Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

"Киевские Ведомости": Запуск нефтепровода "Одесса - Броды" в прямом направлении маловероятен

Новые лидеры государства объявили о намерении "развернуть" поток сырья по трубопроводу "Одесса - Броды". Однако, по мнению наблюдателей, реализовать эти замыслы будет непросто.

Повесть о магистрали "Одесса - Броды" является одной из самых резонансных в истории отечественной нефтяной отрасли. Осенью минувшего года полемика наконец прекратилась. Но, как оказалось, ненадолго.

Напомним, что нефтепровод "Одесса - Броды" был построен в конце 2001 года. Изначально магистраль рассматривалась как альтернативный путь транспортировки каспийского сырья в Европу. Сегодня экспортеры черного золота везут его через два морских коридора - проливы Босфор и Дарданеллы, которые, по мнению турецких властей, являются перегруженными. Поэтому, на первый взгляд, такой вариант транзита углеводородов из Каспийских месторождений оказался как нельзя кстати, и украинские власти, не раздумывая, инвестировали в строительство артерии 456 млн. долл.

Потенциальными поставщиками сырья являются Азербайджан и Казахстан, и у каждого из этих государств найдется немало аргументов против сотрудничества с Украиной. Эксперты полагают, что маршрут "Одесса - Броды" попросту невыгоден для каспийских экспортеров.

Для того чтобы проверить эти утверждения, обратимся к фактам. Сегодня власти Азербайджана с нетерпением ожидают завершения строительства нефте - провода "Баку - Тбилиси - Джейхан". Его длина - 1,76 тыс. км. Главная цель проекта - создание альтернативного маршрута транспортировки каспийского сырья в обход проливов Босфор и Дарданеллы с выходом в Средиземное море. Объем капиталовложений в объект достиг 2,9 млрд. долл. Крупнейшим акционером (30,1%) и оператором является английская компания British Petroleum.

Сегодня специалисты проводят сварочные работы и тестируют последнюю очередь новой транспортной системы. В Турции были построены семь нефтяных резервуаров емкостью 1 млн. барр. каждый. По прогнозам аналитиков, прокачка сырья по магистрали начнется уже в июне. Мощность трубопровода - 1 млн. барр. в сутки, или 50 млн. тонн в год. Согласно подсчетам, объемы добычи черного золота в Азербайджане в 2005 году составят 20,8 млн. тонн. Из них на экспорт отправляется примерно 69% - около 14,4 млн. тонн. А этого явно недостаточно, чтобы заполнить трубопровод хотя бы наполовину.

Второй потенциальный поставщик каспийской нефти - Казахстан. Разведанные запасы здесь, по оценкам специалистов, составляют около 17 млрд. барр. Объем добычи в 2004 году достиг 54 млн. тонн, а в 2005 - м, согласно прогнозам, вырастет до 60 млн. Из них лишь 17% потребляется на внутреннем рынке. Основными экспортными артериями являются магистраль "Атырау - Самара" и Каспийский Трубопроводный Консорциум (КТК). Протяженность первой из них - 737 км, а мощность - 15 млн. тонн в год. Объект обеспечивает дальнейшую транспортировку углеводородов в Европу через российскую транзитную сеть. Вторая же - длиной 1,58 тыс. км и с пропускной способностью 28,2 млн. тонн в год - подает сырье в порт Новороссийск.

А оттуда каспийский ресурс транспортируется в Европу привычным и вполне удобным способом - морским путем через проливы Босфор и Дарданеллы.

И все же власти Казахстана также твердо решили диверсифицировать свои экспортные потоки. Подтверждением этих намерений служит строительство нового нефтепровода, ведущего в Китай. Что, впрочем, неудивительно: сегодня Поднебесная является вторым по величине импортером черного золота на планете. Поэтому чиновники Астаны тут же решили соединить богатые месторождения своей страны с крупным рынком сбыта магистралью длиной 1,24 тыс. км и мощностью 10 млн. тонн в год. Впрочем, если вспомнить, что среднегодовой рост ВВП в КНР составляет около 10%, то не исключено появление новых транcпортных коридоров. Сейчас страна потребляет свыше 200 млн. тонн товара в год.

Наконец, еще одним аргументом против являются вышеупомянутые тарифы на украинском морском терминале "Южный". Кстати, ценовая политика властей пришлась не по душе и поставщику сырья для злополучного нефтепровода - России, которая, между прочим, в последние годы демонстрирует положительную динамику роста добычи. Так, если в 2002 году объемы извлекаемых из недр страны углеводородов составляли 379,6 млн. тонн, то уже в 2003 - м этот показатель увеличился до 421,4 млн., а в 2004 - м - до 458,9 млн. тонн. Более того, нефть является одной из основных доходных статей России, поэтому власти государства заинтересованы в наращивании объемов экспорта. К тому же это сырье обладает некоторыми конкурентными преимуществами перед каспийским. Напомним, что перерабатывающие комплексы в Южной и Восточной Европе прекрасно справляются с высокосернистым энергоносителем марки urals. А энергоноситель из Казахстана или Азербайджана может быть потенциально востребован лишь на немецких НПЗ, компенсируя иссякающие поставки из Северного моря.

А посему пока что маршрут "Броды - Одесса" остается лишь привлекательной альтернативой железнодорожному транспорту для российских компаний, а с трубными направлениями пока конкурировать не может.

Максим АРСЛАНОВ

За матеріалами: Киевские Ведомости
 

ТЕГИ

Курс НБУ на сьогодні
 
за
курс
uah
%
USD
1
41,3310
 0,0405
0,10
EUR
1
43,6910
 0,0565
0,13

Курс обміну валют на вчора, 10:17
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,0420  0,03 0,07 41,6792  0,01 0,03
EUR 43,5120  0,10 0,24 44,2428  0,04 0,08

Міжбанківський ринок на вчора, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,3600  0,02 0,04 41,3750  0,02 0,04
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес