Фінансові новини
- |
- 10.01.25
- |
- 07:12
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
| |
"Спочатку робіть, що потрібно. Тоді – те, що можливо. Лиш тоді ви побачите, що робите неможливе" Св. Франциск Асізський |
"K2Kapital": Краткий курс истории валютных отношений
09:40 06.10.2003 |
Ситуация, создавшаяся на валютном рынке в сентябре - начале октября, во многом напоминает ситуацию, имевшую место в мае - первой половине июня. В оба из указанных периодов доллар понес тяжелые потери - тяжелейшие за все время ослабления американской валюты, начавшегося весной 2002 г. Не считая широко известной фундаментальной основы для ослабления доллара, т.е. огромного дефицита текущего платежного баланса США, который существует уже давно, оба указанные периода имеют ряд общих особенностей - рост опасений относительно экономических рисков в Америке, пессимизм валютного рынка в отношении роста американской экономики, падение доходности казначейских облигаций США и встречу G7.
В мае экономическим риском "первого плана" был риск дефляции. В сентябре эту роль взял на себя риск, связанный со слабым рынком труда. Он заявил о себе отчетом о занятости за август, показавшим сокращение рабочих мест в США на 93 тысячи. В мае валютный рынок не верил в рост американской экономики, поскольку экономические данные, выходившие в то время в Америке, были слабыми. (Верил в грядущий экономический рост только рынок акций США.) К сентябрю экономические данные в США заметно улучшились, и задним числом оказалось, что во II квартале (апрель - май - июнь) ВВП США вырос более чем на 3% в годовом исчислении. Но валютный рынок стал сомневаться в устойчивости роста американской экономики ввиду слабости рынка труда в США. После выхода августовских данных о сокращении 93 тысяч рабочих мест доллар начал скатываться вниз.
Далее, ожидания агрессивного понижения ставки ФРС, связанные с риском дефляции, в мае - первой половине июня вызвали ралли на рынке казначейских облигаций США, с соответствующим падением их доходности. В середине июня доходность казначейских облигаций упала до 45 - летних минимумов. Позднее валютные аналитики решили, что именно низкая доходность долгосрочных казначейских облигаций, гораздо более низкая, чем у европейских государственных бумаг, стала основной причиной обвала доллара в мае - первой половине июня. Наконец, в середине мая состоялась встреча G7, от которой у валютного рынка создалось впечатление, что Америка отказалась от политики "сильного доллара", а ее партнеры по "большой семерке" терпимо относятся к ослаблению американской валюты. Аналогично, в середине сентября состоялась новая встреча G7. По ее итогам было выпущено коммюнике, в котором страны G7 указали на желательность гибкой валютной политики в крупных странах и важность рыночных механизмов при формировании валютных курсов. Валютный рынок воспринял коммюнике как указание для Японии остановить валютные интервенции, направленные на ослабление иены по отношению к доллару, и, соответственно, как откровенное подтверждение отказа США от политики сильного доллара ради интересов американских экспортеров.
Как известно, майско - июньский период ослабления американской валюты сменился разворотом доллара вверх. Это произошло потому, что в Америке начали улучшаться экономические данные, в том числе те, что отражают риск инфляции/дефляции, валютный рынок стал оптимистичнее в отношении экономического роста в США, доходность казначейских облигаций пошла вверх, а майская встреча G7 подзабылась.
Возможно, история повторится. В пятницу министерство труда США представило отчет о занятости за сентябрь. Перед публикацией финансовые рынки ожидали, что отчет покажет очередное сокращение рабочих мест в Америке - восьмой месяц подряд, начиная с февраля. Но, вопреки пессимистичным ожиданиям, министерство труда сообщило, что в сентябре в американской экономике было создано 57 тысяч рабочих мест. При всех оговорках, что увеличение числа рабочих мест было небольшим и по данным одного месяца еще рано делать твердые выводы, вердикт рынков был однозначен - риски в американской экономике уменьшились. Цены на золото резко упали, биржевые индексы в США выросли, а доходность казначейских облигаций подскочила. Курс доллара к евро вырос в пятницу до $1,1566, против $1,1700 на вечерних торгах в Нью - Йорке в четверг.
Однако у двух исторических ситуаций, в мае - июне и сентябре - октябре, имеются отличия. Сентябрьская встреча G7 оказала гораздо большее влияние на валютный рынок, чем майская встреча. Правительство Японии стало намного сдержаннее в интервенциях. За период с мая по сентябрь улучшилось состояние японской экономики, долгие годы находившейся в застое. Появление признаков улучшения экономической ситуации вызвало бурный рост японского рынка акций, что повысило спрос на иену. Администрация США в сентябре стала открыто давить на Китай, чтобы тот перестал искусственно занижать курс юаня. Соответственно, валютный рынок укрепился во мнении, что американские власти не заинтересованы в сильном долларе. Поэтому утверждать, что история повторится, было бы сейчас преждевременно. Перечисленные в этом абзаце факторы могут сдержать наступление доллара.