Фінансові новини
- |
- 22.12.25
- |
- 05:24
- |
-
RSS - |
- мапа сайту
Авторизация
Банки остерегаются выдавать автокредиты, хотя и продолжают увеличивать число кредитных программ
12:46 30.10.2012 |
За прошедший год займы на автомобили проделали длительный путь: от минимальных со времен финансового кризиса 2008 года средних реальных ставок - до стремительного сокращения спроса и быстрого подорожания, через периоды расцвета и упадка. Наиболее благоприятный период для автомобильного кредитования пришелся на лето-2012 и мог бы продолжаться до сих пор. «Традиционно конец лета-начало осени - это период оптимальных кредитных ставок. Но в этом году выборы «сместили конец года» на начало осени. Это связано с уже привычными паническими прогнозами относительно стабильности гривны и гиперспросом на валюту. Поэтому «кредитный год» в 2012 году оказался короче», - комментирует Владимир Радько, начальник отдела альтернативных каналов продаж Банка Кипра .
В итоге, осень-2012 обозначилась довольно резким сокращением спроса на автокредиты: ни заемщики, ни банки не рискуют оформлять сделки до разрешения неопределенности на финансовом рынке. «В сентябре количество выданных автокредитов снизилось на 15%-20%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Можно предположить, что такая тенденция сохранится до конца осени. Дилеры совместно с банками активно разрабатывают и внедряют партнерские программы для поддержания необходимого уровня продаж, но в силу удорожания гривневого ресурса, автокредит осенью-2012 года дороже, чем осенью-2011», - рассказывает Виталий Скоробогатый, начальник отдела развития партнерских продаж банка «Финансы и Кредит ».
Предложение растет, вопреки ожиданиям
Несмотря на сокращение спроса, количество предлагаемых банками автокредитных программ осенью-2012 продолжает расти. Всего с минувшей осени количество программ выросло на 2%-100%, в зависимости от срока кредита и типа авто.
По займам на новые автомобили на сроки до пяти лет (самые многочисленные программы) прирост количества кредитных предложений составил в среднем 9%-19%. Количество самых малочисленных программ (на б/у отечественные автомобили и на б/у иномарки сроком пять лет) выросло на 80%-100%.
Количество кредитных программ, в зависимости от срока и типа кредитуемых автомобилей, и их изменение за последний год, по исследованиям компании «Простобанк Консалтинг».
|
Срок кредита |
Количество кредитных программ, шт. |
Изменение за год |
||
|---|---|---|---|---|
|
22.10.2011 |
22.10.2012 |
шт. |
% |
|
|
Новые иномарки |
||||
|
1 год |
281 |
313 |
32 |
11,39% |
|
3 года |
291 |
334 |
43 |
14,78% |
|
5 лет |
277 |
323 |
46 |
16,61% |
|
7 лет |
173 |
243 |
70 |
40,46% |
|
Новые отечественные |
||||
|
1 год |
134 |
137 |
3 |
2,24% |
|
3 года |
129 |
141 |
12 |
9,30% |
|
5 лет |
107 |
128 |
21 |
19,63% |
|
7 лет |
23 |
38 |
15 |
65,22% |
|
Б/у иномарки |
||||
|
1 год |
18 |
25 |
7 |
38,89% |
|
3 года |
13 |
20 |
7 |
53,85% |
|
5 лет |
10 |
19 |
9 |
90% |
|
Б/у отечественные |
||||
|
1 год |
5 |
9 |
4 |
80% |
|
3 года |
4 |
8 |
4 |
100% |
|
5 лет |
4 |
8 |
4 |
100% |
По данным компании "Простобанк Консалтинг"
Доля отказов увеличивается
Формальные требования к заемщикам за последний год не претерпели заметных трансформаций. «Значительных изменений не наблюдалось. Основной сложностью все же остается доказательство официального дохода заемщика, а его отсутствие и вовсе делает оформление кредита невозможным», - поясняет Владимир Радько.
Несмотря на это, на практике осенью-2012 банки более пристально оценивают претендентов на заем. Ведь хотя повода для сворачивания кредитных программ пока нет, но прогнозы относительно будущего кризиса и поствыборной неопределенности уже заставляют банки выбирать заемщиков, наименее подверженных риску неплатежеспособности.
«С началом осени банки осторожно подходят к вопросу автокредитования, это проявляется в увеличении доли отказов по таким займам, повышении авансового взноса для заемщиков», - рассказывает Виталий Скоробогатый.
Что касается авансового взноса, то минимальный его размер по-прежнему стартует от 0% и по-прежнему в предложении трех банков. Правда, если год назад это были ПриватБанк , Укрсоцбанк и ВТБ Банк , то к октябрю-2012 последнего сменил в этом списке Альфа-Банк .
Массового отказа от низких авансов на рынке пока не наблюдается, к такому подходу могут прибегать отдельные банки. Однако заметно выросла стоимость кредитов с низкими авансами. Осенью-2011 реальные ставки по займам с первоначальными взносами до 15% стоимости авто находились в диапазоне от 4,6% до 27,5% годовых, а в октябре-2012 уже колеблются в пределах от 5,5% до 42,5% годовых. Как видим, если минимальные ставки изменились мало, то максимальные выросли более чем в полтора раза.
Ставки стремятся к максимумам
Впрочем, не только строгие требования банков к заемщикам могут встать на пути у последних к получению кредита на авто. По исследованиям компании «Простобанк Консалтинг», ставки по займам на покупку нового авто в конце октября-2012 на 3-4 процентных пункта или на 20%-26% от своего прежнего значения выше, чем в конце октября-2011.
По некоторым срокам займов (3-5 лет) средние реальные ставки по кредитам на новые автомобили уже даже превзошли свои пиковые значения начала 2012 года на 0,25-0,5 процентного пункта, по исследованиям компании «Простобанк Консалтинг». Правда, по самым «коротким» и самым «Длинным» займам - на год и семь лет - средние реальные ставки пока отстают от своих минимальных значений на те же 0,25-0,5 процентного пункта.

Похожа ситуация и в сегменте кредитования на покупку подержанного автомобиля. Правда, здесь подорожание меньше: за год средние реальные ставки выросли, по исследованиям компании «Простобанк Консалтинг», на 2,5-3 процентных пункта или на 12%-15% от своего размера.
Так же как и по займам на новые автомобили, средние реальные ставки по кредитам на подержанное авто уже превзошли максимальные значения конца 2011 года. По исследованиям компании «Простобанк Консалтинг» на 22.10.2012 г., средние реальные ставки по займам на б/у автомобиль были на 0,3-1,3 процентных пункта выше, чем максимальные их значения в конце ноября-2011. Исключением здесь стали лишь самые «короткие» кредиты - сроком на один год, которые пока отстают от своего пика всего на 0,03 процентного пункта.

В итоге, ставки по автокредитам в октябре-2012 приближаются к максимуму за последние два года. «Банки готовы выдавать займы. Но ситуация на ресурсном рынке заставляет делать это по цене гораздо выше, чем это было еще в середине лета. Поэтому вопрос должен звучать так: готовы ли клиенты оформлять кредиты?», - комментирует Владимир Радько.
Еще одна интересная тенденция: за последний год банки стали немного чаще применять ежемесячные комиссии. Так, еще в начале 2012 года более 90% автокредитных программ предполагали использование только одноразовой комиссии, а программ с исключительно ежемесячными комиссиями не было вовсе. Но к октябрю-2012 доля программ с одноразовыми комиссиями сократилась до 85%-87% в зависимости от срока кредита, а на рынке появились программы, предполагающие только ежемесячные комиссии (около 2% от общего числа программ). При этом примерно в 7% автокредитных программ в октябре-2012, как и в начале года, предусмотрены как одноразовая, так и ежемесячная комиссии.
Чего ждать в ближайшем будущем?
Несмотря на то, что рынок автокредитования осенью-2012 уже и так выглядит не слишком оптимистично для потенциальных заемщиков, эксперты продолжают давать пессимистические прогнозы относительно его динамики. «Если общая тенденция привлечения ресурсов не изменится, можно ожидать повышения процентных ставок на 1%-2% годовых до конца года. Что касается авансового взноса, то ряд банков перейдет на более безопасный уровень - 30%, при этом 0%-10% останутся рекламной приманкой», - прогнозирует Виталий Скоробогатый.
При этом впадать в панику и ожидать катастрофических изменений на рынке эксперты не советуют: банки вряд ли массово свернут автокредитные программы, а цены на авто не достигнут заоблачных высот. «Я бы рекомендовал сохранять спокойствие», - резюмирует Владимир Радько.
Мнение
Владимир Радько, начальник отдела альтернативных каналов продаж Банка Кипра
В целом за девять месяцев 2012 года по сравнению с аналогичным периодом 2011 года рынок автокредитования показал рост. Благоприятные условия кредитования, в том числе подогревали спрос в данном сегменте. Сентябрь, к сожалению, принес увеличение процентных ставок, которое в некоторых банках продолжается и до сих пор. Так, с начала сентября эффективная процентная ставка изменилась с 17,5-18% до 23-25% годовых. Это, конечно же, притормозило дальнейший рост кредитных портфелей банков.
Как только темпы продаж автомобилей замедляются, многие СМИ тут же тиражируют сенсационные заявления об удорожании автомобилей, введении новых налогов и пошлин, а также рекомендации покупать авто сейчас в связи с прогнозами удорожания автокредитов с наступлением нового года. Подобные прогнозы становятся «читаемыми», однако далеко не всегда подтвержденными.
ТЕГИ
ТОП-НОВИНИ
ПІДПИСКА НА НОВИНИ
Для підписки на розсилку новин введіть Вашу поштову адресу :


Саміт Європейського Союзу затвердив рішення про спільне запозичення для України на суму 90 млрд євро.
Президент України Володимир Зеленський повідомив, що поки що не зміг
отримати розгорнуту відповідь про алгоритм дій США в рамках гарантій
безпеки Україні на випадок повторної агресії РФ.
Власники 99,06% ВВП-варантів, які перебувають в обігу на загальну суму $2,635 млрд, підтримали їх повний обмін на звичайні єврооблігації України, йдеться у біржовому повідомленні України у четвер.
З 1 січня 2027 року платники єдиного податку з доходом від 1 млн грн повинні будуть сплачувати 20% ПДВ
Кабінет міністрів України дозволив Міністерству фінансів понаднормово
запозичити 55 млрд грн. Їх планують використовувати на початку
наступного року.
Кожен власник складу рано чи пізно стикається з банальною проблемою -
місця не вистачає. Товарів стає більше, асортимент росте, а стіни
приміщення залишаються на місці.
В Україні стартував оборонний збір на 1 млрд грн для захисту від "Шахедів". Про це повідомляє пресслужба Фонду Сергія Притули. Проєкт під назвою "Єдинозбір" проводиться фондом спільно з 412 бригадою Nemesis та Світовим Конґресом Українців.
Ціни на золото і срібло зросли до рекордних максимумів на тлі
повільнішої, ніж очікувалося, інфляції в США, яка підтримала прогнози на
подальше зниження процентних ставок.
За попередніми ітогами 2025 року, криптовалютна біржа Binance лідирує за
обсягами торгованих криптоактивів. У 2025 році сукупний притік
криптовалют на Binance досяг нового історичного максимуму - $1,17 трлн,
що на 31% більше, ніж у 2024 році.
Регулятор банківського ринку вважає, що Верховна Рада повинна відійти від практики мораторіїв на роботу з NPL
Щорічне зростання чистих гривневих кредитів бізнесу прискорилося до 35%, а роздрібного кредитування - до 33%.
Долар США вдень у четвер дорожчає до євро та єни, але знижується до фунта стерлінгів.
Загалом від початку заснування Фонду сума виплат гарантованого
відшкодування склала 105,0 млрд грн, відшкодування отримали 95,9%
вкладників банків, зазначено у повідомленні.
За відповідне рішення проголосувало 264 народних депутата. Відповідний законопроєкт був зареєстрований 1 жовтня 2025 року.
Йдеться про застосунок, пов'язаний із Sei - блокчейном рівня Layer 1,
який створили спеціально для торгівлі цифровими активами. Застосунок
попередньо встановлюватимуть на всі нові смартфони Xiaomi, що
продаватимуться за межами материкового Китаю та США.
За словами спікерів, одразу після початку повномасштабного вторгнення РФ
у лютому 2022 року Україна перенесла критичні масиви даних до
дата-центрів на території ЄС. Уже в 2023 році стратегія була
трансформована в бік створення суверенних національних дата-центрів із
підтримкою транскордонних рішень резервного копіювання.
Google анонсувала новий експериментальний веббраузер під назвою
Disco, що орієнтований на інтеграцію ШІ у процес перегляду сторінок.
Першою функцією браузера стала GenTabs - віджети, створені на основі
відкритих вкладок, історії чатів і запитів користувача.
AMD може розглядати 2-нм техпроцес Samsung для випуску майбутніх
чипів. Про це повідомляють джерела з Південної Кореї.
Європейський Союз розглядає можливість п'ятирічної відстрочки своєї
заборони на використання двигунів внутрішнього згоряння після сильного
тиску з боку деяких найбільших автомобільних країн регіону.
Зловмисники застосовують нову схему для поширення шкідливого ПЗ Atomic
macOS Stealer (AMOS), використовуючи довіру користувачів до чат-ботів на
зразок ChatGPT від OpenAI чи Grok від xAI. Про це повідомляє Huntress у
своєму дослідженні.
У листопаді український автопарк поповнили понад 11 тис.
автотранспортних засобів на акумуляторних джерелах живлення (BEV). Це
майже втричі більше, ніж у листопаді торік.