Члены КМП единогласно поддержали публикацию прогноза учетной ставки. По их мнению, это будет способствовать улучшению понимания монетарной политики НБУ и его макроэкономического прогноза всеми экономическими агентами. В то же время важное значение будет иметь коммуникационное сопровождение такого прогноза.
Члены КМП подчеркнули необходимость акцентировать на том, что прогнозная траектория учетной ставки не является обязательством НБУ. Она может изменяться в пределах очередного обновления макроэкономического прогноза. Фактическое значение учетной ставки может отклоняться от прогнозной траектории с учетом изменения в балансе рисков и появления новой информации. Один из членов КМП также отметил, что в коммуникациях следует указать факторы, которые могут привести к такому отклонения.
Обсуждая прогнозную динамику учетной ставки, члены КМП согласились, что при отсутствии значительных экономических шоков к концу 2021 года ее уровень может снизиться до нейтрального - 8%.Стремительное снижение ставки ожидается в 2020 году вместе с вхождением инфляции в целевой диапазон и соответствующим улучшением инфляционных ожиданий.
При этом мнения относительно скорости снижения учетной ставки несколько разошлись. Ожидания большинства членов КМП совпали с траекторией базового сценария. В то же время один из членов считает, что снижение ставки до уровня 8% будет длительным и не произойдет уже в 2021 году. По его мнению, закрепление инфляционных ожиданий на уровне 5% потребует жесткой монетарной политики.
Другой член КМП наоборот ожидает более быстрого снижения учетной ставки даже ниже нейтрального уровня. По его прогнозу, этому будет способствовать существенный приток иностранного капитала в гривневые активы.
Участники заседания КМП также обратили внимание на расхождения в ожиданиях участников рынка по учетной ставке и прогнозе НБУ. Их консенсус-прогноз демонстрирует несколько более высокую учетную ставку в 2019-2021 годах. В частности, участники рынка преимущественно прогнозируют приближение ставки до 8% только в 2023 году. Это связано с определенной инерционностью их прогнозов и ориентацией на историческую информацию - высокий уровень инфляциии, соответственно, учетной ставки в предыдущие годы. При успешном достижении цели 5% ожидания участников рынка должны приблизиться к прогнозу НБУ, считают члены КМП.
Члены КМП также обсудили риски, связанные с притоком капитала в государственные ценные бумаги, номинированные в гривне. Такие риски, по их мнению, сегодня незначительны. Во-первых, приток капитала только в государственный сектор не создает рисков перегрева потребительского спроса, ведь фискальная политика остается взвешенной. Во-вторых, постепенное снижение стоимости государственных привлечений и удлинение их срочности Министерством финансов уменьшают риски, связанные с рефинансированием долга. Так, на сегодняшний день большая часть портфеля ОВГЗ в собственности нерезидентов состоит из ценных бумаг со сроком погашения от одного года и более. Кроме того, поддержание интереса иностранных инвесторов к государственным облигациям в гривне и в дальнейшем будет предопределять постепенную дедолларизации долга и соответственно снижение валютных рисков. В то же время существует вероятность увеличения спроса нерезидентов на гривневые ОВГЗ и соответствующего укрепления обменного курса, что создаст возможности для более быстрого снижения учетной ставки, чем по базовому сценарию, считают члены КМП.