Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Украинский вопрос определит перспективы Евросоюза

Увязывание вопросов о целостности Евросоюза и его экспансии на юг и восток в один кластер представляет собой главную интригу 2016 года.

Провал голосования об отзыве ратификации Соглашения об ассоциации с Украиной в парламенте Нидерландов стал неожиданным подарком Киеву - незадолго до этого события тональность правительства Марка Рютте носила компромиссный характер по отношению к зачинщикам злосчастного референдума. Ведь злосчастным он оказался в частности в силу банальной электоральной арифметики - если бы на нелепое голосование вообще не явились сторонники евроинтеграции Украины, он не смог бы выполнить требование по явке.

Вместе с тем, винить себя должны именно евроскептики - вопрос об отзыве ратификации был поставлен на голосование оппозиционерами (а именно депутатами от Социалистической партии и националистической Партии свободы) и они проиграли 71 мандатом к 75. Ранее премьер-министр предупредил парламентариев, что немедленный отзыв всего лишь приведет к исключению Амстердама из дальнейших переговоров. Этот фальстарт во многом развязывает руки правительству и Брюсселю, поскольку, несмотря на небольшой разрыв - локализуют проблему на политическом уровне одной страны-члена.

Действующий кабинет даже не особенно скрывает, что подходит к проблеме бюрократическим путем - проводя консультации, в ходе которых, вероятно, возникнет некая декларация, не имеющая реального правового или политического значения, которая будет принята к сведению Европейским советом. На это намекнул и глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер, заявив, что теперь правительству Нидерландов придется искать альтернативный путь решения данного вопроса.

Провал голосования в национальном парламенте позволяет говорить и о том, что мнение 20% граждан, высказанное на консультативном референдуме никак не коррелирует с политическим выбором большинства, воплощенным парламентом, и не может квалифицироваться как достаточная причина пересмотра каких-либо соглашений на уровне Союза. Тем не менее, примечательно и следующее - ранее Марк Рютте говорил о двух месяцах, в процессе которых правительство выйдет (или не выйдет) с теми или иными предложениями на уровень Европейского совета, который ратифицирует договор во всей его полноте раз и навсегда. Однако теперь ратифицированное соглашение оставлено как есть - соответственно, по сути, не с чем и выходить.

Параллельно развивается другая линия, связанная с предоставлением безвизового режима для краткосрочных поездок - Европейская комиссия, как и ожидалось, передала проект внесения изменений по Украине и Грузии в соответствующую директиву в Европейский парламент.

Важно, что в данном случае этот вопрос разрешается в отрыве от вопроса окончательной ратификации базового соглашения - по словам официального представителя Комиссии процесс рассмотрения изменений займет примерно месяц.

Но этот срок, вероятно, касается повестки дня Европарламента, а вот с Евросоветом возникает любопытный казус. Дело в том, что заседание его состоится уже после британского референдума - собственно, во многом, ряд очевидных проволочек связан именно с этим мероприятием. Получается, что хоть и в разных плоскостях - в рамках Евросовета встречаются министры стран-членов по группам направлений - вопросы, связанные с ратификацией и безвизовым режимом, будут все равно рассматриваться синхронно.

В данном случае позитивными моментами являются как проявившийся недостаток внутренней легитимности в Нидерландах для атак на общеевропейское решение, так и отсутствие любых дополнительных условий, выдвигаемых к Украине в сфере безвизового режима (по словам Петра Порошенко, Украина и без того выполнила 140 разнообразных условий).

Правда, со вторым вопросом могут, опять-таки, появиться нюансы. Некоторые европейские круги - без особых на то оснований - пытаются увязать украинский и грузинский безвизовый вопрос с турецким таким образом, чтобы Турция не смогла отказаться от своих обязательств по стабилизации миграционной ситуации.

С этой игрой, очевидно, связан ультиматум, адресованный Брюсселю турецким премьером Ахметом Давутоглу накануне визита в Страсбург 20 апреля: Анкара откажется от миграционного соглашения с Евросоюзом, если турецким гражданам не предоставят безвизовый режим в течение двух месяцев. Брюссель, впрочем, не проникся: в среду еврокомиссар по вопросам миграции Димитрос Аврамопулос заявил, что если Анкара хочет, чтобы это случилось к концу июня, она должна выполнить соответствующие условия до конца апреля, а ЕК представит отчет о прогрессе на этом направлении уже 4 мая.

Иными словами, к моменту проведения заседания Евросовета на столе окажутся украинский, грузинский, турецкий и (при любом исходе референдума) британский вопросы, не говоря уже о том, что голландские метания должны быть к этому времени каким-то образом формализоваться.

С учетом вышесказанного, лето 2016 года превращается в крупнейшую битву еврооптимистов с евроскептиками со времен противоречий вокруг проекта европейской конституции и Лиссабонского договора, послужившего его суррогатом. Таким образом, украинский (и отчасти турецкий) вопрос приобретает центральное значение для последующей истории Европейского Союза, поскольку соглашения разного уровня, охватывающие огромные территории на восток и юг, как когда-то и прогнозировалось, очерчивают границы политической и экономической Европы.

Поэтому вряд ли стоит удивляться той интенсивности противодействия, которое оказывается этому прогрессу со стороны недоброжелателей европейского проекта, и шире - противников Запада. Не секрет, что любые неудачи или волокита в отношениях между ЕС, с одной стороны, и Украиной, Турцией и Грузией - с другой, воспринимаются в Москве как победы Владимира Путина. И хотя в основном это не так - просто такова институциональная природа самого Союза - отчасти нельзя не отдать должное реанимации советской агентуры влияния, в 2000-е наполненной финансовой "кровью" высоких нефтяных цен. Коллективный Запад только приходит к пониманию механизмов реагирования Москвы на те или иные сигналы - и нельзя не заметить, что за последние два года многие политические советники в Вашингтоне либо ошибались, пугая Белый дом "непропорциональной реакцией", либо разрабатывали свои рекомендации с расчетом на психотип президента Обамы, либо отрабатывали гонорары.

Свежий пример - реанимация Совета НАТО-Россия (хотелось бы верить, скоротечная), официальным мотивом которой является попытка объяснить Москве последствия провокаций против военных самолетов и кораблей Альянса. При этом очевидно, что Кремль стремится к тому, чтобы сделать эти инциденты максимально опасными и вывести противостояние на другой уровень (Путин сам сделал поле для внешнеполитического маневра настолько узким).

Несомненно, что сегодня Россия интригует как на территории Великобритании, так и Греции (вынужденной следовать общеевропейским курсом, но отнюдь не избавившейся от антипатии к Турции) с целью замедлить процесс европейской экспансии путем лживой пропаганды и политического подкупа. Запасной инструмент Москвы - организация вспышек насилия на оккупированных территориях Украины, Азербайджана, Грузии, а также на сирийском театре военных действий. Последние два года показали, что кандидаты на роль квислингов найдутся всегда, а на стороне еврооптимистов - кроме веры в светлое будущее - все-таки находится Белый дом, чью роль в западноевропейских делах все же не стоит переоценивать.

Тем не менее, если объединенная Европа выдержит это давление, позиции так называемых европейских федералистов, выступающих за последовательное сокращение полномочий правительств стран-членов в пользу Союза, усилятся, несмотря на беснование популистских партий на уровне национальных политических систем (впрочем, тут важную роль играет и британское голосование).

В какой-то степени отрадно - учитывая драму американской президентской гонки - что в Белом доме до конца этого года останется Барак Обама, искренне надеющийся на фундаментальный прогресс в области трансатлантического торгового соглашения: ведь для его достижения ЕС должен оставаться целым. Увязывание вопросов о целостности Евросоюза и его экспансии на юг и восток в один кластер представляет собой главную интригу 2016 года, во многом заслонившую теперь ситуацию в Сирии и войну с ИГИЛ. Характерно, что о третьей из списка угроз, озвученных не так уж давно американским президентом - лихорадке Эбола - все уже забыли.

Максим Михайленко

За матеріалами: Деловая столица
Ключові теги: ЄС
 

ТЕГИ

Курс НБУ на 22.11.2024
 
за
курс
uah
%
USD
1
41,2860
 0,0327
0,08
EUR
1
43,4659
 0,0976
0,22

Курс обміну валют на 22.11.24, 10:21
  куп. uah % прод. uah %
USD 40,9832  0,03 0,08 41,6355  0,01 0,01
EUR 43,2364  0,17 0,39 44,0045  0,15 0,33

Міжбанківський ринок на 22.11.24, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,2950  0,02 0,06 41,3000  0,02 0,05
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес