Фінансові новини
- |
- 20.11.24
- |
- 03:48
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
| |
"Спочатку робіть, що потрібно. Тоді – те, що можливо. Лиш тоді ви побачите, що робите неможливе" Св. Франциск Асізський |
"Киевские Ведомости": Запуск нефтепровода "Одесса - Броды" в прямом направлении маловероятен
12:39 15.03.2005 |
Новые лидеры государства объявили о намерении "развернуть" поток сырья по трубопроводу "Одесса - Броды". Однако, по мнению наблюдателей, реализовать эти замыслы будет непросто.
Повесть о магистрали "Одесса - Броды" является одной из самых резонансных в истории отечественной нефтяной отрасли. Осенью минувшего года полемика наконец прекратилась. Но, как оказалось, ненадолго.
Напомним, что нефтепровод "Одесса - Броды" был построен в конце 2001 года. Изначально магистраль рассматривалась как альтернативный путь транспортировки каспийского сырья в Европу. Сегодня экспортеры черного золота везут его через два морских коридора - проливы Босфор и Дарданеллы, которые, по мнению турецких властей, являются перегруженными. Поэтому, на первый взгляд, такой вариант транзита углеводородов из Каспийских месторождений оказался как нельзя кстати, и украинские власти, не раздумывая, инвестировали в строительство артерии 456 млн. долл.
Потенциальными поставщиками сырья являются Азербайджан и Казахстан, и у каждого из этих государств найдется немало аргументов против сотрудничества с Украиной. Эксперты полагают, что маршрут "Одесса - Броды" попросту невыгоден для каспийских экспортеров.
Для того чтобы проверить эти утверждения, обратимся к фактам. Сегодня власти Азербайджана с нетерпением ожидают завершения строительства нефте - провода "Баку - Тбилиси - Джейхан". Его длина - 1,76 тыс. км. Главная цель проекта - создание альтернативного маршрута транспортировки каспийского сырья в обход проливов Босфор и Дарданеллы с выходом в Средиземное море. Объем капиталовложений в объект достиг 2,9 млрд. долл. Крупнейшим акционером (30,1%) и оператором является английская компания British Petroleum.
Сегодня специалисты проводят сварочные работы и тестируют последнюю очередь новой транспортной системы. В Турции были построены семь нефтяных резервуаров емкостью 1 млн. барр. каждый. По прогнозам аналитиков, прокачка сырья по магистрали начнется уже в июне. Мощность трубопровода - 1 млн. барр. в сутки, или 50 млн. тонн в год. Согласно подсчетам, объемы добычи черного золота в Азербайджане в 2005 году составят 20,8 млн. тонн. Из них на экспорт отправляется примерно 69% - около 14,4 млн. тонн. А этого явно недостаточно, чтобы заполнить трубопровод хотя бы наполовину.
Второй потенциальный поставщик каспийской нефти - Казахстан. Разведанные запасы здесь, по оценкам специалистов, составляют около 17 млрд. барр. Объем добычи в 2004 году достиг 54 млн. тонн, а в 2005 - м, согласно прогнозам, вырастет до 60 млн. Из них лишь 17% потребляется на внутреннем рынке. Основными экспортными артериями являются магистраль "Атырау - Самара" и Каспийский Трубопроводный Консорциум (КТК). Протяженность первой из них - 737 км, а мощность - 15 млн. тонн в год. Объект обеспечивает дальнейшую транспортировку углеводородов в Европу через российскую транзитную сеть. Вторая же - длиной 1,58 тыс. км и с пропускной способностью 28,2 млн. тонн в год - подает сырье в порт Новороссийск.
А оттуда каспийский ресурс транспортируется в Европу привычным и вполне удобным способом - морским путем через проливы Босфор и Дарданеллы.
И все же власти Казахстана также твердо решили диверсифицировать свои экспортные потоки. Подтверждением этих намерений служит строительство нового нефтепровода, ведущего в Китай. Что, впрочем, неудивительно: сегодня Поднебесная является вторым по величине импортером черного золота на планете. Поэтому чиновники Астаны тут же решили соединить богатые месторождения своей страны с крупным рынком сбыта магистралью длиной 1,24 тыс. км и мощностью 10 млн. тонн в год. Впрочем, если вспомнить, что среднегодовой рост ВВП в КНР составляет около 10%, то не исключено появление новых транcпортных коридоров. Сейчас страна потребляет свыше 200 млн. тонн товара в год.
Наконец, еще одним аргументом против являются вышеупомянутые тарифы на украинском морском терминале "Южный". Кстати, ценовая политика властей пришлась не по душе и поставщику сырья для злополучного нефтепровода - России, которая, между прочим, в последние годы демонстрирует положительную динамику роста добычи. Так, если в 2002 году объемы извлекаемых из недр страны углеводородов составляли 379,6 млн. тонн, то уже в 2003 - м этот показатель увеличился до 421,4 млн., а в 2004 - м - до 458,9 млн. тонн. Более того, нефть является одной из основных доходных статей России, поэтому власти государства заинтересованы в наращивании объемов экспорта. К тому же это сырье обладает некоторыми конкурентными преимуществами перед каспийским. Напомним, что перерабатывающие комплексы в Южной и Восточной Европе прекрасно справляются с высокосернистым энергоносителем марки urals. А энергоноситель из Казахстана или Азербайджана может быть потенциально востребован лишь на немецких НПЗ, компенсируя иссякающие поставки из Северного моря.
А посему пока что маршрут "Броды - Одесса" остается лишь привлекательной альтернативой железнодорожному транспорту для российских компаний, а с трубными направлениями пока конкурировать не может.
Максим АРСЛАНОВ