Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Для чего Украине White Stream?

Украина является важным энергетическим транспортным коридором для Европейского Союза. Основные объемы российского и центральноазиатского газа транспортируются по украинской газотранспортной системе.

Энерготранспортные возможности Украины - составная часть системы обеспечения стран ЕС энергоносителями. На сегодняшний день Евросоюз пытается объединить усилия стран - членов и сформировать Европейскую внешнюю энергетическую политику для противодействия энергетическим вызовам будущего и во избежание зависимости от одного поставщика.

С этой целью 31 января - 1 февраля 2008 года в Брюсселе была проведена ежегодная международная энергетическая конференция Французского института международных отношений (IFRI).

Подводные камни Европейской энергетической политики

У Европейской энергетической политики есть две составляющие: внутренняя и внешняя. Она осуществляется в соответствии с планом действий Совета Европы на 2007 - 2009 года "Энергетическая политика для Европы", утвержденным на мартовском заседании Совета Европы 2007 года.

В этом базовом документе уделено внимание созданию внутреннего рынка электроэнергии и газа, энергетической эффективности и возобновительной энергетике, энергетическим технологиям, безопасности поставок и внешней энергетической политике.

И если во внутреннем энергетическом направлении ЕС достиг определенных успехов, то внешняя составляющая остается камнем преткновения для европейских стран. Заявления о единых принципах и подходах стран - членов ЕС на внешнем энергетическом рынке на практике остаются преимущественно декларациями.

Именно этим проблемам и была посвящена конференция IFRI, в которой среди многих европейских экспертов приняли участие Верховный представитель ЕС по внешней политике и политике безопасности Хавьер Солана и европейский комиссар по энергетике Андрис Пиебаргс.

Препятствиями на пути к созданию внешней энергетической политики ЕС, по оценке директора бельгийского аналитического центра Bruegel Жана Пизани - Ферри, являются отличия в объемах потребления разных видов энергоносителей, в части возобновительной энергетики, в структуре и открытости энергетических рынков, в зависимости от импорта энергоносителей в странах - членах ЕС.

К этим препятствиям следует также добавить разную географическую приближенность стран к источникам энергоресурсов, исторические энергетические связи, коммерческие интересы отдельных европейских стран и их энергетические отношения с Россией.

Последнее касается тесного сотрудничества немецких компаний EON и ВASF и итальянской Eni с "Газпромом". Не отстают от своих коллег и другие, в частности, французская компания "Gaz de France", датская "DONG Energy" и болгарская "Bulgargaz". Они преимущественно связаны с двумя, обходными для Украины, проектами газопроводов South Stream и Nord Stream.

Для создания общей внешней энергетической политики ЕС, по мнению участников конференции IFRI, страны - члены должны устранить расхождения, высказывать единые взгляды, обеспечить равный доступ к контрактам, создать европейские энергосистемы и стратегические запасы энергоносителей, установить обязательную взаимную энергетическую поддержку и начать единое европейское планирование в энергетике.

Европейско - российская взаимозависимость

Энергетические отношения с Россией являются, как отмечалось выше, одним из препятствий европейской энергетической политики. Исторически зависимые от российских энергоносителей страны Восточной Европы болезненно реагируют на новые проекты транспортировки нефти и газа в Европу.

Так, страны Балтии и Польша активно выступают против газопровода Nord Stream и предлагают проложить его по суше, а не по дну Балтийского моря. В то же время, главный партнер России в этом проекте Германия заявляет, что он является не немецким а общеевропейским.

Заместитель федерального министра иностранных дел Германии Гернот Эрлер на энергетической конференции IFRI отметил: "Это европейский, а не немецкий проект, поскольку много стран - членов ЕС получат от него выгоду; уже сегодня французская, голландская, британская, датская и немецкая компании заказали большие объемы газа, который будет поставляться через газопровод Nord Stream".

И здесь же Гернот Эрлер добавил: "Мы бы хотели гарантировать, что будущие, например российско - белорусские или российско - украинские, диспуты не имели бы никаких отрицательных последствий для потребителей в Европе. Ведь газопровод Nord Stream является очень важным вкладом в энергетическую безопасность Европы".

Можно сделать два вывода: первый - проект Nord Stream коммерчески выгоден для ФРГ; второй - России удалось убедить европейских партнеров в "ненадежности транспортировки энергоносителей по украинской территории" и, как следствие, в необходимости разработки альтернативных путей.

По мнению европейских экспертов, в отношениях между ЕС и Россией в сфере энергетики есть две концепции.

Первая концепция базируется на исключительно экономических соображениях и состоит в равномерной энергетической взаимозависимости двух сторон. То есть, ЕС зависит от импорта энергоносителей из России так же, как и Россия зависит от их экспорта в Европу. Вдобавок, Россия требует европейские инвестиции и энергетические технологии, чтобы добывать газ в северных регионах и на большой глубине.

Вторая концепция базируется на геополитических основаниях: Россия намеревается максимально использовать свои резервы нефти и газа для получения значительных политических дивидендов. То есть она использует "энергетическое оружие" для достижения геостратегических целей.

Специальный представитель ЕС по Центральной Азии Пьер Морель в докладе на конференции IFRI отметил, что для России выгодными перспективами в европейском контексте являются отсутствие согласованности, раскол, конкуренция, конфликт рынков и стратегических подходов стран - членов ЕС.

Россия также стремится вынудить транзитные страны передать ей контроль над транспортными сетями и использует тактику наказания уменьшением поставок энергоресурсов "за плохое поведение", что реализуется относительно Беларуси, Украины и Грузии.

Доминирующая для ЕС - первая концепция, для развития которой необходимо нейтрализовать второй концептуальный подход. С этой целью европейские эксперты предлагают привлечь Россию к международному диалогу по энергетической безопасности и по контролю над изменением климата, продолжать европейские усилия по диверсификации импорта энергоносителей, побудить Россию полностью присоединиться к Энергетической Хартии и пересмотреть энергетические соглашения с ней на принципе взаимозависимости.

ЕС высказывает готовность обсуждать с Россией новое соглашение о партнерстве и сотрудничестве, значительной частью которого должен стать энергетический сектор с определением четких правил энергетических отношений и реализацией положений Энергетической Хартии. Последнее для Украины благоприятно, поскольку предусматривает прозрачную схему поставок энергоносителей, в том числе из Центральной Азии.

Взгляды ЕС на Центральную Азию и Каспий

На сегодняшний день главные каналы транспортировки энергоносителей из Центральной Азии и Восточного Каспия в Европу проходят через Россию и Украину. Россия, используя благоприятные исторические условия, фактически установила монополию на реэкспорт центральноазиатских энергоресурсов.

Европейский Союз, в противовес России, предлагает центральноазиатским странам развивать другие пути. Он стремится заключить проекты Транс - Каспийский, Баку - Тбилиси - Эрзурум и Набукко в единый коридор поставки газа с этого региона в Транс - Европейскую энергетическую сеть.

Высший представитель ЕС по внешней политике и политике безопасности Хавьер Солана 1 февраля сообщил: "ЕС должен быть более серьезным в стратегии диверсификации. Это касается трубопровода Nabucco, развития энергетического партнерства с Турцией, Кавказом и Центральной Азией, включая возможность строительства Транс - Каспийского трубопровода".

Однако, газопроводы Транс - Каспийский и Набукко все еще остаются проектами, а российские трубопроводы являются реалиями настоящего, которые позволяют центральноазиатским производителям уже сейчас зарабатывать на своих энергоресурсах.

Европейский Союз считает, что Турция может стать новым посредником в транзите центральноазиатских энергоносителей, и рассматривает этот путь как дополнительный к российскому транзиту, учитывая большие разведанные запасы туркменского газа. Разведанные запасы газа в Туркменистане оцениваются в 2,9 трлн. куб. г, а потенциальные в 21 - 23 трлн. куб. г.

Гернот Эрлер высказал неординарную идею, что турецкий путь поставки энергоносителей из Центральной Азии и Каспийского региона выгоден для России, поскольку вынудит ее больше инвестировать в добычу энергоносителей и в развитие собственной инфраструктуры.

В этой ситуации реализация транспортного коридора через Турцию - обходной путь для Украины и вредит нашим интересам. Но на сотрудничество с Россией рассчитывать нельзя, поскольку она для транспортировки газа из Центральной Азии разрабатывает проект South Stream.

Выводы для Украины

Европейский Союз на сегодняшний день рассматривает Украину как важного транспортера российских и центральноазиатских энергоносителей в Европу. Поэтому ЕС постоянно акцентирует на стабильном выполнении Украиной своих обязательств как транзитной страны и на обеспечении безопасности газотранспортной системы.

ЕС не дает Украине сигналы об общих проектах диверсификации путей поставки энергоносителей. Единственным слабым намеком стала озвученная в течение конференции IFRI фраза специального представителя ЕС в Центральной Азии Пьера Мореля о том, что следует развивать южный коридор через Черное море. Но непонятно, какой именно проект имелся в виду.

Вместе с тем, правительство Юлии Тимошенко предлагает поставлять центральноазиатский газ в Европу через Каспийское море, Южный Кавказ, Черное море и Украину. Этот проект под названием White Stream премьер - министр Юлия Тимошенко представила перед руководителями ЕС в Брюсселе в январе этого года.

Реакция со стороны ЕС была сдержанной, несмотря на всю его экономическую привлекательность.

Во - первых, проект White Stream в ЕС может рассматриваться как альтернатива европейскому проекту Nabucco.

Во - вторых, существует проект South Stream также по дну Черного моря, к которому кроме России уже привлечены Италия, Греция и Болгария.

В - третьих, использование транспортных возможностей Турции разрешает комплексно поставлять газ не только с Каспийского и Центральноазиатского регионов, но и со всего Ближнего Востока.

Это не значит, что Украина должна отказаться от этого проекта. Наоборот, следует найти все препятствия в его реализации и, постепенно устраняя их, диверсифицировать пути поставки газа в Украину и развивать ее транзитные возможности.

Таким образом, в свете создания внешней энергетической политики ЕС Украине следует обеспечить надежную и бесперебойную транспортировку российских и центральноазиатских энергоносителей в Европу, провести меры по модернизации и повышению надежности украинской газотранспортной системы и своевременно урегулировать спорные энергетические вопросы с Россией для обеспечения стабильности транзита.

Это позволит укрепить имидж Украины как надежного энергетического партнера ЕС и развивать в будущем общие европейско - украинские проекты, включая и газопровод White Stream.

Задача Украины - убедить европейских партнеров в целесообразности и эффективности реализации проекта White Stream, который короче, проще и надежнее.

Виталий Мартынюк, аналитик УНЦПИ

За матеріалами: Українська правда
 

ТЕГИ

Курс НБУ на завтра
 
за
курс
uah
%
USD
1
39,3969
 0,1376
0,35
EUR
1
42,3359
 0,0261
0,06

Курс обміну валют на 03.05.24, 11:03
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,3315  0,04 0,11 39,8738  0,05 0,14
EUR 42,1796  0,00 0,01 42,9208  0,04 0,10

Міжбанківський ринок на 03.05.24, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,3800  0,15 0,38 39,4400  0,12 0,29
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес