Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

"День": Запад не поможет

07:59 24.12.2002 |

Економіка

Пугает упорство, с которым политики подставляют свою страну, ее граждан и, что самое парадоксальное, самих себя. На этот раз последствия удара могут оказаться очень ощутимыми для всей отечественной экономики. В пятницу Международная межправительственная организация по противодействию отмыванию грязных денег (FATF) рекомендовала своим членам применить против Украины финансовые санкции.

КРЕДИТ ДОВЕРИЯ

То, что о крайней необходимости активизации борьбы с отмыванием в Украине заговорили только последние год - два, откровенно говоря, удивляет. Как удивляет и то, что к Закону о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, наши парламентарии подошли вплотную только в начале июля этого года. На весь мир ославившие Украину дела экс - премьера Павла Лазаренко, "оффшорные" махинации с золотовалютными резервами НБУ, история с выплатами остарбайтерам, перманентно всплывающая информация о счетах в европейских банках деятелей украинской политики и большого бизнеса... Мягко говоря, в борьбе с "отмыванием" наши власти чуть - чуть запоздали. Ровно настолько, что вопрос о наличии отсутствия в правовом поле эффективных механизмов борьбы с отмыванием был поставлен Украине из - за рубежа. Это произошло еще в июле прошлого года, когда, как мы помним, Украина заняла "почетное" место в списке "несотрудничающих" в борьбе с "грязными деньгами" государств (на текущий момент в "черный список" FATF включены также Науру, о - ва Кука, Мьянма, Сент - Винсент и Гренадины, Гренада, Гватемала, Филиппины, Египет и Нигерия).

Казалось бы - самое время крепко задуматься, провести работу над ошибками, сделать выводы и внести необходимые изменения в государственное законодательство. "День" тогда писал, что кредит доверия, которым пользовались украинские политики на Западе, не может быть безграничным. Тем более, если затронуты непосредственные интересы западных государств. Наивно полагать, что, скажем, США, Англию, Бельгию или Германию интересовали и интересуют внутренние проблемы Украины насчет борьбы с отмыванием. Им эти проблемы абсолютно "по боку". Интерес стран Запада, что касается "грязных денег" украинского происхождения, начинается лишь тогда, когда полученные преступным путем деньги попадают в их финансовые учреждения. А потому Украине поставили абсолютно прагматичные условия: или вы боретесь с отмыванием у себя, или мы боремся против вас.

То, что церемониться с Украиной никто не собирался, стало совсем очевидно по итогам Парламентской конференции Евросоюза по борьбе с отмыванием денег 8 февраля этого года (подробнее об утвержденных тогда контрмерах - в "Дне" от 21.12.2002). Не отрицали этого, даже наоборот - подчеркивали именем народа избранные и от этого имени назначенные чиновники. Сейчас вряд ли кто - то припомнит, сколько разноуровневых делегаций из нашей страны посетило Европу и пересекло Атлантику с тем, чтобы перенять опыт международного законодательства в плане борьбы с отмыванием; сколько пресс - конференций и "круглых столов" было проведено с целью привить этот опыт в Украине... Результат, а точнее - его отсутствие сегодня на лицо. Украина стала первым в Европе и вторым в мире государством (после маленького островного государства на северо - востоке от Папуа Новой Гвинеи - Науру), к которому FATF рекомендовало применить санкции. Очень примечательно еще и то, что Нигерии, которой также угрожали санкции, на последней конференции стран FATF удалось их избежать.

ПОЧЕМУ УКРАИНА?

Относительно Украины такое развитие событий "День" предполагал еще 5 декабря этого года. Сразу после того как Верховная Рада приняла в третьем чтении Закон "О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем". Вполне очевидно, что "санкционировать" государство с реальным, а не виртуальным, как в Науру, сектором экономики сразу и безоговорочно никто не станет. Понятны и резоны Соединенных Штатов (пока единственного государства, заявившего о применении санкций): проблема финансовой экстрадиции денег Лазаренко и самого Павла Ивановича, "кольчужный скандал", пленки Мельниченко и т. д. - в перечень претензий к "плохим парням" в Украине весьма удачно ложатся методы борьбы с отмыванием, которые не устроили экспертов FATF.

И нисколько не странно, что лучших методов у Украины не оказалось. Их не могло быть по определению. Запоздалый ажиотаж и рвение, с которым государство занялось изучением приемов борьбы с "грязными деньгами" за рубежом, больше походили на "строительство социализма", чем на конкретные действия. Усиление давления стран ЕС и FATF на Украину, как "не сотрудничающее" в борьбе с отмыванием государство, сопровождалось у нас в стране серьезной дискуссией. При этом деловую общественность больше беспокоила трактовка "грязных денег" властями, чем создание системы государственного контроля за отмыванием. Не лишним было бы напомнить, что руководители ГНАУ не корысти ради пытались убедить, что главная специфика национальной "прачечной" - уклонение от уплаты налогов. А потому улучшение системы администрирования поборов и контроля за денежным обращением в этой связи, следует рассматривать как фундамент борьбы с отмыванием. И у них это получилось!..

Важный для государства законопроект "О противодействии... " то и дело тормозился парламентом. Можно утверждать, что даже если бы весной этого года сильные мира сего не делили парламентские комитеты, летом - не готовили правительство Кинаха к отставке, а осенью - не распределяли портфели в Кабмине; даже если бы оппозиция не получила политические резоны блокировать законодательный процесс сейчас... Словом, если бы украинский политикум выполнял свои прямые обязанности, - все равно Верховной Раде вряд ли удалось бы принять Закон, способный удовлетворить FATF.

Государство, половина экономики которого работает в тени, а чиновники высшего ранга занимаются большим бизнесом, в котором процветают взяточничество, коррупция и самые невероятные их проявления, становятся очевидными (к примеру, банкротство такого титана как АКБ "Украина"), - просто обречено иметь финансовый рынок, полный "грязных денег". Эти деньги могут быть "черными", "серыми", "бурыми"... Не суть важно. Опасно то, что в условиях нашего налогового законодательства любой и каждый гражданин, который не хочет жить за чертой бедности, может быть обвинен в отмывании и, даже не попав под категорию пособника терроризму, угодить за решетку по статьям 207, 212 УК (уклонение от уплаты налогов). Когда народные депутаты являются реальными или потенциальными фигурантами резонансных дел, то вопрос внедрения эффективных методов борьбы с отмыванием автоматически переводит в разряд проблемных. Не факт, что полная информация о сомнительных операциях, учитывая реалии нашей полурыночной экономики, будет использована государством адекватно. Итак, заинтересованных в принятии соответственного Закона в Украине получается не так уж и много. Это, в принципе, и подтвердила редакция, в которой был принят закон "О противодействии... " 7 декабря 2002 года.

Что, в свою очередь, оказалось абсолютно не интересным и, возможно, непонятным для экспертов FATF. Статья 7 закона "О противодействии... " ("День" от 5.12.2002) межправительственную организацию только насторожила. Не будем еще раз утомлять читателей формулировками, которые не то что на английский, а и с украинского на русский язык переводятся с большим трудом. Если кратко - банкам и предприятиям в этой статье была предоставлена "презумпция невиновности" на случай возможных судебных разбирательств с государством ввиду "должного и недолжного" мониторинга сомнительных операций. FATF такое положение вещей, естественно, не устроило. Прогнозы подтвердились соответствующими изменениями к Закону, которые на прошлой неделе не смогла рассмотреть парализованная Верховная Рада. После чего без промедления FATF рекомендовала применить к Украине санкции.

ЧТО ДАЛЬШЕ?

Предсказывать экономические последствия контрмер, которые 19 декабря FATF рекомендовала принять по отношению к Украине, не берутся даже самые смелые аналитики. Дело в том, что до вчерашнего дня не было известно точно, какие страны и в какой форме будут эти санкции применять. Как сообщает агентство Интерфакс, ссылаясь на посла Украины в Великобритании Игоря Митюкова, Кабинет Министров и Министерство иностранных дел планируют в ближайшее время дать задание послам Украины в странах - членах FATF провести двусторонние переговоры, чтобы получить четкое представление о порядке имплементации санкций.

Дальнейшее поведение "санкционированного" государства, скорее всего, будет сводиться к оптимизации принятого Закона. В смысле - корректировок, которые должны устроить FATF. Вопрос об отмене санкций Украина, в таком случае, вполне может поставить на заседании организации в феврале следующего года в Париже. А вот как могут отразиться эти корректировки на бизнес - деятельности в нашем государстве, страшно даже представить. Кассация "презумпции невиновности" коммерческих структур перед лицом государства (пункт 3 изменений) в статье 7 Закона (на этом, как стало известно "Дню" из источников, близких к Государственному департаменту по финансовому мониторингу, настаивает FATF), судя по всему, ничего хорошего банкам и предприятиям не сулит. Поскольку в такой редакции от ответственности за "должный и/или недолжный" финансовый мониторинг (выявление, регистрация и передача государству информации о сомнительных операциях) коммерческие структуры Украины очень даже могут пострадать. Ведь, насколько та или иная операция является сомнительной, в конечном итоге, будет определять государство. И не приведи Господь, скажем, какому - либо банку перепутать, какие операции "должные", а какие нет. Тем более, что перечень сомнительности финансовых операций, подлежащих внутреннему финансовому мониторингу (статья 12 Закона), согласно пункту 6 изменений, предложено дополнить "другими обстоятельствами, которые дают субъекту первичного финансового мониторинга (банкам, страховым, инвестиционным компаниям и т. п. - Авт. ) основания считать, что финансовая операция проводится с целью легализации (отмывания) доходов". Пикантная деталь "других обстоятельств", в принципе, характерная для механизмов борьбы с отмыванием цивилизованных государств, в Украине может быть истолкована очень неоднозначно.

Депутат - экономист Сергей Терехин, комментируя изменения к Закону, сказал, что проспорил пари, предположив, что государство все - таки не получит возможности тотального информационного контроля над предпринимательской деятельностью. Будем надеяться, что пари он все - таки выиграл. А усовершенствованный "Закон о борьбе с отмыванием" не станет в Украине еще одним инструментом нечестной конкуренции или фискального давления. Запад эта проблема интересовать не будет.

За матеріалами: День
 

ТЕГИ

Курс НБУ на сьогодні
 
за
курс
uah
%
USD
1
41,6972
 0,0511
0,12
EUR
1
43,8238
 0,0996
0,23

Курс обміну валют на сьогодні, 09:53
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,3592  0,10 0,24 41,9740  0,03 0,07
EUR 43,5828  0,04 0,08 44,3116  0,04 0,08

Міжбанківський ринок на сьогодні, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,6750  0,03 0,07 41,6950  0,02 0,06
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес