Фінансові новини
- |
- 14.05.24
- |
- 05:06
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
Компания "Укрславнафта", соучредителем которой является "Славнефть", недавно лишилась права аренды мощностей Кременчугского НПЗ.
11:43 18.06.2002 |
Франчайзинговые проекты "Славнефти" также оказались не слишком успешными. Теперь эта компания вообще собирается покинуть украинский рынок.
Кременчугский НПЗ, принадлежащий ЗАО "Укртатнафта", - самый крупный нефтеперерабатывающий завод на Украине, пишут "Ведомости". Его мощности по переработке нефти превышают 18 млн т. 43% акций "Укртатнафты" принадлежит Фонду госимущества Украины, около 26% - Госкомимуществу Татарстана, около 8,6% - компании "Татнефть"; остальные акции распылены среди юридических и физических лиц. Соучредителями СП "Укрславнафта" являются "Славнефть" и "Укртатнафта". С ноября 2001 г. это СП арендовало производственные мощности Кременчугского НПЗ по переработке нефти мощностью 6,2 млн т в год.
Как сообщили в пресс - службе "Укртатнафты", в начале июня по иску этой компании Арбитражный суд города Кременчуга расторг договор аренды мощностей Кременчугского НПЗ с компанией "Укрславнафта". Владельцы НПЗ недовольны тем, что "Укрславнафта" не выполняет обязательства по поставкам топлива на НПЗ: например, в мае СП не переработало на арендованных мощностях ни одной тонны сырья. Неофициально же источники в "Укртатнафте" признают, что с начала нынешнего года попросту не пускали нефть на мощности СП в административном порядке; эта политика была якобы инициирована татарскими соучредителями "Укртатнафты".
Другие проекты "Славнефти" на Украине тоже разладились. По данным Минтопэнерго Украины, в мае прекратила импорт ГСМ в эту страну еще одна аффилированная со "Славнефтью" структура - "Славянские нефтепродукты" (она специализировалась на ввозе в страну топлива с белорусского Мозырского НПЗ). А месяц назад компания "Татра Ойл", которой принадлежит сеть из восьми АЗС в Киеве, разорвала договор о франчайзинге со "Славнефтью". По словам Сергея Андронова, первого заместителя директора компании "ЛУКОЙЛ - Украина", его фирма купила 50% в сети "Татра Ойл", после чего расторгла джобберский договор со "Славнефтью" и перекрасила АЗС в свои фирменные цвета.
"Славнефть" пришла на Украину год назад, когда только что созданное СП "Укрславнафта" получило в аренду установку по переработке нефти мощностью 6,2 млн т и обязалось поставлять на предприятие 3 млн т сырья в год. А компания "Славянские нефтепродукты" на Украине занималась сбытом. По словам гендиректора "Славянских нефтепродуктов" Виктора Шкуратовского, к маю 2002 г. компания планировала занять 15% рынка нефтепродуктов Украины. Однако, по оценке исполнительного директора консалтинговой компании FKG Ukraine Олега Стрельникова, "по итогам пяти месяцев нефтепродукты, поставленные группой компаний "Славнефти", занимали не более 2,7% украинского рынка топлива".
Стрельников полагает, что главная причина неудач "Славнефти" в соседней стране - в том, что украинские проекты были личной инициативой бывшего главы компании Михаила Гуцериева и вице - президента "Славнефти", выходца с Украины Анатолия Тернавского. "Как только в компании поменялся менеджмент, экс - руководству стало сложнее удерживать свои активы за рубежом", - полагает Стрельников. Контрольный пакет акций "Славянских нефтепродуктов" принадлежит структурам, близким к старому менеджменту "Славнефти". По мнению Николая Приймака, генерального директора объединения "Укрнефтехимпереработка", причина ухода "Славнефти" с украинского рынка может заключаться и в том, что украинское правительство усиливает налоговый прессинг на нефтяные компании.
Взвесив все эти обстоятельства, "Славнефть" решила свернуть свой бизнес на Украине. Вице - президент "Славнефти" Андрей Шторх сказал "Ведомостям": "Мы уходим с Украины. Компания год работала на условиях франчайзинга, но посчитала, что это не самый интересный рынок, и переключилась на более эффективные проекты".
Дмитрий Дружинин, аналитик ИК "Проспект", считает, что сейчас новому менеджменту "Славнефти" действительно не до украинских проектов. "Руководство компании занято подготовкой к продаже 20% акций, и проблемы, связанные с поддержанием бизнеса, начатого прошлым руководством, уходят на второй план. Кроме того, региональный бизнес зачастую строится на личных связях, которые могли быть утеряны после ухода Михаила Гуцериева", - считает Дружинин.