Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

"Контекст": "Антиотмывочное" законодательство полно противоречий

12:17 13.02.2003 |

Економіка

Срочное принятие ряда законопроектов направленных на противодействие отмыванию денег не улучшает ситуацию с борьбой с "теневым" капиталом в самой Украине. Спешность, с которой принимали эти документы привела к тому, что они полны противоречий, чем могут воспользоваться в судах оппоненты правительства и FATF.

Череда сообщений об очередных введениях санкций против Украины чуть ли не во всех концах света, отодвинула на второй план изменения, которым подверглось законодательное поле нашей страны. Между тем, их принятие проходило достаточно болезненно. Напомним, что законопроект "О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов полученных преступным путем" пролежал в парламенте более полугода. Большинство народных депутатов, многие из которых вышли из банковской среды, были настроены против данного Закона, считая его репрессивным по своей сути. Ситуация была настолько критической, что рекомендации FATF пришлось вводить в действие специальным постановлением правительства Украины (ї700 - "Контекст").

Поскольку соответствующей законодательной базы просто не существовало, постановление, как подзаконный нормативный акт, противоречило многим положениям банковского законодательства. Этим воспользовались некоторые банкиры и в судовом порядке добились даже его отмены. Однако, FATF продолжал настаивать на своем.

28 ноября 2002 года на свет появился первый вариант Закона Украины "О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем".

Этот нормативный акт содержит целый ряд позитивных нововведений. В частности, главной позитивной стороной Закона является отсутствие силовых органов в перечне субъектов государственного мониторинга. Субъектами финансового мониторинга определены органы центральной исполнительной власти - в частности, Уполномоченный орган (т.н. "финансовая разведка" в составе Министерства), Национальный Банк Украины, Государственная Комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку и специальный орган в сфере регулирования рынка финансовых услуг. Напомним, что Налоговая Администрация Украины настаивала на своем праве называться финансовой разведкой. Кроме того, ГНАУ требовало получения права расследовать предикатные преступления, т.е. преступления, которые предшествовали "отмыванию" средств. Однако, парламент не прислушался к пожеланиям налоговиков.

В Законе четко определен порядок идентификации резидентов и нерезидентов, юридических и физических лиц. Статья 64 Закона Украины "О банках и банковской деятельности" содержала требования проводить идентификацию лиц, но ее порядок, необходимый пакет документов фактически определяются субъектом первичного финансового мониторинга самостоятельно. Новым Законом был изменен размер значительной операции, которая подпадает под мониторинг.

Лица, которые ответственны за передачу информации, содержащую банковскую и коммерческую тайны, не несут уголовной, административной, гражданско - правовой и дисциплинарной ответственности за выдачу информации в соответствии с этим Законом.

Однако, данный нормативный акт содержит также некоторые противоречия. Статья 8 запрещает Уполномоченному органу передавать кому бы то ни было информацию, которую он получил от субъектов первичного финансового мониторинга. В тоже время, статья 13 этого же Закона дает право при наличии достаточных оснований, передавать компетентным органам соответствующую информацию. При этом не определено, какие именно основания должны быть у уполномоченного органа.

Закон дает право вышеупомянутому органу получать информацию, которая содержит банковскую и коммерческую тайны, но в нем отсутствуют ссылка на статью 62 Закона Украины " О банках и банковской деятельности", где четко описан порядок раскрытия банковской тайны. Это создает предпосылки для дальнейших споров между уполномоченным органом и банковской системой относительно объема выдаваемой информации и порядка ее выдачи.

24 декабря 2002 года были внесены поправки к недавно принятому Закону. Они носили уточняющий характер относительно порядка идентификации лиц.

Самые последние поправки были внесены 6 февраля 2003 года. Изменения претерпели сразу четыре нормативных акта: Законы Украины "О банках и банковской деятельности", "О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг", " О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов полученных преступным путем" и Уголовный Кодекс Украины. Существенные поправки были внесены в основном ЗУ "О банках и банковской деятельности", где практически переписаны статьи, регламентирующие идентификацию лиц из Закона "Об отмывании..". Закон "О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов полученных преступным путем" получил новую статью, которая устанавливает политическую независимость уполномоченного органа. Однако, самым интересным и важным стало установление нового порога сумм, которые подвергаются финансовому мониторингу. Теперь эта сумма составляет 80 тысяч гривен как для безналичных, так и для наличных расчетов. Напомним, что до этого существовал порог в размере 300 тыс. для безналичных расчетов и 100 тыс. для наличных расчетов. Такой шаг законодателей существенно усложнит работу для "финансовой разведки", поскольку объем обрабатываемой информации резко возрастет. В связи с внесением изменений в Уголовный Кодекс стал примечательным еще один факт - уголовная ответственность за "отмывание денег" теперь равна ответственности за хранение и распространение наркотических средств.

Судя по тому, что поправки от 6 февраля вызвали волну критики со стороны целого ряда политических сил, украинское законодательство в этой области претерпит еще не одно изменение. Однако для Украины на данный момент более актуальным является снятие санкций FATF. И принятие соответствующих законов существенно упростило задание правительственной делегации в Париже. Остается надеяться, что совещание закончится позитивным решением для Украины.

В комментарии "Контексту" главный научный консультант комитета по вопросам финансов и банковской деятельности Верховной Рады Игорь Прыйма отметил:

- С принятием изменений и дополнений к Законам Украины "О банках и банковской деятельности", "О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг", "О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" и Уголовному кодексу Украина выполнила все требования FATF относительно приведения отечественного законодательства в соответствие с международными стандартами. Таким образом, адаптированы все сорок рекомендаций FATF, которые были ранее внедрены в законодательное поле Украины Постановлением Кабинета Министров Украины ї700.

12 - 14 февраля 2003 года ожидается рассмотрение вопроса об Украине на заседании FATF в Париже. Будет проведен конечный анализ законодательства, которое утверждено ВР. Скорее всего, санкции будут официально отменены, но фактически будут действовать еще полгода - год. Страны - участницы FATF еще долгое время будут проводить мониторинг финансовых операций с Украиной. Механизм санкций запущен, и быстро его остановить не представляется возможным.

Тарас Загородний

За матеріалами: Корреспондент.net
 

ТЕГИ

Курс НБУ на завтра
 
за
курс
uah
%
USD
1
41,0980
 0,0997
0,24
EUR
1
44,6324
 0,0506
0,11

Курс обміну валют на 26.07.24, 10:44
  куп. uah % прод. uah %
USD 40,9442  0,05 0,11 41,5746  0,07 0,17
EUR 44,4796  0,11 0,25 45,2900  0,12 0,25

Міжбанківський ринок на 26.07.24, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,1200  0,07 0,17 41,1500  0,06 0,15
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес