Фінансові новини
- |
- 20.11.24
- |
- 04:20
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
K2kapital: Рынок нефтяных фьючерсов пытается понять, изменился он или нет
08:52 01.11.2004 |
Цены на нефть повысились в пятницу, после падения в две предыдущие сессии. В среду и четверг цены на нефть марки Brent в Лондоне опустились в совокупности на $3,20 или на 6,2%, а цены на нефть марки WTI в Нью - Йорке упали на $4,25 или на 7,7%. По итогам торгов в пятницу декабрьские фьючерсы на нефть марки Brent на Международной нефтяной бирже IPE в Лондоне поднялись на 61 цент до $48,98 за баррель. Декабрьские фьючерсы на нефть марки WTI на Нью - Йоркской товарной бирже NYMEX выросли на 84 цента до $51,76 за баррель.
Одни аналитики расценили повышение цен на нефть в пятницу как "законное" возвращение к долгосрочной восходящей тенденции. Другие решили, что это всего лишь отражение мер предосторожности, принятых участниками рынка перед уик - эндом. Это последний уик - энд перед президентскими выборами в США, с которыми связывают повышенную угрозу терроризма и вообще полную неопределенность.
Представитель первой категории аналитиков, Кевин Норриш (Kevin Norrish) из Barclays Capital, заявил следующее: "Мы думаем, что сброс нефтяных фьючерсов [в среду и четверг] был просто перерывом в тренде, а не его концом. Фундаментально ничего не изменилось".
Вернемся к торгам в среду и четверг. Падение нефтяных фьючерсов в среду произошло после публикации очередных еженедельных данных о товарных запасах нефти и нефтепродуктов в Америке. Как сообщило министерство энергетики США, на неделе, закончившейся 22 октября, товарные запасы нефти выросли на 4,0 млн. баррелей до 283,4 млн. баррелей, но запасы продуктов перегонки нефти, включающих дизельное топливо и топочный мазут, ключевой зимний нефтепродукт, сократились на 2,4 млн. баррелей до 116,6 млн. баррелей, упав шестую неделю подряд. На конец отчетной недели запасы продуктов перегонки нефти были на 11,5% меньше, чем в то же время прошлого года, а запасы топочного мазута - на 14,7% меньше. Данные о запасах были очень похожи на те, которые появлялись в предыдущие недели, в период после разгула урагана "Айвэн" в регионе Мексиканского залива. В то время как запасы продуктов перегонки нефти упали по итогам шести недель подряд, запасы нефти выросли по итогам пяти недель подряд, начиная с недели, завершившейся 24 сентября.
Но, хотя товарные запасы нефти в Америке устойчиво росли на протяжении пяти недель, это ничего не значило для рынков топливных фьючерсов. Их "путеводной звездой" стало сокращение запасов продуктов перегонки нефти вообще и топочного мазута в первую очередь. Низкие запасы топочного мазута в преддверии зимнего отопительного сезона создают риск дефицита зимнего топлива, который, в свою очередь, создает прекрасную основу для дальнейшего роста цен на нефть. Условия для подъема тем более превосходны, что они включают сильный рост мирового спроса на топливо, малый резерв производственных мощностей в мировой нефтедобывающей индустрии плюс террористические и политические риски в ряде нефтяных держав.
Поэтому, как отметил аналитик Норриш из Barclays Capital, "фундаментально ничего не изменилось". Его единомышленник Тодд Халтмэн (Todd Hultman), президент информационной компании Dailyfutures.com, работающей на фьючерсных биржах, перечислил оставшиеся в целости и сохранности "бычьи" факторы нефтяного рынка. "Американская и мировая экономики растут высокими темпами и жаждут все больше нефти", сказал Халтмэн, "товарные запасы топочного мазута в США на 14,7% отстают от объема в то же время прошлого года, средний спрос на продукты перегонки нефти в США за последние четыре недели превышал соответствующий прошлогодний показатель на 7,5%, уровень производства нефти еле - еле адекватен, и по всему миру существуют угрозы потенциальных нарушений поставок, который могут случиться в любой момент".
Учитывая все это, считает Халтмэн, "цены на нефть должны подняться до новых максимумов в начале 2005 г., с большой вероятностью скачков на каждом прогнозе очень холодных температур этой зимой". По его мнению, цена в $60 за баррель нефти WTI не является нереальной. Халтмэн добавил, что повышение процентной ставки в Китае, произошедшее в четверг, "является скромным и, вероятно, не окажет значительного влияния на китайскую экономику".
В любом случае, многие отраслевые аналитики считают, что повышение процентной ставки в Китае, если и подействует на экономику, не будет иметь значимого эффекта для нефтяного рынка. "Факторы, которые толкают вверх спрос на нефть, остаются в наличии, даже при повышении процентной ставки в Китае", - заявил аналитик Скотт Робертс (Scott Roberts) из пекинского отделения Cambridge Energy Research Associates. "Реальность состоит в том, что энергетический дефицит в Китае сохранится еще на несколько лет, независимо от того, будут изменения в процентных ставках или нет", - продолжил Робертс.
Главный аналитик Bridgeton Global Investor Services Джефф Мокичич (Jeff Mokychic) дал смешанные комментарии к ситуации на рынке нефтяных фьючерсов. По его мнению, "рынок фундаментально переоценен при текущих ценах и коррекция давно назрела". Но в настоящий момент "трудно сказать, куда двинется рынок", продолжил Мокичич. "В связи с президентскими выборами во вторник, сейчас особенно волатильный период, и все может случиться", - добавил Мокичич. Но если говорить о времени после выборов, то "если запасы продуктов перегонки нефти не увеличатся или не стабилизируются в ближайших сводках еженедельных данных, то цены на нефть могут вернуться к недавним максимумам".
Аналитический отдел министерства энергетики США, EIA, считает, что ситуация с товарными запасами продуктов перегонки нефти еще может улучшиться, когда коэффициент использования производственных мощностей в американской нефтеперерабатывающей промышленности повысится до 92% и выше (см. новости за 28 октября). На неделе, закончившейся 22 октября, коэффициент равнялся 89,2%, на предыдущей неделе - 88,2%, неделей ранее - 86,9%. Коэффициент находится ниже отметки 90% уже в течение шести недель, что является уникальным случаем. Сначала пониженный уровень операций в американской нефтеперерабатывающей промышленности был связан с последствиями урагана "Айвэн", затем с сезонными профилактическими работами на НПЗ. Но улучшит ли повышение уровня производства на НПЗ ситуацию с товарными запасами продуктов перегонки нефти, будет зависеть от погоды. Если ранние холода не наступят, то, считают в EIA, ситуация улучшится.
Кроме того, не все аналитики уверены, что значительный рост спроса на продукты перегонки нефти, наблюдаемый в последние недели и упомянутый в приведенных выше комментариях президента Dailyfutures.com, отражает фундаментальное изменение спроса. Изучая отчеты о товарных запасах нефти и нефтепродуктов, опубликованные министерством энергетики США в минувшую среду и неделей ранее, аналитики заметили, что спрос на продукты перегонки нефти в последние недели, т.е. в середине октября, соответствовал уровню спроса в разгар зимы, а рост спроса в этой категории по сравнению с тем же периодом прошлого года был просто поразительным. Аналитики уже высказывали предположения о высоком спросе на дизельное топливо для грузовиков, связанном с экономическим ростом, и об отложенном спросе со стороны дистрибьюторов топочного мазута, которые летом и ранней осенью воздерживались от закупок, считая, что цены спекулятивно раздуты и должны понизиться. Была предложена гипотеза и о повышенном уровне экспорта продуктов перегонки нефти из США. В четверг экономист Джеймс Уильямс (James Williams) из WTRG Economics, специализирующийся на энергетическом рынке, высказал предположение, что очень высокий спрос на продукты перегонки нефти может быть связан с тем обстоятельством, что дистрибьюторы мазута и потребители (домохозяйства и предприятия) делают большие закупки впрок, будучи напуганы ростом цен и данными о сокращении товарных запасов. В этом случае реальные запасы мазута в Америке должны быть больше того объема, который подсчитывается министерством энергетики. Запасы дистрибьюторов и потребителей не учитываются в данных, собираемых министерством.
Впрочем, данные Американской ассоциации грузовых автомобильных перевозок, ATA, представленные в пятницу агентству Reuters, показывают, что предположения о высоком росте спроса на дизельное топливо были оправданны. По данным ATA, в сентябре тоннаж грузовых перевозок по автодорогам в США вырос на 9% по сравнению с тем же месяцем 2003 г. Тоннаж в период с января по октябрь увеличился на 7% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Спрос на дизельное топливо на 15 октября был на 12% выше, чем в то же время в прошлом году, а спрос на дизельное топливо в период с января по конец октября вырос на 5% по сравнению с тем же периодом прошлого года.
Что касается повышения процентной ставки в Китае, то эффект этого повышения для китайского спроса на нефть, вероятно малозначительный, необязательно должен быть ничтожен для рынка нефтяных фьючерсов. Как уже отмечалось, за последний год в цены на нефть накручено множество всевозможных премий. Цены растут практически непрерывно с конца сентября 2003 г. Коррекции происходили только в июне и в конце августа - начале сентября, после эксцессов, связанных, соответственно, с майскими убийствами иностранцев в Саудовской Аравии и августовской осадой священной мечети в Ираке. В результате, в ценах остались все накрученные премии, включая премию на "прошлогодний снег", т.е. на мороз в США прошлой зимой, и на риск дефицита бензина в Америке в ныне прошедший летний автомобильный сезон. Безусловно, при твердой "бычьей" конъюнктуре рынка о старых премиях никто не вспомнит. Но если в конъюнктуре появятся "трещинки", то недавние максимумы в ценах на нефть, возможно, покажутся участникам рынка некоторым перехлестом.