Фінансові новини
- |
- 16.12.25
- |
- 07:03
- |
-
RSS - |
- мапа сайту
Авторизация
Банки остерегаются выдавать автокредиты, хотя и продолжают увеличивать число кредитных программ
12:46 30.10.2012 |
За прошедший год займы на автомобили проделали длительный путь: от минимальных со времен финансового кризиса 2008 года средних реальных ставок - до стремительного сокращения спроса и быстрого подорожания, через периоды расцвета и упадка. Наиболее благоприятный период для автомобильного кредитования пришелся на лето-2012 и мог бы продолжаться до сих пор. «Традиционно конец лета-начало осени - это период оптимальных кредитных ставок. Но в этом году выборы «сместили конец года» на начало осени. Это связано с уже привычными паническими прогнозами относительно стабильности гривны и гиперспросом на валюту. Поэтому «кредитный год» в 2012 году оказался короче», - комментирует Владимир Радько, начальник отдела альтернативных каналов продаж Банка Кипра .
В итоге, осень-2012 обозначилась довольно резким сокращением спроса на автокредиты: ни заемщики, ни банки не рискуют оформлять сделки до разрешения неопределенности на финансовом рынке. «В сентябре количество выданных автокредитов снизилось на 15%-20%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Можно предположить, что такая тенденция сохранится до конца осени. Дилеры совместно с банками активно разрабатывают и внедряют партнерские программы для поддержания необходимого уровня продаж, но в силу удорожания гривневого ресурса, автокредит осенью-2012 года дороже, чем осенью-2011», - рассказывает Виталий Скоробогатый, начальник отдела развития партнерских продаж банка «Финансы и Кредит ».
Предложение растет, вопреки ожиданиям
Несмотря на сокращение спроса, количество предлагаемых банками автокредитных программ осенью-2012 продолжает расти. Всего с минувшей осени количество программ выросло на 2%-100%, в зависимости от срока кредита и типа авто.
По займам на новые автомобили на сроки до пяти лет (самые многочисленные программы) прирост количества кредитных предложений составил в среднем 9%-19%. Количество самых малочисленных программ (на б/у отечественные автомобили и на б/у иномарки сроком пять лет) выросло на 80%-100%.
Количество кредитных программ, в зависимости от срока и типа кредитуемых автомобилей, и их изменение за последний год, по исследованиям компании «Простобанк Консалтинг».
|
Срок кредита |
Количество кредитных программ, шт. |
Изменение за год |
||
|---|---|---|---|---|
|
22.10.2011 |
22.10.2012 |
шт. |
% |
|
|
Новые иномарки |
||||
|
1 год |
281 |
313 |
32 |
11,39% |
|
3 года |
291 |
334 |
43 |
14,78% |
|
5 лет |
277 |
323 |
46 |
16,61% |
|
7 лет |
173 |
243 |
70 |
40,46% |
|
Новые отечественные |
||||
|
1 год |
134 |
137 |
3 |
2,24% |
|
3 года |
129 |
141 |
12 |
9,30% |
|
5 лет |
107 |
128 |
21 |
19,63% |
|
7 лет |
23 |
38 |
15 |
65,22% |
|
Б/у иномарки |
||||
|
1 год |
18 |
25 |
7 |
38,89% |
|
3 года |
13 |
20 |
7 |
53,85% |
|
5 лет |
10 |
19 |
9 |
90% |
|
Б/у отечественные |
||||
|
1 год |
5 |
9 |
4 |
80% |
|
3 года |
4 |
8 |
4 |
100% |
|
5 лет |
4 |
8 |
4 |
100% |
По данным компании "Простобанк Консалтинг"
Доля отказов увеличивается
Формальные требования к заемщикам за последний год не претерпели заметных трансформаций. «Значительных изменений не наблюдалось. Основной сложностью все же остается доказательство официального дохода заемщика, а его отсутствие и вовсе делает оформление кредита невозможным», - поясняет Владимир Радько.
Несмотря на это, на практике осенью-2012 банки более пристально оценивают претендентов на заем. Ведь хотя повода для сворачивания кредитных программ пока нет, но прогнозы относительно будущего кризиса и поствыборной неопределенности уже заставляют банки выбирать заемщиков, наименее подверженных риску неплатежеспособности.
«С началом осени банки осторожно подходят к вопросу автокредитования, это проявляется в увеличении доли отказов по таким займам, повышении авансового взноса для заемщиков», - рассказывает Виталий Скоробогатый.
Что касается авансового взноса, то минимальный его размер по-прежнему стартует от 0% и по-прежнему в предложении трех банков. Правда, если год назад это были ПриватБанк , Укрсоцбанк и ВТБ Банк , то к октябрю-2012 последнего сменил в этом списке Альфа-Банк .
Массового отказа от низких авансов на рынке пока не наблюдается, к такому подходу могут прибегать отдельные банки. Однако заметно выросла стоимость кредитов с низкими авансами. Осенью-2011 реальные ставки по займам с первоначальными взносами до 15% стоимости авто находились в диапазоне от 4,6% до 27,5% годовых, а в октябре-2012 уже колеблются в пределах от 5,5% до 42,5% годовых. Как видим, если минимальные ставки изменились мало, то максимальные выросли более чем в полтора раза.
Ставки стремятся к максимумам
Впрочем, не только строгие требования банков к заемщикам могут встать на пути у последних к получению кредита на авто. По исследованиям компании «Простобанк Консалтинг», ставки по займам на покупку нового авто в конце октября-2012 на 3-4 процентных пункта или на 20%-26% от своего прежнего значения выше, чем в конце октября-2011.
По некоторым срокам займов (3-5 лет) средние реальные ставки по кредитам на новые автомобили уже даже превзошли свои пиковые значения начала 2012 года на 0,25-0,5 процентного пункта, по исследованиям компании «Простобанк Консалтинг». Правда, по самым «коротким» и самым «Длинным» займам - на год и семь лет - средние реальные ставки пока отстают от своих минимальных значений на те же 0,25-0,5 процентного пункта.

Похожа ситуация и в сегменте кредитования на покупку подержанного автомобиля. Правда, здесь подорожание меньше: за год средние реальные ставки выросли, по исследованиям компании «Простобанк Консалтинг», на 2,5-3 процентных пункта или на 12%-15% от своего размера.
Так же как и по займам на новые автомобили, средние реальные ставки по кредитам на подержанное авто уже превзошли максимальные значения конца 2011 года. По исследованиям компании «Простобанк Консалтинг» на 22.10.2012 г., средние реальные ставки по займам на б/у автомобиль были на 0,3-1,3 процентных пункта выше, чем максимальные их значения в конце ноября-2011. Исключением здесь стали лишь самые «короткие» кредиты - сроком на один год, которые пока отстают от своего пика всего на 0,03 процентного пункта.

В итоге, ставки по автокредитам в октябре-2012 приближаются к максимуму за последние два года. «Банки готовы выдавать займы. Но ситуация на ресурсном рынке заставляет делать это по цене гораздо выше, чем это было еще в середине лета. Поэтому вопрос должен звучать так: готовы ли клиенты оформлять кредиты?», - комментирует Владимир Радько.
Еще одна интересная тенденция: за последний год банки стали немного чаще применять ежемесячные комиссии. Так, еще в начале 2012 года более 90% автокредитных программ предполагали использование только одноразовой комиссии, а программ с исключительно ежемесячными комиссиями не было вовсе. Но к октябрю-2012 доля программ с одноразовыми комиссиями сократилась до 85%-87% в зависимости от срока кредита, а на рынке появились программы, предполагающие только ежемесячные комиссии (около 2% от общего числа программ). При этом примерно в 7% автокредитных программ в октябре-2012, как и в начале года, предусмотрены как одноразовая, так и ежемесячная комиссии.
Чего ждать в ближайшем будущем?
Несмотря на то, что рынок автокредитования осенью-2012 уже и так выглядит не слишком оптимистично для потенциальных заемщиков, эксперты продолжают давать пессимистические прогнозы относительно его динамики. «Если общая тенденция привлечения ресурсов не изменится, можно ожидать повышения процентных ставок на 1%-2% годовых до конца года. Что касается авансового взноса, то ряд банков перейдет на более безопасный уровень - 30%, при этом 0%-10% останутся рекламной приманкой», - прогнозирует Виталий Скоробогатый.
При этом впадать в панику и ожидать катастрофических изменений на рынке эксперты не советуют: банки вряд ли массово свернут автокредитные программы, а цены на авто не достигнут заоблачных высот. «Я бы рекомендовал сохранять спокойствие», - резюмирует Владимир Радько.
Мнение
Владимир Радько, начальник отдела альтернативных каналов продаж Банка Кипра
В целом за девять месяцев 2012 года по сравнению с аналогичным периодом 2011 года рынок автокредитования показал рост. Благоприятные условия кредитования, в том числе подогревали спрос в данном сегменте. Сентябрь, к сожалению, принес увеличение процентных ставок, которое в некоторых банках продолжается и до сих пор. Так, с начала сентября эффективная процентная ставка изменилась с 17,5-18% до 23-25% годовых. Это, конечно же, притормозило дальнейший рост кредитных портфелей банков.
Как только темпы продаж автомобилей замедляются, многие СМИ тут же тиражируют сенсационные заявления об удорожании автомобилей, введении новых налогов и пошлин, а также рекомендации покупать авто сейчас в связи с прогнозами удорожания автокредитов с наступлением нового года. Подобные прогнозы становятся «читаемыми», однако далеко не всегда подтвержденными.
ТЕГИ
ТОП-НОВИНИ
ПІДПИСКА НА НОВИНИ
Для підписки на розсилку новин введіть Вашу поштову адресу :


Росія здійснила атаку на цивільне судно, яке транспортувало до Єгипту українську соняшникову олію.
Посли Європейського Союзу прийняли рішення про скасування принципу
одностайності щодо продовження "заморозки" активів РФ, повідомляє
редактор європейського відділу Радіо "Свобода"
Представники України і США провели першу зустріч групи, яка працюватиме
над документом щодо економічного відновлення. Зокрема, в них взяли
участь Володимир Зеленський і гендиректор інвесткомпанії BlackRock.
Постпреди країн-членів Євросоюзу дали згоду на поетапну відмову від
імпорту газу з РФ до кінця 2027 року. Для набрання чинності закону його
ще має схвалити Європарламент.
Євросоюз хоче якнайшвидше завершити створення спецтрибуналу щодо
злочину агресії проти України, який стосується наказу володаря Кремля
Владіміра Путіна напасти на Україну.
Стабильное качество фарша — одно из ключевых условий для успешной кухни.
Независимо от формата заведения, будь то бистро или гастрономический
ресторан, консистенция, структура и свежесть мясной массы определяют
уровень блюда.
В Україні стартував оборонний збір на 1 млрд грн для захисту від "Шахедів". Про це повідомляє пресслужба Фонду Сергія Притули. Проєкт під назвою "Єдинозбір" проводиться фондом спільно з 412 бригадою Nemesis та Світовим Конґресом Українців.
Долар США трохи слабшає до євро й фунта стерлінгів і суттєвіше дешевшає в парі з японською єною вдень у понеділок.
Зведений індекс найбільших європейських компаній Stoxx Europe 600 за даними на 12:20 к.ч. піднявся на 0,7% - до 582,3 пункту.
Довідковий курс гривні до долара США на міжбанківському валютному ринку
станом на 12:00 кч 15 грудня 2025 року.
Європейський Союз минулої п'ятниці на невизначений термін заморозив
активи Росії в Європі, щоб Угорщина і Словаччина, обидві країни з
дружніми до Москви урядами, не могли перешкодити використанню мільярдів
євро для підтримки України
Курс долара США вранці в понеділок зростає невисокими темпами до євро та фунта стерлінгів, але помітно знижується в парі з єною.
За поточний рік мікро-, малий та середній
бізнес отримав майже 27 тис. кредитів на 79,9 млрд грн за державною
програмою «Доступні кредити 5-7-9%».
Курс долара США вранці в п'ятницю слабо змінюється в парах з основними
світовими валютами, але завершує в мінусі третій тиждень поспіль.
Серед нововведень є шаблони для відео з готовими музичними доріжками
та текстовими накладками.
Водночас прискорюється передача багатства між поколіннями. У 2025
році 91 спадкоємець (64 чоловіки та 27 жінок) успадкував рекордні $297,8
млрд, що на 36% більше, ніж у 2024 році. Загальна кількість
мультипоколінних мільярдерів досягла 860 осіб із активами $4,7
трильйона.
Google почала вести переговори з рекламодавцями щодо запуску реклами у
чат-боті Gemini. Перші рекламні оголошення у штучному інтелекті можуть
стартувати у 2026 році, пише Android Authority.
Китайська компанія Biwin розпочала продаж перших накопичувачів нового формату - Mini SSD, назва якого говорить сама за себе.
Ford та Renault Group повідомили про укладення угоди щодо спільного
випуску двох електромобілів під брендом Ford для європейського ринку у
2028 році.
Віцепрезидентка Європейської комісії Тереза Рібера заявила, що
Європейський Союз не піддасться тиску з боку США щодо контролю над
компаніями Кремнієвої долини.
Китайські виробники смартфонів активізували зусилля, щоб переманити
користувачів Apple, поки компанія постала перед труднощами у запуску
функцій штучного інтелекту в Китаї.