Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Белорусские НПЗ уже в Европейском Союзе, украинские — все еще в Советском

За 2005-2010 годы в Мозырский НПЗ было вложено $980 млн. До 2015 года акционеры намерены инвестировать еще более $1 млрд. Для сравнения, максимальные инвестиции в украинские НПЗ за многие годы не превышали $450 млн.

Нефтеперерабатывающие отрасли Украины и Беларуси - идеальный материал для сравнения. Они зарождались в одной и той же советской колыбели, и даже в одно и то же время. К примеру, запущенный в 1963 году новополоцкий «Нафтан» является ровесником кременчугской «Укртатнафты», а построенный в 1975 году Мозырский НПЗ - «однокашник» Лисичанского. Но уже в середине 90-х годов их параллельные пути кардинально разошлись. Беларусь избрала курс на наращивание и усовершенствование нефтеперерабатывающих мощностей, Украина - на их стагнацию. Как следствие, сегодня два белорусских НПЗ легко заткнут за пояс шесть украинских. С Шебелинским ГПЗ в придачу. И по объемам производства, и по качеству выпускаемого топлива, отмечает "Инвестгазета".

Трудное детство

Беларусь - страна не густонаселенная. На ее 10 млн. жителей много горючего не надо. Тем не менее в 2010 году белорусские НПЗ переработали 16,5 млн. тонн нефти, произведя 3,2 млн. тонн бензинов и 5,3 млн. тонн дизтоплива. Для сравнения: Украина перерабатывает в полтора раза меньше. Более 70% этой продукции впоследствии ушло на внешние рынки - в Евросоюз, США, СНГ, в т.ч. и к украинским потребителям. Последние все больше входят во вкус белорусского топлива. И причина здесь не только географическая. Украинским НПЗ сегодня трудно конкурировать с белорусами не столько по логистике, сколько по параметрам «цена - качество». В этом и кроется основная причина того, что на наших границах пытаются выставить заградительную пошлину на ввозное топливо.

Однако стартовые условия для развития были одинаково плохими для всех. НПЗ и в Мозыре, и в Кременчуге, и в Лисичанске являлись типичными плодами советской экономики. Минимум процессов глубинной переработки, максимум мазута на выходе, простая технологическая схема, делающая главную ставку на дешевое сырье, дешевые энергоресурсы и дешевую рабочую силу - вот и весь завод. Качество нефтепродуктов считалось делом десятым, а высокооктан воспринимался чуть ли не как буржуазная роскошь. Подобная схема работы нефтеперерабатывающего завода вполне органично вписывалась в рамки советской социалистической экономики. Но стараться сохранить ее и после распада СССР - тупиковый маркетинг. В Беларуси это уловили еще в середине 90-х годов прошлого века. В Украине, увы, нет. В течение последнего десятилетия украинские НПЗ растеряли внешние рынки сбыта, а сейчас с трудом удерживаются и на внутреннем.

В частности, отрезок 2001-2004 годов стал для украинских заводов «золотым веком» по части получения прибылей, но эти деньги не были реинвестированы в развитие. Как следствие, объемы переработки нефти в независимой Украине скатились с пиковых 21,5 млн. тонн в 2004 году до 11 млн. тонн в 2010-м, а организация производственного процесса отличается крайней неэффективностью. Сегодня процессы вторичной перегонки на украинских НПЗ составляют только 47% от мощностей первички, углубленной - всего лишь 9,6%. Вторичные процессы представлены преимущественно установками каталитического риформинга и гидроочистки дизельного топлива (Кременчуг, Одесса, Лисичанск), более глубокие - изомеризацией (Лисичанск, Одесса). С таким скромным инструментарием в наше время нефтеперерабатывающему заводу делать на высококонкурентном рынке нечего.

Белорусский нон-стоп

Власти Беларуси тоже не чурались поддержки своего национального производителя. Но делали это с оглядкой на перспективу, а не исходя из сиюминутной выгоды. Уже в 1997 году Мозырский НПЗ привлек свой первый западный кредит в размере 92,5 млн. немецких марок на закупку оборудования из Германии. В 1999-м еще $102 млн. вложили в строительство комплекса каталитического крекинга сами акционеры Мозырского НПЗ. К тому времени в число совладельцев предприятия уже вошла российская «Славнефть». И в добровольно-принудительном порядке ей пришлось разделить издержки на модернизацию своего белорусского актива. Дальше - больше. Практически каждый год в Мозыре стал появляться новый объект или кардинально реконструироваться старый. Сейчас завод уже строит установки, способные производить нефтепродукты, соответствующие параметрам Евро-6.

Не отставал и новополоцкий «Нафтан», в который было вложено более $700 млн. Этот завод развивается по несколько иной технологической схеме, чем Мозырский, делая упор на производстве дизтоплива и нефтехимической продукции. Но и здесь стройка кипит практически в режиме нон-стоп. В ближайшие три года «Нафтан» намерен увеличить заводские мощности по переработке нефти с 9 до 12 млн. тонн годовых, а глубину переработки - с нынешних 70-72% до 90-92%. Для этого на базе существующей установки АТ-8 будет построен фактически новый комплекс первичной переработки нефтяного сырья со всем последующим технологическим циклом, а параллельно сооружена установка коксования тяжелых нефтяных остатков.

«Если бы мы в 1999-м не встали на путь модернизации нашей нефтепереработки, то сегодня нам пришлось бы очень туго», - рассказывает генеральный директор Мозырского НПЗ Александр Куприянов. Примерно так, как приходится сейчас украинским заводам. По его словам, рецепт нынешней рыночной популярности его НПЗ состоит из своевременной и постоянной модернизации. «Если я не вижу на предприятии кранов, значит, оно перестало развиваться», - говорит г-н Куприянов. У него на заводе краны машут стрелами на каждом углу. Начиная с 1996 года предприятие прошло уже четыре этапа реконструкции, в феврале правительство Беларуси одобрило пятый - программу работ на период до 2015-го общей стоимостью более $1,1 млрд. Впрочем, и предыдущая пятилетка по капиталовложениям была не менее щедрой. За 2005-2010 годы в завод было вложено $980 млн.

Для сравнения: Кременчугский НПЗ за тот же период потратился на модернизацию раз в десять меньше. Разница очевидна. Несколько больше раскошелилась российская ТНК-ВР в Лисичанске. За 10 лет присутствия на местном заводе она вложила в его обновление $450 млн. $350 млн. оставил на своем Одесском нефтеперерабатывающем российский «ЛУКОЙЛ». Но при этом ремонт НПЗ длился целых три года при полном простое предприятия и в конечном итоге был сведен к усовершенствованию уже имеющихся на заводе технологических процессов. Получается, что суммарно во все отечественные нефтеперерабатывающие заводы влито денег меньше, чем в один белорусский, причем только на одном из его этапов развития. Ожидать качественного продукта от них в таком случае не приходится.

К тому же в Украине до сих пор действуют ГОСТы, принятые 10 лет назад. В Евросоюзе за этот период сменилось уже три стандарта, и каждый новый все жестче регламентирует наличие вредных примесей в нефтепродуктах. Украинские НПЗ в конце прошлого года пролоббировали продление старых техусловий еще на полгода, поскольку как ни крути, а вписаться хотя бы в критерии Евро-4 у них не получалось. Мозырский НПЗ в это же время запустил у себя промышленное производство бензинов А-95 в стандарте Евро-5.

Украина просит добавки «За последние годы Мозырский НПЗ совершил серьезный технологический прорыв благодаря массированным инвестициям в модернизацию. Он уже значительно опережает как российские нефтеперерабатывающие предприятия, так и отечественные», - подтверждает директор консалтинговой компании «А-95» Сергей Куюн. По его мнению, украинские заводы в Кременчуге и Лисичанске, благодаря богатому «наследству», обладают высоким потенциалом, чтобы побороться за рынок, но если они не начнут вкладывать средства в углубление переработки в самое ближайшее время, им останется винить в своих бедах только самих себя. Однако времени ждать нет, рынок требует добротного топлива сегодня и немедленно.

Насколько остро ощущается эта потребность, можно судить по недавним открытым торгам в Минске, где на кону лежал годовой контракт на приобретение белорусского А-95 стандарта Евро-5. В конкурсе участвовали 15 претендентов из Польши, Балтии, Голландии, крупные международные трейдеры, такие как Vitol и Mercuria. Но победа досталась именно украинским компаниям, поскольку у себя дома им такого продукта не найти. По словам Николая Василевича, руководителя компании «БНК-Украина», по чьей линии и будут осуществляться поставки, результаты торгов показывают, что украинский потребитель заинтересован в топливе высокого европейского качества и белорусский продукт у него уже устойчиво ассоциируется с таковым.

Олесь Тыщук

 

ТЕГИ

Курс НБУ на завтра
 
за
курс
uah
%
USD
1
41,9875
 0,0035
0,01
EUR
1
43,6334
 0,0120
0,03

Курс обміну валют на сьогодні, 10:28
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,7962  0,20 0,48 42,3696  0,08 0,20
EUR 43,5123  0,04 0,10 44,2931  0,01 0,03

Міжбанківський ринок на сьогодні, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 42,0200  0,04 0,10 42,0450  0,05 0,13
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес