Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Посол ЕС в Украине: Чувствую себя в Украине, как в Эстонии в начале 90-х

22:16 26.11.2019 |

Політика

В начале осени в Украину приехал новый посол ЕС - Матти Маасикас.

О том, кто он, и о его опыте "Европейская правда" рассказывала еще летом ("Эстонец, историк, марафонец: знакомьтесь, новый посол Евросоюза в Украине"), а теперь мы получили возможность расспросить дипломата.

Об отношении посла ЕС к новой власти и к инициативам Зеленского по Донбассу; об успехах и неудачах украинских реформ; об отсутствии нормы о продаже земли иностранцам; о перспективах вступления Украины в ЕС, а также о том, что больше всего раздражает посла в киевских "традициях" дорожного движения, читайте в первом большом интервью главы представительства ЕС в Украине.

- Правда ли, что вы уже учите украинский?

- Конечно, да, учу. Я постоянно слышу и вижу надписи на украинском. И я уже знаю несколько фраз.

(Посол переходит на украинский, хотя чувствуется, что мысленно переводит, и это дается нелегко.) Для меня большая честь давать это интервью вам здесь и сейчас. И обещаю, что в следующем году мы будем говорить на украинском языке.

- А когда вы слышите украинских политиков - вы их понимаете?

- Да, я улавливаю тему разговора.

- А как вам вообще работается с нашими политиками? Вы на одной волне с украинской властью? Воспринимаете ли вы Украину как они, или наоборот?

- Ни один иностранец не сможет ощущать страну на 100% как местный. Дело не только в языке, но в опыте, в ответственности за страну, которую несут именно ваши политики.

Но верите, некоторые вещи, которые сейчас происходят в Украине, мне хорошо знакомы. Когда я общаюсь с украинскими министрами, то нередко вспоминаю Эстонию в 90-х годах, когда там были молодые министры возрастом около 30 лет, полные стремления и энтузиазма сделать что-то, и делать это быстро.

Так что ответ на ваш вопрос - да. Мне кажется, я ощущаю себя на одной волне с ними.

- Не все дипломаты отзываются о скорости, взятой нашей новой властью, так позитивно.

- Если спросить об этом моих коллег в Брюсселе, то, скорее всего, услышите один из двух вариантов ответа. Одни скажут, что ключевое значение имеет скорость реформ. Другие скажут, что качество важнее, чем скорость.

Я - из первых. Я считаю, что сейчас, в этот период, наибольшее значение для Украины действительно имеет скорость. Это, конечно, не означает, что о качестве можно вовсе забыть - да о нем никто и не забывает.

Но именно благодаря "турборежиму" многие вещи, которые были "в долгом ящике", становятся реальностью.

Многие важные задачи, о которых знали украинские элиты, о которых годами напоминали международные партнеры, реализуются именно сейчас. И это - позитивно!

Конечно, когда работа ведется на такой скорости, не всё и не всегда получается идеально, но после нескольких сбоев в начале осени и мы научились работать в условиях "турборежима", и украинская власть научилась сотрудничать, консультироваться с нами даже на такой скорости. Сейчас мы взаимодействуем и с парламентскими комитетами, и министерствами.

В общем, позитив есть.

- Насколько я знаю, есть и проблемы. Правда ли, что наиболее значимый проблемный вопрос - это реформа правосудия?

- Наибольший вопрос для нас - это реформирование Украины. В целом.

Мы очень тесно работаем с украинской властью в вопросах, связанных с электроэнергетикой, энергетикой в целом и так далее. Но есть одна сфера, где у нас есть опасения. И вы правы, это - реформа системы правосудия.

- Правда ли, что ЕС может просто не подать кандидатуры в комиссии для отбора в судейские органы, которые должны быть созданы для проведения этой реформы?

- Уверенности в том, что мы подадим туда кандидатуры, действительно нет.

Решающее значение будет иметь то, затронет ли реформа Верховный суд, и как именно она будет проводиться.

- Речь идет о планах власти сократить число членов Верховного суда (ВСУ)?

- Да. Среди прочего, дело именно в этом.

- Сейчас эта реформа проходит экспертизу Венецианской комиссии. Вы уверены, что ВК поддержит вашу категорическую позицию?

- Так Евросоюз и не ищет поддержки со стороны Венецианской комиссии! Хотя для ЕС важен профессионализм и опыт этого органа, и потому мы не раз говорили, что когда комиссия подготовит свои выводы, то мы надеемся, что Украина всерьез поработает над их воплощением.

- Тогда давайте проясним позицию. Для ЕС в любом случае будет неприемлемо сокращение числа судей ВСУ, верно?

- Тут есть целый комплекс мотивов. Вы знаете, в ВСУ есть огромная очередь скопившихся дел. Да, к отбору судей в ВСУ есть вопросы, но ведь предыдущая реформа ВСУ прошла меньше двух лет назад...

Смотрите, у нас вообще нет сомнений в том, что украинской судебной системе нужны серьезные изменения. И мы понимаем, что новая украинская власть стремится провести такие изменения. Ну и у нас, и у других международных партнеров возникает вопрос: а что, ВСУ - это самая горячая проблема в украинской системе правосудия? Неужели реформа должна начинаться именно отсюда?

Хотя, конечно, финальное решение будет за Украиной, за вашими властями. Именно им решать, как реформировать судебную систему, чтобы она получила доверие и украинцев, и потенциальных зарубежных инвесторов.

 

- В начале осени у ЕС были серьезные претензии к реформе госслужбы.

- А вот это, напротив, хороший пример сотрудничества новой власти с нашими экспертами. После наших советов были внесены изменения, которые существенно улучшили закон перед принятием.

- А с реформой СБУ как дела? До вашего сведения уже довели, что руководство СБУ не намерено учитывать ваши советы?

- Тут процесс еще идет, и мы принимаем участие в консультациях. Это пока все, что я могу сказать.

- Вы предупреждали украинскую власть, какими могут быть последствия, если они не выполнять рекомендации?

- Мы вообще не используем слово "предупреждать".

Если речь идет не о тех реформах, что предусмотрены Соглашением об ассоциации, то мы можем только показывать те моменты, которые вызывают у нас вопросы, давать советы и предоставлять экспертов, которые поделятся опытом наших стран. Короче говоря, можем представить то, что раньше (во времена СССР. - ЕП) было известно под названием "передовой опыт".

Но проблема в том, что никакой опыт, никакие best practices нельзя с уверенностью перенести в другую страну.

Именно поэтому последнее слово принадлежит украинцам. Иначе не выйдет, ведь в каждой стране есть свои особенности.

- Когда Эстония проводила реформы, у вас были подобные разногласия с Западом?

- Яркий пример: введение эстонской кроны в 1992 году. Тогдашний глава эстонского Центробанка Сиим Каллас - вы его знаете, он потом был премьером Эстонии, а позже еврокомиссаром - рассказывал о своих переговорах с МВФ в Вашингтоне.

В Фонде его тогда даже не спрашивали, а прямо говорили: "Вы хотите подумать дважды! Вы точно хотите подождать с этим решением! Вы..." и так далее.

Каллас рассказывал, что это было одно из наиболее сложных решений, которые он когда-либо принимал. Он тогда вышел со встречи, чтобы пройтись по берегу Потомака, а затем вернулся в Фонд и сказал: "Нет, мы это сделаем". И в МВФ ответили: "Что ж, если вы так уверены - окей. Но ответственность за это решение - на вас".

В итоге валютная реформа, которую Эстония провела в 1992 году, оказалась очень успешной.

И подобные примеры есть повсюду.

- Какие задачи, какие реформы вы считаете приоритетом для новой власти?

- Прежде всего, нужны реформы в сфере верховенства права и борьбы с коррупцией, которые вызвали бы доверие и граждан, и инвесторов. Также нужно улучшить регулирование бизнеса, в том числе через введение стандартов ЕС. Евросоюз задает глобальные, мировые стандарты, и переход на европейские стандарты открывает перед вами целый спектр рынков.

- А какие изменения, произошедшие за последние месяцы, вы бы отметили в первую очередь?

- Прежде всего - то, что сделано в сфере противодействия коррупции. Это и начало работы Высшего антикоррупционного суда, и принятый закон о незаконном обогащении. Анбандлинг (разделение. - ЕП) "Нафтогаза" - очень, очень важная реформа.

- А земельную реформу вы не назвали.

- Только потому, что она еще не принята окончательно.

Я знаю, что эта реформа неоднозначно воспринимается украинцами, но ЕС ее открыто поддерживает. В экономике, где сельское хозяйство имеет такой вес, без рынка земли - никак. Например, у фермера должна быть возможность пойти в банк и взять кредит под залог земли.

Но конечно, мы не слепые, и мы прекрасно понимаем, как сложно крестьянам поверить в то, что у них будет реальная возможность купить эту землю (конкурируя с агрохолдингами. - ЕП).

- А лично вы в это верите?

- А это зависит от украинского правительства и парламента. Они должны ввести "предохранители", в том числе схемы поддержки мелкого сельхозбизнеса, программы кредитования. Все это вполне возможно, и, как вы знаете, правительство даже предусмотрело 4,4 млрд грн на такую поддержку в 2020 году.

Да, я понимаю, какие вызовы стоят. Я отлично понимаю, как сложно переубедить тех людей, у которых заранее есть резко негативное отношение к этой реформе. Их надо убедить не бояться. И я абсолютно уверен: если схемы поддержки будут введены, если люди увидят, что они работают - то они увидят и перспективы, которые перед ними открываются.

При этом открытие рынка земли, по оценкам Всемирного банка, обеспечит вам 1,5% прироста ВВП - а это очень много!

 

- Реформу критикуют также те, кто считает ее недостаточно либеральной, поскольку она не открывает рынок для зарубежных инвесторов. Насколько это критично?

- У ЕС нет позиции по этому поводу по той причине, что в самом Евросоюзе нет единых правил покупки земли иностранцами. Именно поэтому и в Соглашении об ассоциации нет положения о земельной реформе.

Но поверьте: все дипломаты, работающие в вашей стране, знают, насколько это чувствительный вопрос. Я отлично понимаю вопросы ваших фермеров о том, что иностранные инвесторы могут взять кредит под гораздо меньшие проценты.

Конечно же, зарубежным инвесторам - в том числе тем, кто уже обрабатывает землю в Украине, - хотелось бы иметь такую возможность, но повторюсь: мы не слепые и не глухие, мы понимаем, какие вопросы это вызывает. И со стороны ЕС такого требования нет, мы этого не регулируем.

- Вы удовлетворены подходом Зеленского по вопросу Донбасса?

- Я прежде всего подчеркну то, в чем уверены и международные партнеры, и большинство украинцев. Есть уверенность в том, что президент Зеленский искренне желает закончить войну. Это имеет ключевое значение. Именно это сыграло важнейшую роль в его победе на выборах.

Причем он не только хочет, но и предпринял некоторые шаги для выполнения "Минска".

Да, я отлично понимаю, что часть - я подчеркну, именно часть - украинского общества воспринимает эти шаги с опасением.

Есть те, кто воспринял их как уступки Украины.

Но у нас, у Евросоюза, стремления президента и его команды не вызывают никаких сомнений, и мы их всем сердцем приветствуем. И мы видим, что уже есть результаты - например, договоренность о "нормандском саммите", который не проводился уже три года.

- Искренность стремлений - это еще не показатель. Даже с искренними помыслами можно совершить непоправимую ошибку.

- Ну смотрите, если говорить с точки зрения дипломата, то он просто выполняет Минские договоренности. ЕС полностью поддерживает "Минск" и выступает за его выполнение. Более того, некоторые политики Евросоюза связаны с "Минском".

Поэтому мы никак не можем выступать против таких действий.

И более того, мы видим, что даже после этих действий Зеленского уровень его поддержки - довольно высокий.

- Логика политики Зеленского на Донбассе основана на том, что после уступок со стороны Украины должны быть уступки со стороны России. Вы верите, что Россия пойдет на это?

- Речь не идет о том, верю я или нет. Минские договоренности, как и более поздние дополнения к ним, такие как "формула Штайнмайера", определяют шаги, которые необходимы, чтобы окончить войну, завершить конфликт на Донбассе. И поэтому важно предпринять все, чтобы их выполнить.

Конечно же, действовать должна не только Украина, поэтому ЕС постоянно заявляет, что Россия также должна идти навстречу. Тут должна быть взаимность.

- А если Россия не будет этого делать?

- Я не буду спекулировать на эту тему, просто не могу отвечать на вопрос "если".

- Но погодите, как же тогда можно поддерживать эту политику, если не задумываться над вариантом "если". Ведь это наиболее реальный вариант - Путин не намерен сдавать позиции.

- А вот это мы увидим. И, возможно, увидим очень скоро - уже через две недели, после встречи в Париже. И здесь важно то, что Россия также подписала Минские договоренности, обязалась их выполнить. И она должна сделать шаги, которые от нее ожидают, для выполнения "Минска".

- Прямой диалог с так называемыми "Л/ДНР" возможен?

- Я отлично понимаю нежелание или даже невозможность такого диалога для украинского правительства. Я понимаю, что невозможно вести диалог с людьми, которые не были избраны и вообще появились бог знает откуда. По сути, эти люди представляют не Донбасс, а соседнюю страну (Россию. - ЕП).

 

- Как можно облегчить жизнь наших сограждан в Крыму?

- Это очень непростой вопрос. По сути, действует международный запрет на инвестиции в эту оккупированную территорию. В то же время там есть граждане Украины, и вашей власти надо найти баланс, как с ними взаимодействовать. Евросоюзу тут сложнее: у нас действуют жесткие санкции в отношении Крыма и политика непризнания.

К слову, я хочу наперед ответить тем, кто говорит, что не видит эффекта от крымских санкций.

Я полжизни прожил на территории, оккупированной Советским Союзом, в отношении которой в мире действовала политика непризнания аннексии, причем значительно более мягкая, чем та, что действует сейчас в отношении Крыма. Но в итоге ее цель была достигнута, хоть это и заняло несколько десятилетий: Эстония восстановила независимость. Что поделать, санкции - это такая вещь, которая требует времени.

- А вы уверены, что санкции в отношении Крыма будут действовать так долго?

- Да, абсолютно. Здесь есть четкая ясность. И с позиции международного права, и с моральной точки зрения.

Да, санкции будут сохраняться.

- А как насчет секторальных санкций, введенных после агрессии РФ на Донбассе? Тут есть такая же уверенность?

- Знаете, я в 2014 году был постпредом Эстонии при ЕС и принимал участие во всех дискуссиях о санкциях. Было несколько фаз этих дискуссий, но в итоге мы приняли санкции с целью изменить поведение руководства РФ. Затем их привязали к полному выполнению Минских договоренностей. И с тех пор и с этим санкционным пакетом тоже есть ясность: санкции должны сохраняться, пока не будет реальных изменений (на Донбассе. - ЕП).

И вот уже пять лет эти экономические санкции продлеваются, причем их продление превратилось в эдакую обыденность. Каждые полгода их обновляют без особых дискуссий - просто потому что все понимают, что это надо делать. И я не удивлюсь, если в декабре их также продлят точно так же - в обыденном режиме.

- Вот только нет уверенности, что и будущие годы будет всеобщая готовность продлевать санкции против РФ - учитывая настроения, которые есть в Европе.

- Знаете, во многих странах ЕС, в том числе в стране, которая мне лучше всего знакома (речь об Эстонии. - ЕП), в 2014 году были похожие настроения. Каждый визит европейского лидера в Москву, каждый сигнал воспринимался точно так же: "Смотрите, что происходит, санкции валятся". Но, как вы видите, этого не случилось. Не завалились они!

Ведь все страны-члены понимали, что произошло, и что делает Евросоюз в ответ. Поэтому санкции продлеваются уже десятый раз. Не может же быть такого, что 28 демократических государств 10 раз подряд, каждые полгода, делают коллективную ошибку!

Поэтому я не думаю, что в будущем это изменится.

- Украина давно стремится получить так называемую европейскую перспективу, то есть признание перспективы своего членства в ЕС. От новой власти вы слышали о таком желании?

- Конечно же, и сейчас такое желание есть - ведь оно записано у вас в Конституции.

- А сама власть эту тему поднимает?

- То, что Европа является целью и выбором украинской нации, совершенно очевидно. Это выбор вашего общества, и это не вызывает сомнения с 2014 года.

Но я понимаю, о чем вы говорите, и хочу встать на защиту ваших политиков: они не должны поднимать этот вопрос на каждой встрече с ЕС. Нет необходимости спрашивать у каждого европейского политика: мол, как там насчет европейской перспективы? Достаточно того, что эта цель очень четко очерчена и для украинского народа, и для вашего правительства, и мы прекрасно знаем об этой цели.

Впрочем, я раскрою один небольшой секрет.

Не так давно я, как новоназначенный посол ЕС, передавал верительные грамоты президенту Зеленскому. И на этой церемонии президент спросил меня именно об этом. Так что и у новой власти есть интерес вступить в ЕС.

Мое личное убеждение, что мы с ним оба доживем до того дня, когда это произойдет. Но сейчас, как вы отлично знаете, этот вопрос не находится на столе переговоров. 

- Новая Еврокомиссия, как утверждает ее будущий президент Урсула фон дер Ляйен, будет первой в истории ЕС "геополитической комиссией". Добавляет ли это шансов Украине?

- Геополитика - это прежде всего место Евросоюза в мире, формирование его внешней политики. А внешняя политика всегда начинается с соседей. Поэтому и фон дер Ляйен, и новоназначенный высокий представитель ЕС по внешней политике Жозеп Боррель очень четко обозначили, что отношения с соседями, а тем более с Украиной, будут приоритетом новой Комиссии.

- По Соглашению об ассоциации каждый год - как правило, в декабре - проходит заседание высшего совместного органа, Совета ассоциации. В этом году оно будет?

- Пока это не решено. Причина в том, что утверждение новой Еврокомиссии затянулось, она еще не начала работу. Но могу заверить: даже если встреча будет отложена, то ненадолго.

Эта встреча очень важна: это будет первое знакомство нового украинского правительства и нового руководства ЕК, первая попытка выстроить личный контакт между ними.

- Возможно ли, что там будет обсуждаться пересмотр, обновление Соглашения об ассоциации?

- Я вам больше скажу: я очень удивлюсь, если украинский премьер и вице-премьер не поднимут этот вопрос.

В конце концов, у Украины и ЕС уже был такой опыт: мы обновили дополнение №27, которое касается энергетики. Это возможно повторить и в других сферах.

- Речь о цифровом рынке?

- Единый цифровой рынок - не единственное направление, где это возможно. Другой пример - интегрированное управление границами. Я также знаю, что Украину интересует прогресс в сфере технических стандартов - речь о так называемых соглашениях об ACAA. Вы знаете, в этой сфере Украине все еще предстоит принять один закон, после чего ваше правительство ожидает, что мы проведем оценку того, как эта система работает... В общем, амбициозных планов хватает.

- Я уточню про ACAA: реально ли, что в начале следующего года ЕС действительно направит сюда оценочную миссию.

- Я не рискну говорить о таких деталях. Но поверьте, мы очень хорошо знаем об амбициях украинской власти в этой сфере.

- Украина хочет также пересмотреть некоторые тарифы и беспошлинные квоты в Соглашении об ассоциации. Реально ли это сделать в короткой перспективе?

- Торговля - это сфера, где происходят постоянные изменения. Но я предпочту воздержаться от конкретики, и скажу лишь, что при необходимости ЕС способен принимать достаточно быстрые решения, и Украина видела это, в частности, в 2014-2015 годах.

- Ожидает ли ЕС новой газовой войны и остановки поставок газа через Украину?

- Сложно сказать. Действительно сложно. Но могу заверить: и ЕС, и Украина очень хорошо подготовились к различным сценариям.

Тем не менее, трехсторонние переговоры (переговоры Украины и России при посредничестве ЕС о новом контракте на транзит газа. - ЕП) все еще продолжаются, и вице-президент Еврокомиссии Марош Шефчович, который их ведет, выполняет эту работу очень хорошо.

- Ему осталось четыре дня - с 1 декабря он не будет вице-президентом.

- Как минимум, Еврокомиссия как институция останется. И я думаю, что они горы свернут в поисках не просто нового контракта, а подходящего контракта.

Сразу скажу: простое продление нынешнего контракта на год, чтобы дать России время достроить новый трубопровод в обход Украины - это не подходящий вариант. Цель этих переговоров - достичь долгосрочной, стабильной договоренности о надежных поставках газа через Украину.

- От оппозиции в украинском парламенте - я имею в виду "Евросолидарность" - все чаще приходится слышать о репрессиях. А вы об этом слышали?

- О репрессиях? Нет, не слышал. Хотя с лидером партии, Петром Порошенко, я еще не встречался.

- Расследование ДБР в отношении Порошенко вы наверняка не могли пропустить. Это не является репрессиями?

- Мы будем следить за тем, как развивается это дело. В конце концов, никто не может быть превыше закона.

При этом новая власть, насколько мне известно, отлично знает о политической и юридической чувствительности расследования в отношении экс-президента. Что здесь необходимо сделать не просто все возможное для соблюдения всех норм и правил, но даже больше, чем возможно.

И насколько я понимаю, власть все это прекрасно осознает.

- Вам не кажется, то это звучит довольно странно на фоне звукозаписей, на которых глава ДБР Труба обсуждает преследование Порошенко с главой ОПУ Богданом?

- За этой историей мы, конечно же, тоже внимательно следим. И тут я могу только обратить внимание (украинских властей. - ЕП) на слова самого большого друга Украины в ЕС, Дональда Туска, который сделал заявление по этому поводу. (На конгрессе ЕНП в Загребе Туск прокомментировал дело против Порошенко: "Мое первое впечатление, что происходит что-то действительно опасное. Я надеюсь, что Украина останется страной, в которой правоохранительные и судебные органы уважают верховенство права, и где нет места политически мотивированным преследованиям". - ЕП)

- Вы планируете принимать участие в марафонах в Киеве?

- Даааа! Возможно, я буду бегать не полный, а полумарафон, 21 км. И тот полумарафон, который я уже пробежал, Wizz Air Kyiv City Marathon, был хорошим опытом. Если работа позволит, я буду бегать и на других киевских "половинках". Вы говорили, что ваша коллега бежала со мной? Уверен, она пробежала лучше меня - так получилось, что я практически не тренировался в этот раз и был далек от своей лучшей формы.

- А расскажите о жизни в Киеве - что удивило вас больше всего за эти месяцы? Какие общие впечатления от столицы Украины?

- В целом впечатления хорошие, правда.

Мне нравится архитектура в центре, нравится то, что по центральной части можно гулять квартал за кварталом, вообще не встречая этой уродливой советской архитектуры (прим. ЕП: с этим наблюдением посла многие наверняка не согласятся).

Киев - город, в который иностранцам легко переехать. Он очень интернациональный! Рестораны, кафе, услуги - все это готово для переезда человека из-за рубежа.

- Вы с семьей переехали, с детьми?

- Да, у меня две дочки-тинейджерки. Мы нашли тут для них школу. Они, как дети из семьи дипломатов, привыкли переезжать - это их третья школа. И, должен сказать, им там нравится.

- Но уж киевский трафик вас наверняка неприятно впечатлил?

- Ну, трафик трафиком... но есть одна такая вещь... У вас все паркуются на тротуарах! Это... (посол разводит руками). Если бы не это, то во всем остальном переезд в Украину стал для меня очень, очень приятным опытом.

И, конечно же, главное, что впечатляет - это ваши люди. Их решительность... Знаете, что я хочу подчеркнуть: в большинстве индоевропейских языков, включая славянские, слово "независимость" образовано через отрицание. Independence, independence, Unabhängigkeit, незалежність. И это не случайность.

Это очень четко показывает, что означает это слово для каждой из наций. Это - основа всего.

Именно это я вижу в Украине. И я отлично понимаю, от чего именно вы хотите быть независимыми.

Интервью взял Сергей Сидоренко,

редактор "Европейской правды"

 

ТЕГИ

Курс НБУ на 20.12.2024
 
за
курс
uah
%
USD
1
41,9292
 0,0244
0,06
EUR
1
43,5770
 0,3811
0,87

Курс обміну валют на 20.12.24, 10:15
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,5129  0,09 0,22 42,1729  0,06 0,13
EUR 43,3063  0,22 0,51 44,0913  0,19 0,43

Міжбанківський ринок на 20.12.24, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,8500  0,08 0,19 41,8700  0,08 0,19
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес