Фінансові новини
- |
- 05.12.25
- |
- 22:16
- |
-
RSS - |
- мапа сайту
Авторизация
Почему топливо на АЗС не спешит дешеветь. И почему АМКУ по-прежнему «смотрит не туда»
09:07 09.09.2015 |

Сергей Куюн, директор "Консалтинговой группы А-95"
Forbes
В последнее время ощущение дежавю преследует все чаще. Уж очень много чего возвращается из той, казалось бы, прошлой жизни. Например, последняя «бензиновая двухходовка», которая постоянно использовалась при прежнем режиме.
Ну, во-первых, какой еще должна быть конкуренция, если на украинском рынке нефтепродуктов более десяти сетей с количеством станций свыше 100 единиц? А сколько мелких и одиночных АЗС - не сосчитать. В любой европейской стране вряд ли найдется более 6-7 торговых марок, из которых 4-5 - транснациональные игроки, такие как Shell, BP, Total, Statoil и т.д.
Во-вторых, в перечне сетей, которым рекомендовано снизить цены до «рыночного» уровня, множество различных ошибок. Юрлица, владеющие сетями, идут вперемешку с брендами, формы собственности извращены. Среди них также упоминается ООО «Веста-Сервис», которое уже года четыре не ведет операционной деятельности на рынке, сдавая свою сеть в аренду операторам, работающим совершенно под другими торговыми марками.
Все это говорит о том, что новые чиновники АМКУ - а его состав, напомню, недавно был переформатирован полностью - пока решили работать по старинке. Очевидно, кто-то просто сдул пыль с пожелтевшей страницы, оставленной «папередниками», изменил даты и выдал новую-старую «рекомендацию». А возможно, кто-то открыл дежурный файл «Рекомендация нефтетрейдерам.doc».
Но главная проблема - не в этом. Украинские антимонополисты всегда развивают активность лишь в периоды высоких цен, которые срочно необходимо снижать. В этом основное отличие нашей, безусловно, очень нужной антимонопольной службы от европейских коллег. И можно с уверенностью утверждать, что именно это отличие приводит к перекосам топливного рынка, который часто не оправдывает ожидания общественности и чиновников. В том числе и в такой период, как сегодня, когда цены на украинских заправках пусть и медленно, но ползут вниз следом за обвалившейся нефтью.
В цивилизованном мире принято следить за справедливостью конкуренции, что приводит к процветанию. Такой лозунг даже начертан крупными буквами в офисе АМКУ в Киеве. Но что же происходит в отечественной реальности? От каждого нового директора местного отделения Shell то и дело приходится слышать, что такой разницы в ценах, как в Украине, нет больше нигде.
«В Европе все торгуют по единым ценам, потому что покупают в одних и тех же местах, платят одинаковые налоги, несут одни и те же затраты. В Украине все то же самое, только разница в ценах на АЗС может достигать 15%. Это невероятно!» - примерно так звучит праведный гнев от представителей зарубежного топливного ритейла. Удивительно это выглядит еще и потому, что 15% - это, как правило, недосягаемый уровень торговой наценки в этом бизнесе. Иными словами, если кто-то торгует дешевле Shell на 15%, он торгует без прибыли. Таких на украинском рынке - половина заправок. Кто-то верит, что они продают бензин и дизтопливо без прибыли?
Все дело в налогах. Они на сегодня достигли в цене бензина 45%, или почти 9 грн/л при цене на колонке около 20 грн/л. Это акциз, НДС и 5%-ный налог с розничного оборота подакцизных товаров. Те, кто их не платит, а это кустарные производители и контрабандисты, имеют огромное преимущество перед теми, кто имел неосторожность заплатить.
Теперь понятно, откуда такая разница в ценах? Необязательно не платить с каждого литра, можно не платить с каждого третьего, но и тогда преимущество будет колоссальным. И это позволяет забирать продажи у того, кто платит казне сполна. И это называется недобросовестная конкуренция, с которой, прежде всего, должен бороться Антимонопольный комитет. Именно низкие, а не высокие цены на топливо привлекают внимание европейских антимонополистов. Потому что низкая цена - это сигнал об отсутствии в ней налогов.
По оценкам «Консалтинговой группы А-95», в 2015 году теневой рынок бензина и дизтоплива унесет из бюджета около 7 млрд гривен, поскольку суммарный объем составит 800 000 тонн. И этот рынок виден безо всяких лабораторных анализов и проверок - просто по стелам АЗС с привлекательно дешевым бензином, который даже рекламируют по телевизору.
Эта проблема имеет также эффект в виде заторможенности падения цен. Крупные «дорогие» сети с падением цен на закупаемое топливо получают возможность поправить свое финансовое здоровье, пошатнувшееся в борьбе с «бодяжниками» и контрабандистами. Поэтому снижать цены особо не спешат. Не делает этого и конкурирующая сторона, удерживающая 2-3-гривневую дистанцию от «брендов».
Если бы конкуренция была такой, как пишет АМКУ в своих рекомендациях, реакция рынка на внешние изменения была бы куда более оперативной, ведь возможность снизить цены - это всегда шанс получить новых потребителей. В нашей же ситуации снижение ничего не даст, так как «бодяжник» всегда имеет возможность уйти еще ниже, притом не на копейки - на гривны.
Ключом к более прогнозируемому рынку нефтепродуктов является наведение порядка по части неукоснительной уплаты налогов. С этого должна начать свою работу новая команда АМКУ. Практика «папередников», которую пока использует новый состав Комитета, не работала и раньше, а сегодня не будет работать тем более.
ТЕГИ
ТОП-НОВИНИ
ПІДПИСКА НА НОВИНИ
Для підписки на розсилку новин введіть Вашу поштову адресу :
ПРЕС-РЕЛІЗИ
У РУБРИЦІ
| "Клуб білого бізнесу" збільшився майже на пів тисячі підприємств: Податкова затвердила новий перелік |


У розмові взяли участь президент Франції Емманюель Макрон, канцлер
Німеччини Фрідріх Мерц, голова Єврокомісії Урсула фон дер Ляєн та інші
лідери. 
Державна служба геології та надр України продала спеціальний дозвіл
на розробку Любинецької нафтогазової площі у Львівській області.
Верховна Рада не розглядатиме питання запровадження ПДВ для фізичних осіб-підприємців.
Європейська комісія в середу офіційно запропонувала внести Росію до
власного чорного списку країн з високим ризиком відмивання грошей і
фінансування терористичної діяльності.
Стабильное качество фарша — одно из ключевых условий для успешной кухни.
Независимо от формата заведения, будь то бистро или гастрономический
ресторан, консистенция, структура и свежесть мясной массы определяют
уровень блюда.
В Україні стартував оборонний збір на 1 млрд грн для захисту від "Шахедів". Про це повідомляє пресслужба Фонду Сергія Притули. Проєкт під назвою "Єдинозбір" проводиться фондом спільно з 412 бригадою Nemesis та Світовим Конґресом Українців.
Відповідне рішення прийняте на засіданні регулятора у п'ятницю, яке транслювалося онлайн, передає кореспондент Енергореформи.
До Переліку платників податків з високим рівнем добровільного
дотримання податкового законодавства (так званого, "клубу білого
бізнесу") станом на листопад включено 7 638 суб'єктів господарювання.
У п'ятницю, 5 грудня, середня ціна на бензин
марки А-95 знизилася на 4 коп. до 58,3 грн/л, на дизельне пальне - на 4
коп. до 58,36 грн/л.
У 2025 році кожен четвертий українець почав отримувати менший дохід.
Команда МВФ опрацьовує повний текст бюджету України на 2026 рік, але, за
попередніми оцінками, в цілому він відповідає зобовʼязанням української
сторони за новою програмою EFF.
Національний банк України працює над концепцією нового проєкту закону
щодо страхування воєнних ризиків, який розраховують зареєструвати в
парламенті у першому кварталі 2026 року.
Державні нафтопереробні компанії Indian Oil Corp і Bharat Petroleum
Corp розмістили січневі замовлення на завантаження російської нафти від
постачальників, які не перебувають під санкціями, через зростання
знижок, повідомили джерела у сфері торгівлі.
У листопаді 2025 року український ринок нових авто продовжив зміщуватися в бік електромобілів.
Соціологи зіткнулися з новим ризиком, оскільки великі мовні моделі (LLM)
здатні видавати себе за людей і проходити стандартні перевірки якості.
Понад третину нових легкових автомобілів, проданих у світі цього року, виготовлено в КНР.
Усі інші проєкти відходять на другий план заради покращення ChatGPT.
Функція працює лише між абонентами, які збережені одне в одного в контактах і використовують стандартний додаток для дзвінків.
Xiaomi EV продовжує стрімко нарощувати свої позиції на ринку електромобілів
Samsung офіційно показала свій перший потрійний складаний смартфон -
Galaxy TriFold. Модель стане доступною в Кореї 12 грудня, а згодом вийде
на ринки Китаю, Тайваню, Сінгапуру та ОАЕ. У першому кварталі 2026 року
смартфон також має з'явитись в США.