Авторизация

Имя пользователя:

Пароль:

Новости

Топ-новости

Финансовые новости

Финансы

Фондовый рынок

Банки и банковские технологии

Страхование

Ипотека и недвижимость

Новости экономики

Экономика

Топливно-энергетический комплекс

Нефть и бензин

Агропромышленный комплекс

Сырьевые рынки

Приватизация

Право

Статистика

Зарубежные новости

Мир

Ближнее зарубежье

Региональные новости

Украина

Киев

Политика

Полезно знать

Это интересно

Информационные технологии

Криминал

Транспорт

Управление бизнесом

Маркетинг и реклама

Менеджмент и карьера

Аналитика

Финансовый рынок

Фондовый рынок

Страхование

Ипотека и недвижимость

Экономика

ТЭК (газ и электроэнергия)

Нефть и бензин

Сырьевые рынки

Агропромышленный рынок

Приватизация

Менеджмент и карьера

Политика

Международная аналитика

Страны ближнего зарубежья

Полезно знать

Информационные технологии

Пресс-релизы

Новости компаний

Котировки

Курс НБУ

Курс валют

Курс доллара

Курс евро

Курс рубля

Курс британского фунта

Курс швейцарского франка

Курс канадского доллара

Межбанк

Ставки

Депозитные ставки

Физические лица, гривна

Физические лица, доллар

Физические лица, евро

Юридические лица, гривна

Юридические лица, доллар

Юридические лица, евро

Депозитный калькулятор

Ставки на межбанковском кредитном рынке

Графики

График изменения курса НБУ

График изменения наличного курса

График изменения курсов на межбанке

График изменения ставок на межбанковском кредитном рынке

Веб-мастеру

Информеры

Информер курсов НБУ

Информер наличных валют Киев

Информер курсов валют на межбанке

Графики

График курсов валют НБУ

График курсов обмена валют для физических лиц

График курсов валют на межбанке

Экспорт новостей

Информация об агентстве

О нас

Размещение рекламы

Контакты

Подписка на новости

Конец децентрализации. Зачем Зеленский забирает у местных властей все дороги

 Александр Суков / Деловая столица

Децентрализация сферы строительства и ремонта дорог была проведена 2,5 года назад. Теперь президент Владимир Зеленский хочет вернуть все, как было раньше.

Владимир Зеленский заявил, что в следующем году объемы строительства автодорог увеличатся вдвое по сравнению с планами на текущий год. «Я хотел бы в следующем году увеличить с точки зрения километража дорог еще на 100%, то есть вдвое. Сейчас мы увеличили на 1000% по сравнению с прошлым годом, но хочется увеличить вдвое. По крайней мере, в полтора раза мы увеличим, это в планах», - заявил он, находясь с рабочей поездкой в Волынской области.

Ранее центр анализа общественных финансов и публичного управления Киевской школы экономики уже подсчитал, что в этом году Украина и так «закатает в асфальт» рекордные суммы: из госбюджета будет выделено 105,6 млрд грн (8% расходной части), при этом 35 млрд грн Верховная Рада выделила из фонда по борьбе с COVID-19. Однако кроме этого государственный Укрэксимбанк выделил Государственному агентству автомобильных дорог Украины «Укравтодору» под госгарантии еще и кредит в 19,3 млрд грн. Суммарно расходы на дороги в этом году составят 124,9 млрд грн, тогда как в прошлом году было 50 млрд грн, а в 2018 г. - 38 млрд грн. Такое обильное финансирование позволит построить и отремонтировать в текущем году 4,2 тыс. км дорог.

Поэтому если президент не прибег к метафорам, то в следующем году сумма финансирования дорожного строительства может вырасти до четверти триллиона гривень за 8,4 тыс. км дорог.

Хитрые конкурсы

Однако сегодня есть и сомнения в прозрачности и рациональности использования средств, выделяемых на дорожное строительство. Агия Загребельская, соучредитель «Лиги антитраста» и госуполномоченный АМКУ в 2015-2019 гг., рассказала «ДС», что сейчас более 80% средств, которые распределяются на тендерах, фактически выдаются без конкуренции. «Деньги распределяются между 5-6 компаниями, которые выигрывают наибольшее количество процедур закупок. И по тому, как эти компании готовят свои документы на тендер, как они подают свои цены, какие цены они подают, и как они снижают цены на аукционах, мы можем сделать вывод, что компании создали картель и не конкурируют между собой», - сказала она.

По словам эксперта, это стало возможным за счет того, что «Укравтодор» свою тендерную документацию формирует таким образом, что другие компании на тендер попасть просто не могут. Например, львовское ЧП «Рома», у которого 10 лет опыта работы, более 100 чел. персонала, множество техники и собственный асфальтобетонный завод, оказалось на грани банкротства, и его владелец Роман Демчина объявил 11 июля о продаже компании. Причина - «Укравтодор» так выписывает условия тендера, что компания не может принять в них участие, и несет убытки.

Также Агия Загребельская привела пример компании из Житомирской области, которая строила житомирскую трассу, а сегодня - не может принять участие в тендере на реконструкцию этой трассы поскольку, согласно требованиям «Укравтодора», у нее недостаточно опыта.

Агия Загребелькая пояснила, что «Укравтодор» может в условиях тендера прописать, что компания-участник должна иметь опыт проведения определенных работ, но при этом они должны были выполняться определенным методом или с использованием определенных материалов. А кроме того, в качестве подтверждения нужно предоставить договоры по этим работам, которые были выполнены в предыдущие годы и оплаченные, например, не менее чем на 85%. Загребельская пояснила хитрость: в прошлые годы из-за хронического недофинансирования заказчик строительства и ремонта дорог редко когда выполнял свои обязательства по оплате работ на 100%, некоторые договоры были выполнены и оплачены, например, только на 50%.

Или, например, добавила Загребельская, компания-претендент должна не только подать на тендеры акты приема выполненных работ, подписанные работниками «Укравтодора», но и предоставить так называемый отзыв от «Укравтодора» - документ, выдача которого не предусмотрена ни одним нормативным актам. Поэтому такие отзывы «Укравтодор» может выдавать на свое усмотрение.

По словам Агии Загребельской, в лидеры по выигрышу тендеров сегодня вышли такие компании, как ООО «Автомагістраль-Південь», турецкая компания ONUR, ООО «Росдорстрой», ООО «Автострада», ООО «Технобудцентр», ООО «ПБС». Однако если в предыдущие годы на эти 6 компаний приходилось 50% выигранных тендеров, а сегодня - более 80%.

Однако Владимир Зеленский, находясь в Волынской области, на вопросы о тендерах ответил так: «Мне не важно, как проходят тендеры, главное - чтобы был результат».

Все деньги в один карман

Президент также заявил, что очень доволен новым руководителем «Укравтодора» Александром Кубраковым, отметив его честность и профессионализм. И сделал еще одно резонансное заявление - он хочет существенно расширить полномочия этой структуры и передать ей на баланс все дороги местного значения.

«У меня есть радикальное видение по поводу дорог... Скажу вам откровенно - мы об этом очень часто дискутируем с господином Кубраковым. Не на все дороги мы влияем. Вы знаете, что состояние многих дорог от «Укравтодора» не зависит, они строятся за местные средства или, вернее сказать, - должны строиться местными органами власти», - сказал он.

Зеленский привел в пример Одессу, где, по его словам, городские власти уже 20 лет не могут построить дорогу к порту. Поэтому он считает, что, хотя политика централизации ответственности за все дороги в «Укравтодоре» и противоречит вектору децентрализации, но это все равно нужно сделать.

Между тем децентрализация сферы строительства и ремонта дорог была проведена всего три года назад - стартовала с 1 января 2018 г. С тех пор «Укравтодор» стал отвечать только за 46 тыс. км дорог государственного значения, а остальные 122 тыс. км дорожной сети были переданы местным властям.

Изменился и принцип финансирования ремонта и строительства дорог. Александр Кава, эксперт в сфере транспорта, замминистра инфраструктуры в 2014-2015 гг., рассказал, что после децентрализации специализированный дорожный фонд в государственном бюджете распределяется в пропорции: 60% денег - «Укравтодору» на ремонт и строительство дорог государственного значения, 35% - областным администрациям на ремонт местных дорог (при этом деньги распределяются между обладминистрациями пропорционально протяженности дорог местного значения в каждой области), еще 5% - Министерству инфраструктуры в фонд безопасности.

По итогам 2018 г. чиновники рапортовали о хороших результатах эксперимента. Бывший тогда главой «Укравтодора» Славомир Новак заявлял, что за год было отремонтировано 3,5 тыс. км дорог государственного значения, или 95% от плана. На дорогах местного значения было выполнено только 63% запланированных работ, при этом в некоторых областях показатель выполнения планов по ремонтам составлял 100% (Хмельницкая область), а в некоторых - всего 42% (Луганская область).

В 2019 году местным властям на ремонт дорог в рамках 35%-ной квоты было выделено 14,6 млрд грн, по итогам года не было использовано только 10% этой суммы. И при этом ситуация очень сильно отличалась в зависимости от региона: например, в Сумской области не использовали только 0,83% выделенных на дороги денег, а в Черновицкой - 39,5%.

Теперь же, по задумке Зеленского, все деньги на дорожные работы необходимо сконцентрировать в одном месте - в «Укравтодоре». Правильно ли это? Оказывается, нет, децентрализация все же пошла на пользу местным дорогам.

Александр Кава считает, что централизация нецелесообразна, она не даст должного эффекта, и будет даже вредной для дорожной сети страны. «Именно децентрализация дорожной отрасли позволила ремонтировать больше дорог местного значения, потому что раньше деньги концентрировались на дорогах государственного значения, которые составляют опорную сеть национальных и международных коридоров. А на местную сеть - это 122 тыс. км дорог, которые соединяют между собой села и села с райцентрами - средств почти не оставалось, и в результате эти дороги находились в очень плохом состоянии», - сказал он.

Проведенная в 2018 г. децентрализация дала свои плоды - количество ремонтов дорог местного значения существенно выросло за последние 2,5 года именно благодаря новой системе распределения средств между «Укравтодором» и регионами.

Александр Кава отметил, что децентрализация была проведена на основании опыта европейских стран, в том числе стран Восточной Европы, которые отказались от централизованной социалистической системы управления дорожным хозяйством.

Обратный процесс, уверен Александр Кава, серьезно усложнит ремонт местных дорог. «Потому что из Киева расставлять приоритеты по ремонту дорог между селами - нереально», - сказал он. Эксперт отметил, что на сегодня «Укравтодор» и так имеет большую зону ответственности - из общей протяженности украинских дорог в 168 тыс. км он отвечает за 46 тыс. км, из которых более 80% находится в ненормативном состоянии. Для сравнения - в Польше компания - аналог «Укравтодора» отвечает лишь за 19 тыс. км основных национальных и международных дорог, при том что сеть автодорог в Польше значительно больше украинской - 430 тыс. км.

 

ПО РУБРИКАМ

19.10 Верховный суд передал дело о вкладах Суркисов в ПриватБанке в Печерский райсуд

19.10 НБУ составил рейтинг прибыльности банков

19.10 Депозитные ставки для физлиц 19.10.20

19.10 Евро дорожает к доллару на улучшении аппетита к риску

19.10 Справочный курс гривны 16 октября понижен на 3,49 коп до 28,365 грн/$1

19.10 Азиатские биржи 19 октября закрылись в плюсе в надежде на поддержку экономики США

19.10 Курсы валют по карточным операциям украинских банков на 19.10.2020

19.10 ОВГЗ в обращении по сумме основного долга на 19.10.20

19.10 Остаток средств на корсчетах банков 19.10.20

19.10 Рынок «первички» после местных выборов. Инвесторов ждет неприятный сюрприз

19.10 Доллар 19 октября дорожает к мировым валютам

19.10 Цена на золото слабо меняется 19 октября

19.10 Глава НБУ: Укргазбанк является ближайшим среди госбанков к частичной приватизации

19.10 Рынок акций США 16 октября прервал падение

16.10 Бизнес сохраняет ожидания по росту инфляции и девальвации гривни – опрос НБУ

19.10 НАТО создаст космический центр в Германии

19.10 Еврокомиссия представила проект режима санкций за нарушения прав человека

19.10 Фермеры просят Европарламент запретить «вегетарианский бургер» и «веганскую колбасу»

19.10 Агентство Moody's понизило кредитный рейтинг Великобритании

19.10 Израиль и Бахрейн официально установили дипломатические отношения

19.10 Иран заявил об окончании действия оружейного эмбарго ООН

19.10 Словакия бесплатно протестирует все население страны на коронавирус

19.10 Bloomberg: Лондон может изменить спорный законопроект о внутреннем рынке ради соглашения с ЕС

19.10 Европа признала самолеты Boeing Max безопасными

19.10 Андорра стала 190-м членом МВФ

19.10 Австрия упростила доступ на рынок труда специалистам из-за пределов ЕС

16.10 Конфликт в Нагорном Карабахе: при чем здесь Иран?

15.10 Президент Киргизии Жээнбеков объявил об уходе в отставку

15.10 Война в Карабахе показала падение влияния России на Кавказе

15.10 Россия ослабила эмбарго на поставку масел и битумов в Украину

19.10 Украина в воскресенье перейдет на «зимнее время»

16.10 Система здравоохранения сможет выдержать до 10 тыс. заболевших COVID-19 в сутки – Ляшко

16.10 Погрешность в более 5 млн га: в Госгеокадастре рассказали, сколько земли в государственной собственности

15.10 Индекс паспортов: Украинский паспорт занимает 41-е место

13.10 Кабмин ввел ряд карантинных ограничений

13.10 Кабмин обновил критерии адаптивного карантина

13.10 Завершение реформы децентрализации: Зеленский подписал закон об изменениях в Бюджетный кодекс

12.10 Минобразования официально рекомендовало вузам перейти на удаленное обучение

12.10 Кличко анонсировал начало «длительного» закрытия крупнейшего мусорного полигона Украины

12.10 Степанов о привлечении частных лабораторий к проведению тестирования на Covid-19: будем отвозить им образцы

08.10 55% украинцев не знают, по какой системе пройдут местные выборы

08.10 В Украине появилась первая социальная сеть скидок

06.10 В Украине обновили приложение «Дія»: запустили цифровое свидетельство о рождении ребенка

05.10 Кличко рассказал о планах по ремонту дорог в Киеве на следующий год

01.10 Кабмин расширил перечень судоходных рек Украины

19.10 ЕС призвал Раду гарантировать финансирование Суспільного

19.10 «Сын полицая». Как можно называть Медведчука после запрета книги о деле Стуса

19.10 Кабмин создал комитет по вопросам безопасности, энергетики и инфраструктуры во главе с Уруским

19.10 Рада рассмотрит проект госбюджета-2021 в начале ноября – Разумков

19.10 Без свободной торговли, но с контрактами в оборонке: о чем договорился Зеленский в Стамбуле

19.10 Виталий Портников: Будапештский меморандум никому не поможет

19.10 Новый Медведчук. Когда Ермак захватит всю власть в Офисе президента

19.10 Коронавирусный тупик. Сколько людей умрет за карантинным занавесом в ОРДЛО

16.10 Афера с пятью вопросами. Как Зеленский хочет еще три раза всех обмануть

16.10 Каким законам противоречит «опрос» Зеленского

16.10 Совет НБУ отменил заседание в пятницу

16.10 «Коломойскому не нужен ни Приват, ни компенсация. Это блеф». Интервью с Корбаном за минуту

16.10 Шестой вопрос. Как украинцам правильно голосовать на «референдуме» Зеленского?

16.10 Создание Кабмином оператора на рынке табака оспаривают в КСУ

15.10 Это может быть выгодно России: Что такое СЭЗ на Донбассе, о которой будут спрашивать в опроснике Зеленского

19.10 Facebook создала ИИ, который сможет переводить тексты между 100 языками напрямую

19.10 Cadillac представил самую быструю адаптивную подвеску в мире

19.10 Windows 10 стала удобнее для игр и не только. Новый диспетчер задач прибыл

19.10 Acura показала новый MDX

19.10 Lincoln не собирается возвращаться к выпуску седанов

19.10 Google стала жертвой рекордной DDoS-атаки

19.10 В Израиле придумали, как сделать автопилоты дешевле

19.10 В США прошли испытания «керамического» двигателя для вертолётов

19.10 Ученые поменяли структуру солнечной батареи и увеличили ее эффективность на 125%

19.10 Audi по-прежнему считает дизели лучшими моторами

19.10 Европа признала самолеты Boeing Max безопасными

16.10 Новый XC90 может стать последним Volvo с бензиновым мотором

16.10 LG начнет блокировать услуги Smart TV на «серых» телевизорах в Украине с ноября 2020 года

16.10 Bentley представила «лёгкий» Flying Spur с мотором V8

16.10 Внутреннее изменение в браузере Microsoft может сделать антивирусы бесполезными

24.09 Богатейшим человеком Китая стал владелец Nongfu Spring Джонг Шаншан

23.06 Как пережить кризис: 5 рекомендаций для SEO-агентств и фрилансеров

24.04 Amazon использовала данные независимых продавцов для создания собственных бестселлеров

26.03 Рекламный рынок во время пандемии. Что происходит в украинской рекламе и чего ждать завтра

24.03 Как достучаться до тех, кто не любит Facebook

10.02 Специалисты прогнозируют рост рынка коммерческого PR в этом году на 5-12%

07.02 Лучшая автомобильная реклама Супербоула-2020

12.12 Крупнейшие финансисты мира назвали основателя Amazon Безоса бизнесменом десятилетия

26.11 Facebook будет платить пользователям за их данные

05.11 Четырехдневная рабочая неделя повысила производительность на 40% - Microsoft Japan

29.10 10 компаний Китая, вызывающих восхищение

23.10 Глава Nvidia — самый эффективный руководитель в мире

18.10 Грядёт революция в рекламе. Искусственный интеллект сможет дорисовывать рекламу в уже готовом видео

20.09 Где платят больше всего: топ-10 компаний мира

10.09 Основатель Alibaba Джек Ма уходит в отставку

теги

Apple, Aston Martin, Audi, bitcoin, BMW, Credit Suisse, Deutsche Bank, Facebook, Ford, Google, Huawei, Jaguar, Lamborghini, Lenovo, LG, Mercedes-Benz, Microsoft, Porsche, Samsung, Tesla, Toyota, Volkswagen, Volvo, Xiaomi, Англия, Белоруссия, Венесуэла, Газпром, ЕС, Казахстан, Китай, Молдова, Россия, США, Туркменистан, Турция, акции, депозитные ставки, золото, ипотека, кредит, межбанк, облигации, прогноз, форекс

ТОП-НОВОСТИ

ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

 

Это интересно