Фінансові новини
- |
- 10.01.25
- |
- 22:55
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
"День": Инфляционное моделирование... с положительными побочными эффектами
10:33 20.04.2005 |
Подход Нацбанка и правительства к задаче сдерживания инфляции в Украине начал меняться. "Сигналом", свидетельствующим об этом, стала отмена с 1 апреля действовавшей более шести лет нормы об обязательной продаже экспортерами 50% валютной выручки. Это решение принято с целью сокращения эмиссии, к которой прибегает НБУ, чтобы выкупать поступающую в Украину валюту. Поскольку эмиссия напрямую влияет на инфляцию, уменьшение первой должно привести к снижению второй. В качестве "побочного эффекта" получаем более быстрое укрепление (ревальвацию) гривни по отношению к доллару. Согласно соответствующему прогнозу Минэкономики, к концу года курс приблизится к величине 5 - 5,1 грн./$1 (ревальвация на 4 - 6%).
В то же время необходимость ужесточения антиинфляционного регулирования обусловлена, как минимум, двумя причинами. Первая - непрекращающийся с прошлой осени ощутимый рост цен на товары первой необходимости. Вторая - принятие бюджета на 2005 г. в новой редакции, в которой он является почти настолько же социальным, насколько и инфляционным. Так, параметры нового бюджета были рассчитаны исходя из номинального ВВП 2004 г. в размере 345,9 млрд. грн., 2005 г. - 436 млрд. грн. и 8,2 - процентного темпа роста реального ВВП, что выводит нас на темп роста цен в 16,5%. Следует оговориться, что эта цифра характеризует инфляцию на всех рынках, а не только на потребительском. Если правительство планирует выйти на официальную величину роста потребительских цен 9,8%, то цены производителей в текущем году вырастут более чем на 17% (в то время как официально заявлено 12,9%).
Цифры не самые оптимистичные. Однако, если рассматривать инфляцию как компонент более общих контуров экономической стратегии правительства, то можно прийти к более интересным выводам. Например, к тому, что происходит отказ от экспортоориентированной модели развития экономики. В первую очередь об этом свидетельствует ущемление интересов экспортеров. Оно проявляется в намерении позволить национальной валюте ревальвировать, в неоднозначной (до сих пор ) ситуации с реприватизацией, а также в закрепленных законом о бюджете ужесточениях налогового поля и ликвидации свободных экономических зон. Во - вторых, к этому же выводу приводит социальная переориентация политики, выражающаяся в резком увеличении социальных выплат из бюджета и снижении ввозных таможенных пошлин для того, чтобы добиться удешевления импорта. Суть в том, что развитие за счет стимулирования внутреннего спроса несовместимо с ориентированной на экспорт моделью, поскольку она нацелена на низкую оплату труда и на внешние (в отличие от внутренних) рынки сбыта произведенной продукции.
Практически все неприятные для экспортеров меры относятся к категории непопулярных: рядовые люди вряд ли обрадуются обесцениванию своих долларовых сбережений, а бизнес - росту налоговых отчислений или инвестиционным рискам. Однако эти меры могут оказаться достаточными для того, чтобы "срезать" инфляционную волну, возникшую в прошлом сентябре вследствие пенсионной эмиссии и развившуюся уже при новой власти. Монетаристы считают, что разрыв во времени между эмиссией и вызываемым ею ростом цен составляет 7 - 8 месяцев, поэтому пик инфляции, вызванной сентябрьским ростом социальных выплат, приходится на апрель - май. Названные выше непопулярные шаги, осуществляемые сегодня, помогут сбить этот инфляционный всплеск. После этого, стоит надеяться, правительство проявит чувство меры и откажется впредь от принятия новых труднопрогнозируемых и неоднозначных решений. Иными словами, жесткие постреволюционные шаги были объективно необходимы для запуска процесса трансформации экономической системы, но для сохранения внутреннего и внешнего кредита доверия, выданного новому руководству Украины, такие шаги скоро придется строго ограничить.
Укрепление национальной валюты при этом будет работать не только на смягчение инфляции. Это приведет к целому ряду последствий, таких как замедление роста золотовалютных резервов НБУ, снижение номинальных депозитных и кредитных ставок и темпов ремонетизации экономики, более гибкое курсообразование в целом.
По - видимому, Нацбанк решил в текущем году полностью избавить экономику от монетарной составляющей инфляции. При указанных выше расчетных значениях ВВП, курсе гривни и ожидаемом приросте валютных резервов НБУ за 2005 г. на $4,1 млрд. уровень монетизации экономики за год практически не изменится, остановившись на сравнительно невысокой цифре 36%. Монетарная политика в целом до начала следующего года будет выполнять сдерживающе - стабилизирующую роль противовеса инфляционно - социальной фискальной политике правительства, но отнюдь не роль стимула. Это, однако, может оказаться полезным для избежания резкого падения темпов роста экономики вследствие ее перегрева и "социализации": действует принцип "медленно, но верно". А непосредственное использование стимулирующей функции денежно - кредитной политики начнется уже после парламентских выборов. Так, зафиксированный сегодня уровень монетизации в будущем даст возможность вновь использовать эмиссионный механизм для стимулирования роста на относительно неинфляционной основе, поскольку эмиссия будет поглощаться неудовлетворенной потребностью предприятий в оборотных средствах.
Здесь уместно упомянуть переориентацию правительства Украины с внешних на внутренние заимствования. В текущем году планируется получить кредит в Украине на сумму 6,2 млрд. грн. и вернуть 3,1 млрд. грн., а на внешних рынках - привлечь 3,2 и выплатить 6,2 млрд. грн. государственного долга. Понятно, что долговая политика косвенно влияет на инфляционные процессы, так как заимствования правительства на внутреннем рынке стерилизуют денежную массу. Но есть ли у правительства какая - либо иная мотивация отказываться от внешних кредитов в пользу внутренних, кроме ручного антиинфляционного регулирования, - пока что не ясно. Сейчас Нацбанк мог бы предложить коммерческим банкам начать снижение гривневых депозитных и кредитных ставок. Парадокс в том, что, при снижении номинальной величины ставки реальные банковские доходы по кредитам и расходы по депозитам в силу укрепления гривны можно сохранить, и при этом, поскольку ревальвация происходит на фоне инфляции (как роста цен, но не как обесценивания денег!), стоимость кредитов для хозяйствующих субъектов снизится. В этом случае не исключен ряд интересных последствий. Например, депозитные и кредитные ставки в национальной валюте Украины приблизятся к ставкам в иностранной валюте. Во - вторых, НБУ сможет более активно кредитовать коммерческие банки (на выкуп излишней валюты теперь будут расходоваться не все гривневые средства НБУ, а только их часть), и учетная ставка станет не только сигнальным, но и реально действующим инструментом монетарного регулирования. В - третьих, такие изменения подхода к монетарной политике логично вызовут переход от практически фиксированного к плавающему (в пределах определенного коридора) валютному курсу, на что уже указывают специалисты. Кстати, экономически слабые страны не могут позволить себе плавающее курсообразование, поэтому переход к нему станет новым подтверждением реальности происходящего в нашей стране экономического роста.
Евгений НИКОЛАЕВ,
экономический эксперт, Украинский центр структурного прогнозирования