Фінансові новини
- |
- 18.12.24
- |
- 13:51
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
Кто больше всех заработал на торговле топливом в Украине
09:37 27.12.2017 |
Главным событием на рынке нефти и нефтепродуктов стал полный уход крупных российских компаний, на смену которым пришли иностранные трейдеры с условно местными корнями.
В 2016-2017 годах украинский нефтяной сегмент в который раз ощутил недостатки зависимости от импорта. Украина по-прежнему покупает больше бензина и дизтоплива, чем производит, но в 2017 году зависимость от внешних поставок резко ощутили покупатели сжиженного газа. А постепенное закручивание гаек со стороны России привело к усилению роли одного трейдера - Proton Energy, который стал эксклюзивным поставщиком сжиженного газа и остается основным поставщиком дизтоплива из РФ.
Нефтяное падение
По данным Госстата, в 2016 году добыча сырой нефти в Украине увеличилась менее чем на 1%, до 1,6 млн тонн. Также было добыто около 640 тыс. тонн натурального газового конденсата, используемого при производстве светлых нефтепродуктов.
По результатам прошлого года крупнейшей нефтедобывающей компанией все еще является ПАО "Укрнафта", в которой более 50% принадлежит государству (хотя и остаются вопросы относительного влияния на ее менеджмент миноритарных акционеров в лице экс-владельца ПриватБанка Игоря Коломойского). По данным компании, на ее месторождениях в 2016 году добыто 1,5 млн тонн нефти и конденсата, что на 9,2% меньше показателя 2015 года.
За 9 месяцев 2017 года добыча нефти в Украине сократилась на 9,6%, до 1,08 млн тонн, а газового конденсата увеличилась на 5,9%, до 491 тыс. тонн.
Заводской вопрос
Как и годом ранее, в сфере переработки работают ПАО "Укртатнафта" (оператор Кременчугского НПЗ), контролируемое Игорем Коломойским, и государственный Шебелинский ГПЗ, принадлежащий ПАО "Укргазвыдобування". Главной переменой в этом сегменте за последние 1,5 года стала активизация "Укртатнафтой" импорта сырой нефти из Казахстана и Азербайджана. Сырье поступает в один из морских портов Одесской области, а оттуда перекачивается в Кременчуг по трубопроводу государственного ПАО "Укртранснафта". В ноябре 2016 года "Укртранснафта" и "Укртатнафта" подписали протокол о намерении прокачать на завод в ближайшие три года 4 млн тонн азербайджанской нефти. По итогам 9 месяцев 2017 года Минэнергоуглепром констатирует положительную динамику: внутренняя транспортировка "Укртранснафты" выросла на 40% по сравнению с аналогичным периодом 2016 г. Это значит, что при падении отечественной добычи нефти Кременчугский НПЗ нарастил закупку нефти.
Шебелинский ГПЗ в августе-сентябре 2016 года выполнил долгожданную модернизацию оборудования и перешел на выпуск бензина по стандарту Евро-5 и дизтоплива по стандарту Евро-4.
Точных данных о переработке нефти и выпуске нефтепродуктов в Украине нет уже в течение нескольких лет. Основная причина - нежелание Кременчугского НПЗ делиться своими производственными результатами даже с Госстатом.
Все остальные крупные НПЗ простаивают. Каких-то сдвигов в работе можно ожидать разве что от того, что осталось от Одесского НПЗ. В июле 2017 года имущество предприятия, некогда принадлежавшего российскому "Лукойлу", а позже ВЕТЭК Сергея Курченко, было национализировано.
Переработка нефти в 2015-2016 годах | |||||||
Чистый доход | Чистая прибыль | ||||||
№ | △ | Компания | 2016, млн грн | 2015, млн грн | 2016, рост, % | 2016, млн грн | 2015, млн грн |
1 | 0 | Укртатнефть | 23 806 | 25 642 | -7,16 | -972 | -418 |
2 | 0 | Научно-производственное п-е "Агринол" | 1201 | 1310 | -8,32 | 21 | 30 |
3 | 0 | Нефтеперерабатывающий комплекс "Галичина" | 932 | 854 | 9,13 | -170 | -57 |
4 | 0 | СП Юкойл | 485 | 408 | 18,87 | 3 | 0 |
5 | 1 | Кировоградская нефтяная к-я | 373 | 122 | 205,74 | 24 | -3 |
Трансформеры
По данным профильного издания "НефтеРынок", в 2016 году потребление бензинов в Украине увеличилось на 5,8%, до 2,18 млн тонн. Из них только треть пришлась на отечественную продукцию, импорт же был преимущественно из Беларуси, Литвы и Польши. А вот потребление ДТ выросло на 7,1%, до 5,86 млн тонн. Это связано в том числе с большими объемами потребления на железной дороге, Вооруженными силами, а также промпотребителями. Доля импорта в этом сегменте достигла 88%. Крупнейшие поставщики ресурса - Беларусь и Россия.
Высокая доля российского дизтоплива объясняется возобновлением работы нефтепродуктопровода "Прикарпатзападтранс", который в 2016 году сменил собственника. Вместо "Транснефти" (РФ) им стала швейцарская International Trading Partners AG.
За последние 1,5 года еще два крупных актива в нефтетрейдинге и нефтепереработке сменили своих бенефициаров.
В обоих случаях официальные лица говорят о выходе из бизнеса российских инвесторов. В Ивано-Франковской области новых владельцев обрел завод "Карпатнефтехим", который производит химическую продукцию из дизельного топлива. Вместо "Лукойла" им стали украинские бизнесмены Ильхам Мамедов и Игорь Щуцкий.
Ушла из Украины "Роснефть", продав сеть АЗС "ТНК-Украина" и другие украинские активы швейцарской Glusco Energy, которую контролирует израильский бизнесмен Нисан Моисеев. Любопытный факт: Glusco Energy аффилирована с трейдером Proton Energy, через которую "Роснефть" поставляет в Украину дизтопливо и сжиженный газ.
Оптовая торговля топливом в 2015-2016 годах | |||||||
Чистый доход | Чистая прибыль | ||||||
№ | △ | Компания | 2016, млн грн | 2015, млн грн | 2016 рост, % | 2016, млн грн | 2015, млн грн |
1 | 2 | БНК-Украина | 33 225 | 18 678 | 77,88 | 21 | 335 |
2 | -1 | ВОГ Трейдинг* | 28 651 | 25 602 | 11,91 | 686 | -394 |
3 | -1 | ОККО* | 22 682 | 23 781 | -4,62 | 187 | 0 |
4 | 1 | СОКАР* | 7017 | 6341 | 10,66 | 77 | 0 |
5 | 2 | Альянс Энерго Трейд | 5676 | 3883 | 46,18 | 23 | 9 |
В сферу внимания швейцарцев попало и ЧАО "ЛИНИК" (оператор Лисичанского НПЗ, Луганская обл.). Антимонопольный комитет Украины еще в декабре 2016 года разрешил Glusco Energy стать покупателем лисичанского предприятия. Однако информации о завершении сделки пока еще не было. Впрочем, особого влияния на рынок этот факт не оказал - НПЗ остановлен с 2012 года. А вот ребрендинг экс-российской сети АЗС уже начался.
Из других событий в розничной торговле отметим попытки полугосударственной "Укрнафты" самостоятельно управлять собственной сетью АЗС. Длительное время более 500 заправочных станций были под полным контролем структур группы "Приват", однако в середине 2016 года они объявили о самостоятельной ценовой политике.
Пока еще малозаметные трансформации происходят в группе "Континиум", которая управляет сетью АЗС и другими активами под торговой маркой WOG. Из состава ее акционеров вышел львовский бизнесмен Петр Дыминский. Также проходит переоформление доли Игоря Еремеева, погибшего в 2015 году, сопровождающееся, по словам вдовы погибшего, попытками убрать из бизнеса его наследников.
Розничная торговля топливом в 2015-2016 годах | |||||||
Чистый доход | Чистая прибыль | ||||||
№ | △ | Компания | 2016, млн грн | 2015, млн грн | 2016, рост, % | 2016, млн грн | 2015, млн грн |
1 | 1 | ВОГ* | 19 333 | 28 854 | -33 | -990 | -743 |
2 | 2 | ОККО* | 10 537 | 5904 | 78,47 | 138 | 0 |
3 | -1 | Авиас | 5234 | 7073 | -26 | -321 | -3239 |
4 | 4 | Параллель-М | 4496 | 2745 | 63,79 | 50 | 25 |
5 | 0 | Альянс Холдинг | 3435 | 3692 | -6,96 | 41 | -25 |
Нефтетрейдеры внимательнее присматриваются к развитию рынка электромобилей. Крупнейшие сети АЗС создают пункты зарядки в крупных городах и на автотрассах, хотя пока называют это данью моде. Одни, такие как KLO или ОККО, занимаются этим самостоятельно. Другие, к примеру WOG, привлекают специализированных партнеров. По данным участников рынка, за год количество пунктов зарядки в Украине увеличилось в 3,8 раза, почти до 580 станций, в том числе более 40 пунктов скоростной зарядки. Среди городов лидируют Киев и Харьков.
Последние два года на слуху и оптовый сегмент, в первую очередь речь идет о государственных закупках. Крупнейший потребитель дизтоплива "Укрзализныця" безуспешно пытается избавиться от шлейфа скандалов. Едва ли не каждый крупный тендер сопровождается конфликтом между действующими и потенциальными поставщиками. Особенно часто упоминается ООО "Трейд Коммодити" (Каменское), которое внезапно ворвалось в сегмент госзакупок и весьма преуспело в нем.
Самый громкий скандал "Трейд Коммодити" - закупка топлива Минобороны в 2016 году: это был первый тендер, на котором компания заявила о себе как крупный трейдер топлива.
Ранее компания была известна буквально несколькими поставками и небольшими производственными мощностями.
Но в 2016 году Минобороны проводило первый тендер через систему публичных закупок ProZorro, в котором "Трейд Коммодити" предложила самые низкие цены. Проблема была в том, что ни одной поставки по этим ценам армия так и не получила. Один из инвесторов Владимир Трофименко, совладелец группы "НЕСТ", объясняет, что до момента подписания договора цена на топливо выросла и "Трейд Коммодити" пришлось по нескольку раз пересматривать цены на топливо, а в нескольких случаях и спецификации топлива. В результате Минобороны купило почти на 10 тыс. тонн топлива меньше. По оценке директора "Консалтинговой группы А-95" Сергея Куюна, министерство еще и переплатило почти на 150 млн грн: трейдер повышал цены в договоре в соответствии с ростом цен на импортном рынке, но не понижал, когда цена опускалась.
Тем не менее изменить условия договора невозможно без согласия покупателя - это основная линия защиты "Трейд Коммодити". Каждое повышение цены было инициировано поставщиком, но проходило с согласия заказчика - Минобороны. По этой причине Национальное антикоррупционное бюро Украины (НАБУ), которое ведет это дело, подозревает в нарушениях представителей тендерного комитета министерства Игоря Павловского и Владимира Гулевича.
Несмотря на скандал, "Трейд Коммодити" пока остается одним из крупнейших поставщиков для госкомпаний. Она выиграла тендеры почти на 7 млрд грн, а ее результативность участия в торгах составляет 48 побед на 101 тендере. По данным системы YouControl, в 2016 году доход компании вырос почти в пять раз, до 3,5 млрд грн, а чистая прибыль - более чем в 10 раз, почти до 70 млн грн.
Торговля машинным маслом в 2015-2016 годах | |||||||
Чистый доход | Чистая прибыль | ||||||
№ | △ | Компания | 2016, млн грн | 2015, млн грн | 2016, рост, % | 2016, млн грн | 2015, млн грн |
1 | 0 | Лукойл Лубрикантс Украина | 1167 | 771 | 51,36 | 66 | 16 |
2 | 1 | Тотал Украина | 433 | 336 | 28,87 | 127 | 89 |
3 | 2 | Фукс Масло Украина | 371 | 204 | 81,86 | 52 | 24 |
4 | 0 | Кастрол Украина | 321 | 247 | 29,96 | 70 | 62 |
5 | 1 | Промышленные масла — центр | н/д | 152 | - | - | 5 |
На взлет
В 2016 году количество пассажиров, воспользовавшихся авиационным транспортом, оказалось рекордным в истории Украины - 8,27 млн чел. (плюс 31,3% год к году), аналогичные тенденции по трем кварталам 2017 года - рост на 30%, до 12,6 млн пассажиров. По словам представителей авиакомпаний, в стоимости билета на самолет самая высокая доля у расходов на авиатопливо. Причем в Украине оно настолько дорогое, что иностранные авиакомпании предпочитают заправлять самолеты в других странах.
В 2017 году украинский рынок авиатоплива вырос в два раза.
Несмотря на это, в Украине действует несколько крупных операторов, специализирующихся на авиатопливе. Им приходится импортировать, ведь украинский производитель - Кременчугский НПЗ - преимущественно работает для национальной авиакомпании МАУ.
Торговля авиационным топливом в 2015-2016 годах | |||||||
Чистый доход | Чистая прибыль | ||||||
№ | △ | Компания | 2016, млн грн | 2015, млн грн | 2016, рост, % | 2016, млн грн | 2015, млн грн |
1 | 4 | СОКАР-Авиа | 324 | 91 | 256,04 | 9 | 8 |
2 | 1 | Лукойл Авиэйшн Украина | 237 | 276 | -14,13 | 10 | -4 |
3 | 1 | Лук Авиа Ойл | 100 | 150 | -33,33 | -7 | 6 |
4 | -3 | Кребо Интернешнл | 56 | 355 | -84,23 | 4 | 35 |
5 | 1 | Авиационная топливная заправляющая к-я | 41 | 66 | -37,88 | 6 | -7 |
6 | -4 | ВОГ Аэро Джет | 6 | 315 | -98,1 | 1 | 1 |
В 2016 году баланс рынка авиатоплива составлял 300 тыс. тонн, что на 20% больше показателя 2015 г. Тогда объем его импорта вырос на 21%, до 143,3 тыс. тонн, а внутренние поставки - на 19%, до 164,3 тыс. тонн. По данным "Консалтинговой группы А-95", за первое полугодие 2017 года в Украину было импортировано 157 тыс. тонн авиационного топлива (рост в 3,72 раза год к году). Отгрузки ресурса из Кременчуга за этот же период увеличились на 9%, до 75 тыс. тонн. Суммарно баланс рынка увеличился почти в два раза.
Главными источниками импорта авиатоплива стали Италия и Саудовская Аравия, откуда ввозили WOG, "УТН-Групп", компании, близкие к "Трейд Коммодити", SOCAR, "ЕФГ Трейдинг". Чуть меньше топлива поставили из Израиля, Литвы и Греции. Интересно, что два российских топливных гиганта покинули и этот сегмент рынка. Так, "Лукойл" продал свой бизнес австрийской AMIC, а "Роснефть" - Glusko Energy.
Учитывая планы по дальнейшей либерализации отечественного авиарынка, приходу новых авиакомпаний и развитию региональных аэропортов, продажи авиатоплива в Украине будут расти.
|
|
ТЕГИ
ТОП-НОВИНИ
ПІДПИСКА НА НОВИНИ
Для підписки на розсилку новин введіть Вашу поштову адресу :