Авторизация

Имя пользователя:

Пароль:

Новости

Топ-новости

Финансовые новости

Финансы

Фондовый рынок

Банки и банковские технологии

Страхование

Ипотека и недвижимость

Новости экономики

Экономика

Топливно-энергетический комплекс

Нефть и бензин

Агропромышленный комплекс

Сырьевые рынки

Приватизация

Право

Статистика

Зарубежные новости

Мир

Ближнее зарубежье

Региональные новости

Украина

Киев

Политика

Полезно знать

Это интересно

Информационные технологии

Криминал

Транспорт

Управление бизнесом

Маркетинг и реклама

Менеджмент и карьера

Аналитика

Финансовый рынок

Фондовый рынок

Страхование

Ипотека и недвижимость

Экономика

ТЭК (газ и электроэнергия)

Нефть и бензин

Сырьевые рынки

Агропромышленный рынок

Приватизация

Менеджмент и карьера

Политика

Международная аналитика

Страны ближнего зарубежья

Полезно знать

Информационные технологии

Пресс-релизы

Новости компаний

Котировки

Курс НБУ

Курс валют

Курс доллара

Курс евро

Курс рубля

Курс британского фунта

Курс швейцарского франка

Курс канадского доллара

Межбанк

Ставки

Депозитные ставки

Физические лица, гривна

Физические лица, доллар

Физические лица, евро

Юридические лица, гривна

Юридические лица, доллар

Юридические лица, евро

Депозитный калькулятор

Ставки на межбанковском кредитном рынке

Графики

График изменения курса НБУ

График изменения наличного курса

График изменения курсов на межбанке

График изменения ставок на межбанковском кредитном рынке

Веб-мастеру

Информеры

Информер курсов НБУ

Информер наличных валют Киев

Информер курсов валют на межбанке

Графики

График курсов валют НБУ

График курсов обмена валют для физических лиц

График курсов валют на межбанке

Экспорт новостей

Информация об агентстве

О нас

Размещение рекламы

Контакты

Подписка на новости

Конец децентрализации. Зачем Зеленский забирает у местных властей все дороги

 Александр Суков / Деловая столица

Децентрализация сферы строительства и ремонта дорог была проведена 2,5 года назад. Теперь президент Владимир Зеленский хочет вернуть все, как было раньше.

Владимир Зеленский заявил, что в следующем году объемы строительства автодорог увеличатся вдвое по сравнению с планами на текущий год. «Я хотел бы в следующем году увеличить с точки зрения километража дорог еще на 100%, то есть вдвое. Сейчас мы увеличили на 1000% по сравнению с прошлым годом, но хочется увеличить вдвое. По крайней мере, в полтора раза мы увеличим, это в планах», - заявил он, находясь с рабочей поездкой в Волынской области.

Ранее центр анализа общественных финансов и публичного управления Киевской школы экономики уже подсчитал, что в этом году Украина и так «закатает в асфальт» рекордные суммы: из госбюджета будет выделено 105,6 млрд грн (8% расходной части), при этом 35 млрд грн Верховная Рада выделила из фонда по борьбе с COVID-19. Однако кроме этого государственный Укрэксимбанк выделил Государственному агентству автомобильных дорог Украины «Укравтодору» под госгарантии еще и кредит в 19,3 млрд грн. Суммарно расходы на дороги в этом году составят 124,9 млрд грн, тогда как в прошлом году было 50 млрд грн, а в 2018 г. - 38 млрд грн. Такое обильное финансирование позволит построить и отремонтировать в текущем году 4,2 тыс. км дорог.

Поэтому если президент не прибег к метафорам, то в следующем году сумма финансирования дорожного строительства может вырасти до четверти триллиона гривень за 8,4 тыс. км дорог.

Хитрые конкурсы

Однако сегодня есть и сомнения в прозрачности и рациональности использования средств, выделяемых на дорожное строительство. Агия Загребельская, соучредитель «Лиги антитраста» и госуполномоченный АМКУ в 2015-2019 гг., рассказала «ДС», что сейчас более 80% средств, которые распределяются на тендерах, фактически выдаются без конкуренции. «Деньги распределяются между 5-6 компаниями, которые выигрывают наибольшее количество процедур закупок. И по тому, как эти компании готовят свои документы на тендер, как они подают свои цены, какие цены они подают, и как они снижают цены на аукционах, мы можем сделать вывод, что компании создали картель и не конкурируют между собой», - сказала она.

По словам эксперта, это стало возможным за счет того, что «Укравтодор» свою тендерную документацию формирует таким образом, что другие компании на тендер попасть просто не могут. Например, львовское ЧП «Рома», у которого 10 лет опыта работы, более 100 чел. персонала, множество техники и собственный асфальтобетонный завод, оказалось на грани банкротства, и его владелец Роман Демчина объявил 11 июля о продаже компании. Причина - «Укравтодор» так выписывает условия тендера, что компания не может принять в них участие, и несет убытки.

Также Агия Загребельская привела пример компании из Житомирской области, которая строила житомирскую трассу, а сегодня - не может принять участие в тендере на реконструкцию этой трассы поскольку, согласно требованиям «Укравтодора», у нее недостаточно опыта.

Агия Загребелькая пояснила, что «Укравтодор» может в условиях тендера прописать, что компания-участник должна иметь опыт проведения определенных работ, но при этом они должны были выполняться определенным методом или с использованием определенных материалов. А кроме того, в качестве подтверждения нужно предоставить договоры по этим работам, которые были выполнены в предыдущие годы и оплаченные, например, не менее чем на 85%. Загребельская пояснила хитрость: в прошлые годы из-за хронического недофинансирования заказчик строительства и ремонта дорог редко когда выполнял свои обязательства по оплате работ на 100%, некоторые договоры были выполнены и оплачены, например, только на 50%.

Или, например, добавила Загребельская, компания-претендент должна не только подать на тендеры акты приема выполненных работ, подписанные работниками «Укравтодора», но и предоставить так называемый отзыв от «Укравтодора» - документ, выдача которого не предусмотрена ни одним нормативным актам. Поэтому такие отзывы «Укравтодор» может выдавать на свое усмотрение.

По словам Агии Загребельской, в лидеры по выигрышу тендеров сегодня вышли такие компании, как ООО «Автомагістраль-Південь», турецкая компания ONUR, ООО «Росдорстрой», ООО «Автострада», ООО «Технобудцентр», ООО «ПБС». Однако если в предыдущие годы на эти 6 компаний приходилось 50% выигранных тендеров, а сегодня - более 80%.

Однако Владимир Зеленский, находясь в Волынской области, на вопросы о тендерах ответил так: «Мне не важно, как проходят тендеры, главное - чтобы был результат».

Все деньги в один карман

Президент также заявил, что очень доволен новым руководителем «Укравтодора» Александром Кубраковым, отметив его честность и профессионализм. И сделал еще одно резонансное заявление - он хочет существенно расширить полномочия этой структуры и передать ей на баланс все дороги местного значения.

«У меня есть радикальное видение по поводу дорог... Скажу вам откровенно - мы об этом очень часто дискутируем с господином Кубраковым. Не на все дороги мы влияем. Вы знаете, что состояние многих дорог от «Укравтодора» не зависит, они строятся за местные средства или, вернее сказать, - должны строиться местными органами власти», - сказал он.

Зеленский привел в пример Одессу, где, по его словам, городские власти уже 20 лет не могут построить дорогу к порту. Поэтому он считает, что, хотя политика централизации ответственности за все дороги в «Укравтодоре» и противоречит вектору децентрализации, но это все равно нужно сделать.

Между тем децентрализация сферы строительства и ремонта дорог была проведена всего три года назад - стартовала с 1 января 2018 г. С тех пор «Укравтодор» стал отвечать только за 46 тыс. км дорог государственного значения, а остальные 122 тыс. км дорожной сети были переданы местным властям.

Изменился и принцип финансирования ремонта и строительства дорог. Александр Кава, эксперт в сфере транспорта, замминистра инфраструктуры в 2014-2015 гг., рассказал, что после децентрализации специализированный дорожный фонд в государственном бюджете распределяется в пропорции: 60% денег - «Укравтодору» на ремонт и строительство дорог государственного значения, 35% - областным администрациям на ремонт местных дорог (при этом деньги распределяются между обладминистрациями пропорционально протяженности дорог местного значения в каждой области), еще 5% - Министерству инфраструктуры в фонд безопасности.

По итогам 2018 г. чиновники рапортовали о хороших результатах эксперимента. Бывший тогда главой «Укравтодора» Славомир Новак заявлял, что за год было отремонтировано 3,5 тыс. км дорог государственного значения, или 95% от плана. На дорогах местного значения было выполнено только 63% запланированных работ, при этом в некоторых областях показатель выполнения планов по ремонтам составлял 100% (Хмельницкая область), а в некоторых - всего 42% (Луганская область).

В 2019 году местным властям на ремонт дорог в рамках 35%-ной квоты было выделено 14,6 млрд грн, по итогам года не было использовано только 10% этой суммы. И при этом ситуация очень сильно отличалась в зависимости от региона: например, в Сумской области не использовали только 0,83% выделенных на дороги денег, а в Черновицкой - 39,5%.

Теперь же, по задумке Зеленского, все деньги на дорожные работы необходимо сконцентрировать в одном месте - в «Укравтодоре». Правильно ли это? Оказывается, нет, децентрализация все же пошла на пользу местным дорогам.

Александр Кава считает, что централизация нецелесообразна, она не даст должного эффекта, и будет даже вредной для дорожной сети страны. «Именно децентрализация дорожной отрасли позволила ремонтировать больше дорог местного значения, потому что раньше деньги концентрировались на дорогах государственного значения, которые составляют опорную сеть национальных и международных коридоров. А на местную сеть - это 122 тыс. км дорог, которые соединяют между собой села и села с райцентрами - средств почти не оставалось, и в результате эти дороги находились в очень плохом состоянии», - сказал он.

Проведенная в 2018 г. децентрализация дала свои плоды - количество ремонтов дорог местного значения существенно выросло за последние 2,5 года именно благодаря новой системе распределения средств между «Укравтодором» и регионами.

Александр Кава отметил, что децентрализация была проведена на основании опыта европейских стран, в том числе стран Восточной Европы, которые отказались от централизованной социалистической системы управления дорожным хозяйством.

Обратный процесс, уверен Александр Кава, серьезно усложнит ремонт местных дорог. «Потому что из Киева расставлять приоритеты по ремонту дорог между селами - нереально», - сказал он. Эксперт отметил, что на сегодня «Укравтодор» и так имеет большую зону ответственности - из общей протяженности украинских дорог в 168 тыс. км он отвечает за 46 тыс. км, из которых более 80% находится в ненормативном состоянии. Для сравнения - в Польше компания - аналог «Укравтодора» отвечает лишь за 19 тыс. км основных национальных и международных дорог, при том что сеть автодорог в Польше значительно больше украинской - 430 тыс. км.

 

ПО РУБРИКАМ

12.08 Нацбанк впервые раздал все заявленные 2 миллиарда на аукционе своп процентной ставки

12.08 Депозитные ставки для физлиц 12.08.20

12.08 Общий объем задолженности связанных с банками лиц за I полугодие уменьшился в 3,8 раза – НБУ

12.08 Государственный Ощадбанк выиграл суд у Сбербанка России в споре за знак для товаров и услуг

12.08 НБУ может повысить учетную ставку в октябре - ICU

12.08 Операции НБУ по регулированию ликвидности банков 11.08.20

12.08 Доллар 12 августа дорожает к иене в ожидании статистики из США

12.08 Азиатские рынки 12 августа закрылись без единой динамики на неопределенности вокруг экономики

12.08 Справочный курс гривны 12 августа повышен на 7,34 коп до 27,5318 грн/$1

12.08 ОВГЗ в обращении по сумме основного долга на 12.08.20

12.08 Остаток средств на корсчетах банков 12.08.20

12.08 Украинский индекс межбанковских ставок овернайт (UONIA) 11.08.2020

12.08 Ирландия ужесточит регулирование криптовалютной индустрии

12.08 Цена на золото 12 августа упала ниже $1900 на фоне укрепления доллара

12.08 ПриватБанк требует отстранить судью Вовка от дела относительно обслуживания депозитов оффшоров Суркисов

12.08 Кабмин вводит процесс предоставления транзитных упрощений

12.08 Кабмин одобрил законопроект о замене паспортов на пластиковые карточки

12.08 НБУ может повысить учетную ставку в октябре - ICU

12.08 Единый госреестр юрлиц и ФЛП возобновил работу с новыми возможностями

12.08 Вслед за укрупнением районов Раде предлагают реорганизовать райгосадминистрации

12.08 Кабмин утвердил нулевую норму формирования страхового запаса газа в 2020г

12.08 Кабмин в очередной раз перенес рассмотрение законопроекта с перечнем запрещенных к продаже госкомпаний

12.08 Нефть 12 августа дорожает на 1,5% в ожидании данных минэнерго США о запасах сырья в стране

12.08 Надежды Польши на добычу сланцевого газа не оправдались - глава PGNiG

12.08 Переживания по поводу отгрузок нефтепродуктов из Беларуси безосновательны — источник

12.08 Венгрия заключила крупнейшую в своей истории военную сделку с США

12.08 Виталий Портников: Тихановская называет себя символом перемен. Но на самом деле она - живой символ именно этого отсутствия

12.08 Ирландия ужесточит регулирование криптовалютной индустрии

12.08 Джо Байден выбрал в качестве кандидата в вице-президенты США сенатора Камалу Харрис

11.08 Кипр и Россия согласовали повышение налога на капитал

11.08 Светлана Тихановская уехала из Беларуси в Литву

11.08 Словакия выслала трех российских дипломатов. Москва пообещала ответить зеркально

11.08 Греция заявила о незаконности сейсмической разведки Турции в Средиземноморье

11.08 США ввели санкции против главы администрации Гонконга

11.08 На протестах в Беларуси вырос градус насилия

11.08 В Иране заявили, что не будут платить МАУ компенсацию за сбитый самолет

07.08 Мирный атом Лукашенко нервирует балтийских соседей Беларуси

07.08 Дональд Трамп подписал указы о запрете WeChat и TikTok

07.08 Минюст США обвинил Коломойского в кражах и отмывании миллиардов из Приватбанка

07.08 Трое американских сенаторов пригрозили немецкому порту финансовым крахом из-за «Северного потока-2»

12.08 Кабмин одобрил законопроект о замене паспортов на пластиковые карточки

10.08 Bolt без согласования разместил пункты проката электросамокатов — Кличко

06.08 Госбюджет за 2 месяца видеофиксации нарушений правил ПДД получил 72,3 млн грн

06.08 «Укравтодор» до 2025 г. планирует построить 2,9 тыс. км цементобетонных дорог

06.08 Всемирный банк рекомендует строить цементобетонные дороги - Криклий

03.08 Ужесточение карантина: УЗ закрыла продажу билетов в Луцк, Тернополь и обратно

31.07 Минюст заработал на платных камерах в СИЗО уже около 379 тыс. гривен

30.07 Решение Кабмина: вместо бэби-боксов деньги на товары в спецмагазинах

29.07 Кабмин одобрил «пилот» по внедрению единого э-билета на транспорт

28.07 Зеленский ввел временный безвиз для китайских туристов

23.07 Киевсовет освободил от паевого взноса объекты «Укрбуда»

22.07 Кабмин отказался от плана провести перепись в 2020г и, возможно, в 2021г - Немчинов

22.07 Венецианская комиссия утвердила «срочный вывод» по закону о референдуме

21.07 В Украине заработали иммиграционные квоты для иностранных IT-специалистов

17.07 Предвыборный хаос. Зачем «слуги народа» подчинили все областные центры райсоветам

12.08 НАБУ против судьи Вовка: Как борцы с коррупцией выставляют Украину на посмешище

12.08 Вслед за укрупнением районов Раде предлагают реорганизовать райгосадминистрации

12.08 Насколько серьезны претензии США к экс-собственникам Приватбанка

12.08 Дело о пяти миллиардах. Как Порошенко будет бить по Зеленскому Коломойским

12.08 Голос Киева. Кто станет главным противником Притулы - Зеленский или Порошенко

12.08 НАБУ объявило в розыск судей Окружного админсуда и двух экс-членов ВККС

11.08 Притула идет в мэры Киева от партии «Голос»

11.08 Зеленский не стал ветировать закон об игорном бизнесе, несмотря на ряд противоречивых норм

11.08 Москаль обжаловал в суде постановление об укрупнении районов

11.08 Узурпация по-маленькому. Зачем Зеленский срывает местные выборы 25 октября

10.08 Шмыгаль прокомментировал свое обещание создать 500 тысяч новых рабочих мест

10.08 Так не доставайтесь вы никому: Почему «слугам» выгоднее не проводить местные выборы на Донбассе

10.08 Позитив недели. Катера Mark VI для ВМС Украины планируют оснастить ракетными комплексами типа ВGM-176В Griffin

10.08 Украина может возобновить подачу воды в оккупированный Крым в случае гуманитарной катастрофы и только для нужд населения - Шмыгаль

10.08 Шмыгаль положительно оценивает создание «свободных экономических зон» на Донбассе

12.08 Xiaomi представила дешёвый флагман Redmi K30 Ultra: 120-Гц экран и 5G-чипсет Dimensity 1000+

12.08 Представлен юбилейный смартфон Xiaomi Mi 10 Ultra с 16 Гбайт памяти, 120-Вт зарядкой и 120-кратным зумом. Цены — от $760

12.08 Представлен кроссовер Kia Sonet. Он получил 30 уникальных опций

12.08 Twitter позволил пользователям определять, кто может отвечать на их твиты

12.08 Microsoft анонсировала смартфон-книжку Surface Duo: продажи — с 10 сентября по цене $1399

12.08 Google превращает смартфоны с Android в сеть для обнаружения землетрясений и раннего оповещения о них

12.08 Tesla проведёт расщепление акций, сделав их доступнее для частных инвесторов

11.08 Системы помощи водителю сбоят каждые 12 километров

11.08 Электромобили Hyundai выйдут на рынок под новым брендом

11.08 Мнение: Китай потеряет господство в добыче биткоина

11.08 Facebook сформировала новое платежное подразделение

10.08 Компания, связанная с разведкой и военными США интегрировала инструмент слежения в сотни мобильных приложений

07.08 В 50 раз быстрее 5G: Южная Корея запустит пилотный 6G-проект в 2026 году

07.08 Kia Stonic обновился и получил «механику» с электронной педалью сцепления

07.08 Дональд Трамп подписал указы о запрете WeChat и TikTok

23.06 Как пережить кризис: 5 рекомендаций для SEO-агентств и фрилансеров

24.04 Amazon использовала данные независимых продавцов для создания собственных бестселлеров

26.03 Рекламный рынок во время пандемии. Что происходит в украинской рекламе и чего ждать завтра

24.03 Как достучаться до тех, кто не любит Facebook

10.02 Специалисты прогнозируют рост рынка коммерческого PR в этом году на 5-12%

07.02 Лучшая автомобильная реклама Супербоула-2020

12.12 Крупнейшие финансисты мира назвали основателя Amazon Безоса бизнесменом десятилетия

26.11 Facebook будет платить пользователям за их данные

05.11 Четырехдневная рабочая неделя повысила производительность на 40% - Microsoft Japan

29.10 10 компаний Китая, вызывающих восхищение

23.10 Глава Nvidia — самый эффективный руководитель в мире

18.10 Грядёт революция в рекламе. Искусственный интеллект сможет дорисовывать рекламу в уже готовом видео

20.09 Где платят больше всего: топ-10 компаний мира

10.09 Основатель Alibaba Джек Ма уходит в отставку

22.08 Как стать геймером-миллионером и во что это обходится

теги

Apple, Aston Martin, Audi, bitcoin, BMW, Credit Suisse, Deutsche Bank, Facebook, Ford, Google, Huawei, Jaguar, Lamborghini, Lenovo, LG, Mercedes-Benz, Microsoft, Porsche, Samsung, Tesla, Toyota, Volkswagen, Volvo, Xiaomi, Англия, Белоруссия, Венесуэла, Газпром, ЕС, Казахстан, Китай, Молдова, Россия, США, Туркменистан, Турция, акции, депозитные ставки, золото, ипотека, кредит, межбанк, облигации, прогноз, форекс

ТОП-НОВОСТИ

ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

 

Это интересно