Фінансові новини
- |
- 24.12.24
- |
- 20:06
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
Белорусские НПЗ уже в Европейском Союзе, украинские — все еще в Советском
17:33 18.04.2011 |
За 2005-2010 годы в Мозырский НПЗ было вложено $980 млн. До 2015 года акционеры намерены инвестировать еще более $1 млрд. Для сравнения, максимальные инвестиции в украинские НПЗ за многие годы не превышали $450 млн.
Нефтеперерабатывающие отрасли Украины и Беларуси - идеальный материал для сравнения. Они зарождались в одной и той же советской колыбели, и даже в одно и то же время. К примеру, запущенный в 1963 году новополоцкий «Нафтан» является ровесником кременчугской «Укртатнафты», а построенный в 1975 году Мозырский НПЗ - «однокашник» Лисичанского. Но уже в середине 90-х годов их параллельные пути кардинально разошлись. Беларусь избрала курс на наращивание и усовершенствование нефтеперерабатывающих мощностей, Украина - на их стагнацию. Как следствие, сегодня два белорусских НПЗ легко заткнут за пояс шесть украинских. С Шебелинским ГПЗ в придачу. И по объемам производства, и по качеству выпускаемого топлива, отмечает "Инвестгазета".
Трудное детство
Беларусь - страна не густонаселенная. На ее 10 млн. жителей много горючего не надо. Тем не менее в 2010 году белорусские НПЗ переработали 16,5 млн. тонн нефти, произведя 3,2 млн. тонн бензинов и 5,3 млн. тонн дизтоплива. Для сравнения: Украина перерабатывает в полтора раза меньше. Более 70% этой продукции впоследствии ушло на внешние рынки - в Евросоюз, США, СНГ, в т.ч. и к украинским потребителям. Последние все больше входят во вкус белорусского топлива. И причина здесь не только географическая. Украинским НПЗ сегодня трудно конкурировать с белорусами не столько по логистике, сколько по параметрам «цена - качество». В этом и кроется основная причина того, что на наших границах пытаются выставить заградительную пошлину на ввозное топливо.
Однако стартовые условия для развития были одинаково плохими для всех. НПЗ и в Мозыре, и в Кременчуге, и в Лисичанске являлись типичными плодами советской экономики. Минимум процессов глубинной переработки, максимум мазута на выходе, простая технологическая схема, делающая главную ставку на дешевое сырье, дешевые энергоресурсы и дешевую рабочую силу - вот и весь завод. Качество нефтепродуктов считалось делом десятым, а высокооктан воспринимался чуть ли не как буржуазная роскошь. Подобная схема работы нефтеперерабатывающего завода вполне органично вписывалась в рамки советской социалистической экономики. Но стараться сохранить ее и после распада СССР - тупиковый маркетинг. В Беларуси это уловили еще в середине 90-х годов прошлого века. В Украине, увы, нет. В течение последнего десятилетия украинские НПЗ растеряли внешние рынки сбыта, а сейчас с трудом удерживаются и на внутреннем.
В частности, отрезок 2001-2004 годов стал для украинских заводов «золотым веком» по части получения прибылей, но эти деньги не были реинвестированы в развитие. Как следствие, объемы переработки нефти в независимой Украине скатились с пиковых 21,5 млн. тонн в 2004 году до 11 млн. тонн в 2010-м, а организация производственного процесса отличается крайней неэффективностью. Сегодня процессы вторичной перегонки на украинских НПЗ составляют только 47% от мощностей первички, углубленной - всего лишь 9,6%. Вторичные процессы представлены преимущественно установками каталитического риформинга и гидроочистки дизельного топлива (Кременчуг, Одесса, Лисичанск), более глубокие - изомеризацией (Лисичанск, Одесса). С таким скромным инструментарием в наше время нефтеперерабатывающему заводу делать на высококонкурентном рынке нечего.
Белорусский нон-стоп
Власти Беларуси тоже не чурались поддержки своего национального производителя. Но делали это с оглядкой на перспективу, а не исходя из сиюминутной выгоды. Уже в 1997 году Мозырский НПЗ привлек свой первый западный кредит в размере 92,5 млн. немецких марок на закупку оборудования из Германии. В 1999-м еще $102 млн. вложили в строительство комплекса каталитического крекинга сами акционеры Мозырского НПЗ. К тому времени в число совладельцев предприятия уже вошла российская «Славнефть». И в добровольно-принудительном порядке ей пришлось разделить издержки на модернизацию своего белорусского актива. Дальше - больше. Практически каждый год в Мозыре стал появляться новый объект или кардинально реконструироваться старый. Сейчас завод уже строит установки, способные производить нефтепродукты, соответствующие параметрам Евро-6.
Не отставал и новополоцкий «Нафтан», в который было вложено более $700 млн. Этот завод развивается по несколько иной технологической схеме, чем Мозырский, делая упор на производстве дизтоплива и нефтехимической продукции. Но и здесь стройка кипит практически в режиме нон-стоп. В ближайшие три года «Нафтан» намерен увеличить заводские мощности по переработке нефти с 9 до 12 млн. тонн годовых, а глубину переработки - с нынешних 70-72% до 90-92%. Для этого на базе существующей установки АТ-8 будет построен фактически новый комплекс первичной переработки нефтяного сырья со всем последующим технологическим циклом, а параллельно сооружена установка коксования тяжелых нефтяных остатков.
«Если бы мы в 1999-м не встали на путь модернизации нашей нефтепереработки, то сегодня нам пришлось бы очень туго», - рассказывает генеральный директор Мозырского НПЗ Александр Куприянов. Примерно так, как приходится сейчас украинским заводам. По его словам, рецепт нынешней рыночной популярности его НПЗ состоит из своевременной и постоянной модернизации. «Если я не вижу на предприятии кранов, значит, оно перестало развиваться», - говорит г-н Куприянов. У него на заводе краны машут стрелами на каждом углу. Начиная с 1996 года предприятие прошло уже четыре этапа реконструкции, в феврале правительство Беларуси одобрило пятый - программу работ на период до 2015-го общей стоимостью более $1,1 млрд. Впрочем, и предыдущая пятилетка по капиталовложениям была не менее щедрой. За 2005-2010 годы в завод было вложено $980 млн.
Для сравнения: Кременчугский НПЗ за тот же период потратился на модернизацию раз в десять меньше. Разница очевидна. Несколько больше раскошелилась российская ТНК-ВР в Лисичанске. За 10 лет присутствия на местном заводе она вложила в его обновление $450 млн. $350 млн. оставил на своем Одесском нефтеперерабатывающем российский «ЛУКОЙЛ». Но при этом ремонт НПЗ длился целых три года при полном простое предприятия и в конечном итоге был сведен к усовершенствованию уже имеющихся на заводе технологических процессов. Получается, что суммарно во все отечественные нефтеперерабатывающие заводы влито денег меньше, чем в один белорусский, причем только на одном из его этапов развития. Ожидать качественного продукта от них в таком случае не приходится.
К тому же в Украине до сих пор действуют ГОСТы, принятые 10 лет назад. В Евросоюзе за этот период сменилось уже три стандарта, и каждый новый все жестче регламентирует наличие вредных примесей в нефтепродуктах. Украинские НПЗ в конце прошлого года пролоббировали продление старых техусловий еще на полгода, поскольку как ни крути, а вписаться хотя бы в критерии Евро-4 у них не получалось. Мозырский НПЗ в это же время запустил у себя промышленное производство бензинов А-95 в стандарте Евро-5.
Украина просит добавки «За последние годы Мозырский НПЗ совершил серьезный технологический прорыв благодаря массированным инвестициям в модернизацию. Он уже значительно опережает как российские нефтеперерабатывающие предприятия, так и отечественные», - подтверждает директор консалтинговой компании «А-95» Сергей Куюн. По его мнению, украинские заводы в Кременчуге и Лисичанске, благодаря богатому «наследству», обладают высоким потенциалом, чтобы побороться за рынок, но если они не начнут вкладывать средства в углубление переработки в самое ближайшее время, им останется винить в своих бедах только самих себя. Однако времени ждать нет, рынок требует добротного топлива сегодня и немедленно.
Насколько остро ощущается эта потребность, можно судить по недавним открытым торгам в Минске, где на кону лежал годовой контракт на приобретение белорусского А-95 стандарта Евро-5. В конкурсе участвовали 15 претендентов из Польши, Балтии, Голландии, крупные международные трейдеры, такие как Vitol и Mercuria. Но победа досталась именно украинским компаниям, поскольку у себя дома им такого продукта не найти. По словам Николая Василевича, руководителя компании «БНК-Украина», по чьей линии и будут осуществляться поставки, результаты торгов показывают, что украинский потребитель заинтересован в топливе высокого европейского качества и белорусский продукт у него уже устойчиво ассоциируется с таковым.
Олесь Тыщук
|
|
ТЕГИ
ТОП-НОВИНИ
ПІДПИСКА НА НОВИНИ
Для підписки на розсилку новин введіть Вашу поштову адресу :