Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Штрафы за драки и большая двадцатка: Почему нардепы тормозят реформу парламента

13:40 17.11.2017 |

Політика

 Денис Сарбей / Depo.ua

Уже более двух лет длится эпопея с реформированием нашей Верховной Рады. Депутаты упорно оказывают этому сопротивление, потому что видят себя уже в следующей каденции и просчитывают свои выгоды.

Странно, что довольно полезная реформа так тяжело движется, ведь среди ее соавторов практически все лидеры фракций. Процесс начался еще в спикерскую каденцию Владимира Гройсмана. Летом 2015 года он объявил, что известный европейский политик, экс-президент Европарламента Пэт Кокс возглавил миссию, которая будет формировать "дорожную карту реформ" Верховной Рады. Мартин Шульц, который тогда руководил евродепутатами, вместе с руководством ВР подписал Меморандум о взаимопонимании между нашим и европейским парламентами. За год законотворческого "штурма" украинским депутатам и западным специалистам удалось наработать основу для изменений - концепцию реформы парламента.

Среди ее главных положений - увеличение количества пленарных недель с двух до трех в месяц, сокращение пленарных дней на неделе с четырех до двух, дни голосования - только вторник и четверг, а вместо часа вопросов к правительству по пятницам - трехчасовые дебаты по понедельникам. Среда должна стать днем работы исключительно в комитетах, а в конце дня следует проводить совещания с председателями комитетов, которые предоставляли бы результаты своих наработок.

Эту концепцию Верховная Рада приняла 17 марта 2016 года. Но до внесения поправок в регламент у народных избранников руки так и не дошли. Только зал для проведения согласительного совета чуть подмарафетили и новые ковры в кулуарах постелили, в рамках реформы, так сказать.

В общем, основные рекомендации меморандума и законопроектов, основанных на нем, заключаются в следующем: в структуре ВР следующего созыва предлагается предусмотреть меньшее количество комитетов (ориентировочно 20), которые должны четко соотнестись со сферами ответственности министерств. А чтобы прекратить законодательный спам, который плодят популисты, чтобы потом похвалиться перед избирателями сотнями непринятых законопроектов своего авторства, депутаты должны отказаться от регистрации документов, которые дублируются, и прекратить регистрировать каждую отдельную правку как новый закон. Нынешнюю формулу "сначала документ, потом обсуждение" предлагается заменить принципом "подготовка законопроекта должна начинаться только после обсуждения, результаты которого зафиксированы в выводах".

Эффективно работать над подготовкой и принятием законопроектов позволит принцип "большой двадцатки". Депутаты сами формируют список из 20 приоритетных законопроектов, над которыми работают в комитетах, и выносят на голосование. После принятия закона из большой двадцатки депутаты дополняют список очередным законопроектом.

Украине также предлагают воспользоваться мировым опытом и снизить необходимый минимум голосов для принятия обычных законов. Для этого устанавливается кворум заседания и голосования. Они считаются результативными, если кнопку "за" нажало большинство присутствующих. При этом действующую систему голосования не нужно отменять: 226 голосов необходимо собрать под важные законы, 300 - за изменения к Конституции. Предлагаемые новеллы будут стимулировать депутатов ходить на работу, иначе законопроекты прогульщиков просто никто не будет рассматривать.

Говорится в реформе и о политической культуре. Драки развлекают зрителей, однако от этого эффективность работы только страдает. Поэтому речь идет о разработке Кодекса поведения депутата. А для поддержания должного порядка во время проведения пленарных заседаний рекомендуется начало работы института парламентских приставов и системы штрафов. О них говорят уже давно, но вводить приставов без масштабной реформы законодательного собрания смысла нет.

Напомним и другие ноу-хау. К примеру, достаточно скандальной оказалось предложение закрыть от СМИ согласительный совет. Еще один блок рекомендаций - "веяние нового времени" - электронный документооборот, возможность участвовать в заседаниях комитета в формате конференций, система электронных петиций и тому подобное.

В среду и четверг спикер Андрей Парубий несколько раз ставил на голосование документы из проекта реформы парламента, в частности о парламентских комитетах. Их в июне уже отправляли на повторное первое чтение. Однако депутаты не захотели включать их в повестку дня. Кое-кто объяснял: актуальны более важные законопроекты, а этот подождет. Хотя спикер и подчеркивал, что изменения коснутся уже следующей каденции, но сложилось впечатление, что его упорно не хотят слышать.

Действительно, рядовых граждан интересуют вопросы, которые ближе к их повседневной жизни, - медицинские услуги, пенсионные нововведения, образовательные изменения, но фокус реформы ВР заключается в том, чтобы законодательный орган скорее нарабатывал и принимал законы. У нас парламент от Верховной Рады УССР будто отошел, но к европейской модели, которая предполагает эффективное сотрудничество законодателей с чиновниками, не дошел. Поэтому по своей производительности завис во времени. Правда, бывает, его прорывает, и тогда нардепы штампуют законы один за другим.

Почему же реформа Рады блокируется? Причин может быть несколько. Первая - пока не будет принят бюджет, в котором нардепы и целые фракции хотят видеть удовлетворение своих "хотелок", будут продолжаться торги. Мол, сначала пряники, а потом зеленые кнопочки. Вторая причина - все политсилы, представленные в нынешней каденции, видят себя уже в следующей. И мыслят категориями, выгодно ли им иметь меньшее количество комитетов, хватит ли на всех, нужно ли снижать необходимый минимум для принятия законов, ведь сейчас, когда обязательны 226 голосов, есть шанс поиграть в "золотую акцию". А те партии, которые видят себя в оппозиции и после осени 2019-го, понимают, что реформа Рады заметно сужает возможности для социального популизма. Третья причина - в случае принятия комплекса реформ будут закрыты лазейки в регламенте, которыми научились пользоваться депутаты. Чем четче прописаны правила, тем труднее их обойти, а когда в регламенте ВР существуют разночтения одной и той же нормы, остается шанс для пиара.

Трудно прогнозировать, когда народные избранники все же реформируют свою работу. На словах желание есть, но когда доходит до дела, оно куда-то исчезает вместе с карточками депутатов. То же скорее произойдет традиционно для нашей политики: примут нечто среднее между тем, что предлагалось изначально, и тем, что будет в конце. Чтобы преемникам также было, что менять. Это как в анекдоте: почему у нас не могут один раз и качественно положить асфальт на дорогах? Ответ: если эти рабочие положат качественно, то следующие останутся без работы...

 

ТЕГИ

Курс НБУ на сьогодні
 
за
курс
uah
%
USD
1
38,9744
 0,1746
0,45
EUR
1
42,4470
 0,2018
0,48

Курс обміну валют на вчора, 10:45
  куп. uah % прод. uah %
USD 38,5222  0,15 0,38 39,0548  0,15 0,39
EUR 41,9667  0,18 0,43 42,7337  0,15 0,34

Міжбанківський ринок на вчора, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 38,9500  0,15 0,39 38,9750  0,16 0,40
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес