Фінансові новини
- |
- 29.11.24
- |
- 10:44
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
"OFFSHORE journal": Истоки надежности швейцарских банков
11:11 02.09.2003 |
Немногие до конца понимают природу законов о банковской тайне в Швейцарии. Большинство ассоциируют Швейцарию с секретными банковскими счетами. Приверженцы этой точки зрения полагают, что швейцарская банковская тайна сделала страну раем для "грязных денег", и что Швейцария чинит препятствия международному правосудию, лишая его возможности собрать необходимые доказательства для преследования преступников. В последнее время, получила широкое распространение и противоположное мнение, что банковская тайна в Швейцарии ослабла и вообще прекратила свое существование. Обе эти точки зрения ошибочны.
Основания для уникальности швейцарской банковской тайны можно найти в том, что эта нация относится к законам, гарантирующим неприкосновенность частной жизнь, также серьезно, как Соединенные Штаты Америки к "Биллю о правах". К частной жизни гражданина, по понятиям швейцарца относятся и его финансовые дела, и право принимать решение об уплате налогов.
Что бы понять, как относятся граждане Швейцарии к налогам, вспомним, что конфедерация швейцарских кантонов была сформирована в 1291, в основном с целью избежать высоких налогов, взимаемых австрийскими императорами. С тех пор, Швейцария принимает все налоги голосованием на референдуме, а федеральные и кантональные власти обладают очень ограниченными полномочиями на установление налогов.
Одинаково справедливо и объяснение природы банковской тайны, как удачного инструмента для привлечения иностранных капиталов. Действительно, Швейцария очень серьезно относится к своему положению мирового финансового центра - страна никогда не вводила валютный контроль, и правительство никогда не препятствовало тем, кто инвестировал капитал в Швейцарию, вывезти его из страны.
Финансовая тайна защищена в Швейцарии, как гражданским, так и уголовным законодательством. В соответствии с гражданским кодексом, информация о клиенте, о его финансовых операциях и инвестициях защищена как часть информации, касающейся его личной жизни. Статья 28 Гражданского кодекса Швейцарии возлагает обязанность возмещение ущерба на любого, кто нарушит это положение закона.
Одновременно, банковским законодательством предусмотрена уголовная ответственность за разглашение информации о клиенте. Наказание виновных в нарушении банковской тайны предусматривает тюремное заключения сроком до 6 месяцев и штрафы в размере до 50 000 франков.
Хотя принцип сохранения банковской тайны известен в Швейцарии еще со средних веков, бум секретных счетов пришелся на годы предшествующие второй мировой войне.
В 30 - е годы прошлого века, тысячи людей, преследуемых в гитлеровской Германии, многие из них немецкие евреи, выбрали размещение своих капиталов в Швейцарии в качестве способа защиты от конфискации. До этих пор, к нарушениям банковской секретность относились очень строго, но ее легальный статус регулировался только гражданским правом. В 1934 году все изменилось. Был принят закон о банковской деятельности, и банкир, виновный в нарушении банковской тайны, мог быть привлечен к ответственности даже в отсутствии судебного риска со стороны пострадавшего. Первоначально, такая мера были направлена против деятельности агентов налоговых и таможенных органов нацистской Германии, для предотвращения подкупа ими сотрудников швейцарских банков с целью получения имен владельцев счетов. Закон установил наказание в виде штрафа и тюремного заключения для любого банковского сотрудника, выдавшего информацию о клиенте, а также наказание для лиц, подстрекающих сотрудников финансового института к выдаче такой информации. Закон предусматривает, что сотрудник банка не должен никогда в жизни выдавать информацию о счетах своих клиентах, даже после своей отставки. В результате, первыми, кто получил выгоды от усиления защиты финансовой тайны в Швейцарии, а во многих случаях и спас свою жизнь, были люди, преследуемые в нацистской Германии.
Закон о банковской деятельности 1934 года остался важным инструментом защиты банковской тайны, и после поражения нацистов в войне. Швейцария создала в его формулировках эффективную систему защиты клиентов банков от любых попыток различных правительственных служб и агентств любых стран получить информацию о счетах клиента. Банковская тайна интерпретируется таким образом, что банк и его сотрудники не имеет права подтвердить сам факт существования счета: также по просьбе самого клиента, если у банка есть основания полагать, что на клиента оказывается давление со стороны властей.
Швейцарские банки могут предложить своим клиентам еще большую степень конфидициальности. Речь идет о "номерных" счетах - numbered accounts.Номер заменяет имя клиента во всех контактах с банком. Других словами, выписка с такого счета не содержит имени владельца, а вместо наименования счета появляется номер. По законам Швейцарии это легально, до тех пор, пока банк точно знает, кто является владельцем счета. Такой счет не имеет ничего общего с анонимными счетами, которых в Швейцарии не существует. В случае "номерного" счета, банковский перевод в любой банк мира вместо имени или наименования отправителя имеет указание: "по поручению нашего клиента".
Во времена третьего рейха, одним из способов, используемых для проверки существования зарубежного счета у жителей Германии, была следующая процедура: агент гестапо в гражданской одежде заходит в банк, и дает кассиру наличные, для зачисления на счет г - на Х, у которого гестапо подозревает существование счета. Если сотрудник банка соглашается принять деньги - факт наличия счета считается доказанным. Наказанием за владение незадекларированными ценностями за границей для жителей Германии того времени была смертная казнь. Очевидно, что в случае с номерным счетом, кассир и другие сотрудник банка не знал имени владельца счета, и клиент был защищен.
С другой стороны, банковская тайна в Швейцарии не абсолютна. Очень ограниченное число ситуаций, когда банковская тайна может быть частично преодолена, детально регулируются швейцарскими законами. Расследование уголовных преступлений, один из примеров. Если гражданин Швейцарии подозревается в совершении уголовного преступления, органы расследования могут предъявить решение суда и по решению суда, информация необходимая следствию, будет раскрыта. Договора, которые имеет Швейцария с другими странами, распространяют эту возможность на преступления совершенные за границей иностранными гражданами, но степень раскрытия информации определяется положениями договора с каждой отдельной страной.
В любом случае, иностранные органы, ведущие расследования, не могут прямо обратиться за такой информацией в финансовый институт Швейцарии, им нужно решение швейцарского суда. При расследованиях уголовных преступлений, действие, совершенное подозреваемым, должно быть уголовно наказуемым по законам Швейцарии. Последнее обстоятельство существенно для сохранения банковской тайны, так как налоговые нарушения относятся в Швейцарии к незначительным правонарушениям, и уголовно не наказуемы.
В случае расследований преступлений связанных с уклонениями от уплаты налогов, помощь возможно только по соглашению между Швейцарией и США, но при условии, что лицо, в отношении которого ведется расследование, подозревается в связях с организованной преступностью.
На сегодняшний день банковское законодательство Швейцарии соответствует самым высоким международным стандартам в области борьбы с организованной преступностью и противодействия легализации "грязных денег". Швейцария не предоставляет преступникам никакой защиты. Однако это результат достигнут без какого - либо существенного компромисса в отношении конфиденциальности счетов законопослушных клиентов. Сегодня Швейцария представляет собой один из наиболее чистых финансовых рынков в мире, одновременно обеспечивая полную завесу банковской тайны своим респектабельным клиентам.
Кирилл МАКАРЧУК