Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Какой должен быть RAB-тариф для облэнерго, Или как не сделать олигархов богаче

 Александр Паращий, руководитель аналитического отдела Concorde Capital / LIGA.net

Национальная комиссия по регулированию энергетики и коммунальных услуг хочет ввести для облэнерго стимулирующий тариф. Что это и зачем он нужен?

Различные эксперты и ассоциации утверждают, что норма доходности RAB-тарифа для облэнерго должна быть одинаковой. Иначе - низкие доходы от приватизации, упадок сетей, коррупция, и, что самое страшное - это не соответствует европейской практике.

Иными словами, всем этим экспертам значительно ближе старый принцип, когда облэнерго должны были получить годовую доходность в 12,5% на старые активы и 12,5% на новые. НКРЭКУ же предлагает 1% годовой доходности на старые активы и 15% на новые.

Цена вопроса достаточно велика: владельцы облэнерго хотят уже сегодня зарабатывать где-то 25 млрд грн чистой прибыли в год (старая база активов - примерно 200 млрд грн - умноженная на 12,5% годовых). Зато НКРЭКУ предлагает им зарабатывать скромные 2 млрд грн в первый год (старую базу активов умножить на 1%) и 15% годовых на новой базе (то есть, при больших инвестициях, прибыли будут быстро расти).

Разница прибыли первого года настолько ощутима, что стоит инвестиций в медиа, ассоциации и экспертов. Но эта прибыль будет оплачена из карманов потребителей. С налогом, разница уже будет составлять 28 млрд грн - на эту сумму увеличится тариф облэнерго, а следовательно расходы всех потребителей на распределение электроэнергии.

Давайте попробуем разобраться, нужно ли дарить нашим облэнерго такой щедрый годовой доход уже сегодня. Что об этом говорят эксперты:

1. Государственные облэнерго можно будет приватизировать за 10-14 млрд грн при условии одинаковой прибыли на базу активов (и только за 2-3 млрд грн без стимулов)?

Здесь можно согласиться с оценкой, но она говорит лишь о том, что стимулирующее регулирование надо вводить, и как можно быстрее. При этом, при введении стимулирующего регулирования по принципу 1%/15%, разница в цене приватизированных облэнерго будет не такой большой - 6-8 млрд грн. Вместо 8-11 млдр грн их можно будет продать за 4-6 млрд грн. Но даже, если разница в доходах от приватизации была бы целых 11 млрд грн, то стоят ли одноразовые доходы бюджета того, что все потребители должны доплачивать в пользу облэнерго за один только год 28 млрд грн?

2. Электрические сети сильно изношены, и без больших инвестиций они развалятся?

Конечно, развалятся. Но при чем здесь норма доходности на старые активы в 12,5%? Чтобы сети не развалились, надо инвестировать в их восстановление. По принципу 1%/15%, на каждую инвестированную гривну, облэнерго будут получать прибыль в размере до 15% годовых (это больше, чем тот принцип, который нравился облэнерго с начислением 12,5%). Но где взять деньги, если прибыль сегодня низкая? Конечно же одолжить или вложить деньги владельцев облэнерго.

Вот банки жалуются, что нет хороших заемщиков, правительство жалуется, что кредитование не растет. С введением стимулирующего регулирования 1%/15% это все можно исправить. Зато, при регулировании 12,5%/12,5% стимулов для инвестиций будет значительно меньше - просто облэнерго станут богаче.

Так, если облэнерго получает прибыль по схеме 12,5%/12,5%, то восстановит свои старые активы уже за 10 лет. При схеме 1%/15%, такое восстановление займет 17 лет, - но это не аргумент в пользу 12,5%/12,5%. Потому что если при схеме 1%/15% владелец облэнерго инвестирует средства в размере 30% от стоимости активов, то восстановление займет те же 10 лет.

Если же облэнерго так боятся брать кредиты, или их владельцы настолько бедны, чтобы вложить немного денег в быстрое развитие активов, то для предотвращения "развала электросетей" НКРЭКУ может увеличить норму амортизации "старых" активов. Например, если ускорить амортизацию старых активов в 2,5 раза (амортизировать их за 12 лет, а не за 30), то даже при 1%/15% без дополнительных вливаний от собственников и кредиторов облэнерго сможет восстановить старые активы за те же 10 лет.

Конечно, такой подход не является желательным с точки зрения потребителей (потому что все равно приведет к значительному росту тарифов на распределение), но он выглядит более адекватным, ведь трудно поверить, что "активы, изношенные на 80%" смогут прослужить еще 30 лет.

3. Разная доходность на старую и новую базу не соответствует "европейским практикам"?

Ну, давайте начнем с того, что тот путь, которым наши владельцы облэнерго получили эти активы - тоже далек от "общих" европейских практик. В среднем, оценочная стоимость активов облэнерго (тот самый RAB, на который собираются начислять доходность 12,5% или 1%) в пять раз превышает цену приватизации этих активов (в долларовом эквиваленте). Это означает, что норма прибыли на активы в 12,5% давать владельцу облэнерго годовую доходность от приобретения облэнерго около 60%. Это не совсем европейская доходность.

Но "европейские практики" разные. Настолько, что трудно сказать, что отвечает этим практикам, а что нет. И в этих практиках случаи, похожие на наши. Так, английские водоканалы были приватизированы в конце 1980-х по цене, почти в 25 раз ниже стоимости их активов. Вводя "RAB-регулирование" для этих компаний, британский регулятор взял за базу не оценочную стоимость активов водоканалов, а рыночную (ту, которая почти в 25 раз ниже).

Таким образом, "норма доходности" на старые активы британских водоканалов - где-то в 25 раз ниже доходности на новые. При этом английские водоканалы не только не развалились, а вполне успешно работают посей день, и британцы даже живо обсуждают, что эти водоканалы платят своим акционерам дивиденды выше рынка.

 

ТЕГИ

Курс НБУ на вчора
 
за
курс
uah
%
USD
1
41,9292
 0,0244
0,06
EUR
1
43,5770
 0,3811
0,87

Курс обміну валют на вчора, 10:15
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,5129  0,09 0,22 42,1729  0,06 0,13
EUR 43,3063  0,22 0,51 44,0913  0,19 0,43

Міжбанківський ринок на вчора, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,8500  0,08 0,19 41,8700  0,08 0,19
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес