Фінансові новини
- |
- 09.11.24
- |
- 03:18
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
Украинские НПЗ рискуют остаться у разбитого корыта
12:02 06.04.2011 |
Государственный Шебелинский газоперерабатывающий завод устроил первый аукцион по продаже автомобильного топлива. Эксперимент оказался удачным: на торги съехались представители почти всех региональных украинских автозаправочных сетей. Нефтетрейдеры «оторвались» по полной: стоимость каждого лота то поднималась, то опускалась, заправщики старались перехитрить друг друга, делали вид, что собираются снижать цену и дальше, а затем все же покупали по предложенной. Другие наоборот - ввязывались в торги и потом упрекали друг друга: «Ты чего мне цену набивал, если покупать не хотел?» В результате госпредприятие «наварило» в среднем по 100 грн. на тонне топлива и рассчитывает, что в будущем торги будут для него еще результативнее.
Как отмечает "Инвестгазета", даже такое повышение стоимости продукции для любого отечественного нефтеперерабатывающего завода весьма ощутимо. Дело в том, что маржа переработки нефти на немодернизированном комбинате сейчас отрицательная. Поэтому остается либо работать себе в убыток, либо экономить на налогах, качестве и других расходах - кто во что горазд. Так произошло потому, что отечественные предприятия вяло проводили модернизацию, к тому же стала нормой практика предоставления преференций близким к власти участникам рынка. Существует и внешняя тенденция, негативно влияющая даже на европейских переработчиков: цены на нефть определяются биржевыми спекулянтами, а на топливо - формируются за счет спроса на него. Соответственно, НПЗ остается совсем небольшая разница. Сейчас там кусают локти, сожалея о том, что в свое время - когда бизнес был достаточно рентабельным - вкладывали в модернизацию недостаточно средств, теперь же сделать это становится все сложнее.
Подмена обвиняемого
На Лисичанском нефтеперерабатывающем заводе, контролируемом ТНК-ВР, главной проблемой считают демпинг со стороны иностранных НПЗ, получающих российскую нефть без пошлины. «Украинские переработчики сегодня имеют отрицательную маржу на уровне $2,5 на баррель нефти, в то время как, к примеру, у белорусских заводов этот показатель составляет плюс $16 на баррель. Это в пятнадцать раз лучше результатов, которые демонстрируют высокотехнологичные европейские предприятия. Если бы те же белорусские заводы получали российскую нефть на общих основаниях, то их маржа была бы отрицательной - минус $1,9», - уверяет Дмитрий Зверев, директор по связям с общественностью «ТНК-ВР Коммерс». По его словам, таким образом белорусские поставщики, на долю которых приходится около половины импорта, получают возможность демпинговать на украинском рынке. К слову, эта компания является одним из активных борцов за повышение рентабельности нефтепереработки. Некоторое время назад она даже грозилась остановить работу Лисичанского НПЗ, если не будут введены пошлины на импортное топливо.
В свою защиту на Мозырском НПЗ, акционерами которого являются белорусы и россияне, заявляют, что все топливо продается через электронную биржу и компания никак не может продавать бензин дешевле. Однако в ТНК-ВР с этим не согласны. Там утверждают, что некоторые игроки имеют долгосрочные прямые контракты с операторами белорусских предприятий, в которых заложены индивидуальные алгоритмы определения цены.
$90 на тонне нефти достигает маржа современного, модернизированного завода на европейском рынке
Так или иначе белорусы потенциальной возможностью демпинга не пользуются, становится на защиту соседей Сергей Сапегин, руководитель НТЦ «Психея» (занимается мониторингом отечественного рынка нефтепродуктов). По его словам, в большей степени «демпинг» на рынке наблюдается со стороны АЗС, связываемых с группой «Приват». Импорт же, наоборот, обеспечивает открытость рынка и создает конкурентную среду, предлагая высшее по качеству топливо. И именно высокие, а не низкие цены служат постоянным поводом для критики импортеров со стороны власти.
Иными словами, убытки нефтепереработчиков формируются не вследствие демпинга белорусов, а прежде всего из-за действий группы «Приват». И именно ее ТНК-BP еще год назад обвиняла в своих проблемах. Но теперь, похоже, понимая бесперспективность борьбы с «днепропетровцами», решила сменить тактику и восстановить свои позиции, отобрав часть рынка у импортеров. Однако от этого рентабельность самого предприятия не станет выше. «На модернизацию мощностей в Украине ТНК-ВР планировала направить свыше $1,2 млрд. Но если ситуация не изменится, то инвестиции будут заморожены. А пока НПЗ выживает за счет переработки давальческой нефти, и мы делаем все возможное, чтобы не допустить остановки предприятия», - говорит Дмитрий Зверев. В случае остановки предприятия ТНК-ВР вполне может перевести свою розничную сеть на поставки российского топлива.
Но не все переработчики мыслят так пессимистически. Собственник Херсонского НПЗ и сети заправок WOG Игорь Еремеев хвастается одобренным международными консультантами бизнес-планом. Согласно документу, его завод после капитальной модернизации сможет работать прибыльно, и если в Украине продавать топливо будет невыгодно, предприятие начнет отправлять его танкерами на средиземноморский рынок.
Однако переработчики к планам Еремеева относятся скептически. К тому же у его актива есть несколько отличий от остальных НПЗ страны. Во-первых, это фактическое отсутствие работоспособных мощностей. «На площадке Херсонского НПЗ следует строить новый завод. Спроектированное с учетом сегодняшних норм по энергоэффективности предприятие имеет больше шансов выпускать более конкурентоспособную продукцию, чем модернизированное», - объясняет Сергей Сапегин.
Во-вторых, терминал по перевалке нефти и нефтепродуктов в херсонском порту независим от группы «Приват», тогда как, например, Одесский НПЗ, принадлежащий «ЛУКОЙЛу», не может попасть в море, минуя мощности этой группы. Именно поэтому работа одесского завода на средиземноморский рынок невозможна, считает глава отдела внешних связей Одесского НПЗ Алексей Бибик. Он уточняет, что после остановки завода в прошлом году полностью остановлена и его модернизация. «Ее можно проводить только при условии стимулирования со стороны государства. Кто мешал украинскому правительству ввести хотя бы льготы на ввоз оборудования для НПЗ? Но перерабатывающими мощностями у нас чиновники не владеют, в отличие, например, от мощностей металлургических, на которые льготное оборудование завозится все время», - сетует представитель «ЛУКОЙЛа».
|
|
ТЕГИ
ТОП-НОВИНИ
ПІДПИСКА НА НОВИНИ
Для підписки на розсилку новин введіть Вашу поштову адресу :