Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Шантажируй или проиграешь

12:14 26.03.2007 |

Україна

Стоило лидерам России, Болгарии и Греции объявить в середине марта о том, что нефтепровод из болгарского Бургаса в греческий Александруполис все - таки будет построен, критики проекта тут же заговорили о том, что стройка обойдется дорого, а для новой трубы не хватит нефти.

гры вокруг экспортных газо - и нефтепроводов выглядят сущей геополитикой и имеют на первый взгляд такое же отношение к экономике, как споры о независимости Косово. Россия переплачивает миллиарды долларов, чтобы обойти своими трубами ставшие ненадежными традиционные маршруты. Америка как может лоббирует прокладку труб в обход России. А ведь есть несколько других игроков - производителей, потребителей и транспортировщиков сырья, чьи интересы часто противоположны.

В этих играх слишком много "если". Если США гарантируют, что Грузия и Азербайджан исполнят свои обязательства перед Туркменистаном, Ашхабаду не придется строить газопровод через Иран в Турцию. А если бы влияние Германии на Белоруссию и Украину позволило ей диктовать условия не только нынешнему, но и будущему политическому руководству этих стран, то не понадобился бы Северо - Европейский газопровод (СЕГ). Все тяжбы вокруг поставок нефти и газа из Евразии в Западную Европу обусловлены тем, что перед нами - взаимодействие стратегических игроков, которые не могут заключать друг с другом полноценные контракты. А это уже задачка не для геополитиков, а для экономистов.

Три равновесия (Мощности, объемы, прибыль)

Ставки в газовом покере (ожидаемые прибыли добывающих и транзитных стран)

Трубы в Европу (кто с кем кооперируется

СОДЕРЖАНИЕ КОНФЛИКТА

Основная проблема, из - за которой страны - производители газа и страны - транзитеры втягиваются в стратегическую игру, состоит в следующем. Если для осуществления проекта нужны инвестиции, стране, у которой есть на это деньги, нужны гарантии, что после того, как деньги будут истрачены, ей не придется еще раз договариваться о разделе прибыли. В теории контрактов это называется hold up1.

Если бы можно было подписать полноценный контракт, никакой проблемы бы не возникло: обе стороны, ничего не опасаясь, инвестировали бы ровно столько, сколько нужно, и ни центом больше. Увы, подписать полноценный контракт между суверенными государствами невозможно. Сколько бы денег сэкономили небогатые соседи Индия и Пакистан, если бы договорились не развивать свои ядерные программы! Так же и с газопроводом: ни Украина, ни Белоруссия, ни Польша, через которые транспортируется газ из России, не могут дать никаких гарантий, что будут соблюдать ту или иную договоренность. К пересмотру договоренностей между странами ведет даже банальная смена правительства, хотя, по идее страны должны быть более устойчивыми, чем правительства. Поэтому любой контракт между странами должен быть самоподдерживающимся, то есть опираться не на букву договора, а на то, что в каждый момент времени никому не выгодно его нарушать. А это может приводить к неэффективности: эффективные самоподдерживающиеся контракты скорее исключение, чем правило.

ЛИНИЯ ФРОНТА ПРОХОДИТ ВЕЗДЕ

Европейский рынок газа устроен просто: производители и потребители связаны небольшим числом долгосрочных контрактов. Все риски, связанные с доставкой газа, включая возможные проблемы с транзитом, ложатся на производителя. В самой простой модели, построенной Светланой Иконниковой и Францем Хубертом из Университета Гумбольдта в Берлине, стратегические игроки - Россия, производитель газа, и транзитные Польша, Украина и Белоруссия - сначала договариваются о том, как будет организован процесс раздела прибыли от инвестиций в строительство газопроводов, а после делят полученную прибыль2. В одних случаях на первом этапе транзитеры имеют возможность давать обещания, от которых впоследствии не в силах отказаться, в других - такой возможности не имеется. Результаты торга на втором этапе зависят от переговорной силы сторон: если труба уже построена, то правительство страны, по территории которой она проходит, получает дополнительный рычаг давления на партнера - оппонента.

Об уменьшении переговорной силы одной из сторон после того, как инвестиции произведены, известно больше 40 лет, еще со времен выхода книги нобелевского лауреата Томаса Шеллинга "Стратегия конфликта". До того как деньги вложены, у производителя есть возможность использовать их для строительства трубы в обход, а это - дополнительный аргумент в переговорах. А построенная труба становится инструментом влияния в руках страны - транспортировщика. Пока Россию связывала с Западной Европой единственная нитка газопровода "Союз", проходящая через Украину, основные трения у Москвы были именно с Киевом. Когда же, чтобы ослабить украинские позиции, была построена труба "Ямал - 1" через Белоруссию и Польшу, начались проблемы с Минском.

Основателя новой институциональной экономики Рональда Коуза еще с лондонских студенческих времен занимал вопрос: почему в обычной жизни шантаж единодушно осуждается обществом и является юридически наказуемым деянием, а в бизнесе это общепринятая практика?3 Во многих странах нет ничего незаконного в том, чтобы, купив участок земли у дороги, взять деньги с владельцев соседних бензоколонок за то, чтобы не строить на своем участке еще одну. Если удастся их убедить в серьезности намерений, они с удовольствием откупятся от будущего конкурента. Но в тех же самых странах - примером для Коуза служила Англия - суд присяжных может легко осудить человека, потребовавшего денег за сохранение какой - то личной тайны. Сходство двух примеров в том, что вопрос о законности и справедливости требований упирается, по существу, в вопрос: что есть статус - кво, точка отсчета? Надо ли исходить из того, что жертва шантажа имеет право на информацию о себе и шантажист вынужден расплачиваться за ее публикацию, или следует считать, что шантажист имеет право на распространение информации и, значит, жертва должна платить за то, чтобы информация оставалась тайной?

Эта логика привела Коуза к формулировке его знаменитой теоремы: "Если бы определение прав собственности не требовало издержек, то всегда - независимо от того, кому должна достаться какая доля, - достигалась бы эффективность". И к выводу: раз вокруг определения прав собственности так часто наблюдается неэффективность - то избыточные мощности, то упущенные прибыли, - значит, в реальности оно связано с издержками. Коуз назвал их транзакционными. В случае "газовых войн" издержки возникают как раз из - за того, что нет силы, которая может заставить две суверенные державы соблюдать договоренности. Если бы стороны могли каким - то образом отказаться от возможности нарушить обещание в будущем, не было бы и лишних газовых труб.

Гарантией соблюдения соглашений может на первый взгляд выступать передача собственности в руки производителя - недаром столько копий было сломано вокруг белорусского хозяина трубы, компании "Белтрансгаз", и украинской газотранспортной системы. Но выясняется, что права собственности на само предприятие - это далеко не все: например, прибыльность "Белтрансгаза" зависит от того, какую цену он может получать с белорусских потребителей, а цена определяется политическим руководством страны. Предприятие, в сущности, ничем не связано и при желании может с легкостью поменять все заключенные соглашения. Подписав в декабре 2006 г. с "Газпромом" договор о передаче части акций, то есть на первый взгляд как раз о заключении связывающего соглашения, белорусское правительство затем объявило об изменении порядка налогообложения и ценообразования, показывая, что никаких обязательств на будущее оно не берет. Транзитеры сами подталкивали Россию инвестировать в Северо - Европейский газопровод по дну Балтийского моря в обход и Украины, и Белоруссии.

НАДО ДЕЛИТЬСЯ. НО КАК?

Каким теоретическим требованиям должны соответствовать функции дележа, известно еще с романтического периода теории игр. Заслуга Хуберта и Иконниковой в том, что они рискнули подставить в свою модель конкретные коэффициенты. Спрос на российский газ, на который влияют и цены на нефть, и меняющиеся издержки транспортировки внутри Западной Европы, определен по формуле p=145 - 0,3D, где p - цена за единицу объема, а D - величина спроса. Предельные издержки производства заданы формулой mc(x)=11+0,4x, где x - количество производимого газа. Постоянная часть (11$ за 1000 м3) соответствует предельным издержкам добычи со старых месторождений, Уренгойского и Ямбургского. Эта формула хорошо соотносится с оценками издержек на разработку месторождения на Ямале и ценой, по которой Россия закупает газ у Туркменистана.

Если бы каждый игрок мог брать на себя долгосрочные обязательства, а остальные игроки ему верили, большая часть инвестиций была бы использована самым эффективным образом: на повышение пропускной способности старых газопроводов на юге, которые загружены на 100%. Если предполагать, что Украина не способна обеспечивать исполнение обещаний, а Белоруссия способна, то основная часть инвестиций идет в "Ямал - 2". Размер капиталовложений в этом случае гораздо выше, прибыль меньше, а более 30% построенных мощностей оказываются избыточными. Если долгосрочное соглашение невозможно и с Белоруссией, то все инвестиции идут в Северо - Европейский газопровод. В этом случае значительная часть построенных мощностей тоже будет избыточной, а прибыль - еще меньше, потому что СЕГ дороже. Избыточные мощности и потерянная прибыль - реальные издержки, которые несут все участники стратегической игры из - за неспособности стран - транзитеров обеспечить исполнение долгосрочных контрактов. Создание избыточных мощностей в этих условиях оптимально для России: без них переговорная сила, а значит, и доля прибыли была бы меньше. Если бы Россия просто заплатила Украине за обновление газопровода, ее зависимость от партнера стала бы больше, а следовательно, доля в прибыли меньше, ведь после того, как инвестиции в модернизацию уже произведены, критически важный транзитер практически наверняка потребует более выгодных условий и, скорее всего, своего добьется.

Чтобы прийти к этим выводам, Иконниковой и Хуберту приходится существенно упрощать картину мира. Инвестиции Алжира, Норвегии и других производителей газа считаются фиксированными, хотя в жизни стратегический выбор этих стран вполне может быть ответом на действия других игроков. Кроме того, предполагается, что газ, получаемый от одного производителя, является "совершенным заменителем" для газа от другого: на практике тот же Северо - Европейский газопровод не только будет альтернативным каналом транспортировки газа на существующие рынки, но и позволит обслуживать новые рынки сбыта.

ВСЕ ВПЕРЕДИ

Картина усложняется, когда стратегических игроков - и производителей, и транзитеров - становится больше. Иконникова анализирует игру, в которой участвуют два производителя газа, Россия и Туркменистан, и пять стран, через которые идет транзит: к Украине и Белоруссии добавляются Азербайджан, Грузия и Иран4. Эти страны достаточно нестабильны, так что в их отношениях с производителями возникают те же проблемы, что у России с Белоруссией, Украиной и Польшей.

Трудности России не ограничиваются обеспечением долгосрочных транзитных контрактов с восточными соседями. Истощение месторождений в Западной Сибири и нежелание заниматься дорогостоящей разработкой месторождений на Ямале предоставили странам Каспийского бассейна возможность прорваться на европейский рынок. Цена, которую запрашивает Россия за транзит каспийского газа по собственным трубопроводам, зависит от альтернативных возможностей стран - производителей: пока российский путь остается единственным вариантом, их переговорная сила низка. Транскаспийский транзитный коридор из Туркменистана в Турцию через Азербайджан и Грузию мог бы сыграть решающую роль. Само его существование снизило бы возможности России получать львиную долю прибыли от транспортировки туркменского газа. Но поскольку Грузия и Азербайджан не могут сами профинансировать строительство, необходимо вмешательство третьей силы - именно эту роль, роль гаранта исполнения межстрановых контрактов, пытаются играть США и Евросоюз.

Столь необходимый Туркменистану путь транспортировки в обход России - его наличие увеличит для туркмен прибыльность в том числе и российского транзита! - может быть проложен и в обход нестабильных закавказских республик. Речь идет о газопроводе "Навуходоносор" (Nabucco) из Туркменистана через Иран в Турцию - проект поддерживает Европа, но против него возражает Америка.

Впрочем, и эта модель упрощает реальность. Ирану и Турции тоже хочется быть самостоятельными игроками. У Ирана есть свой газ, и в больших объемах, а Турция в состоянии участвовать в столь разных конфигурациях, что от количества возможностей может закружиться голова. В игру постепенно втягиваются и другие страны - экспортеры, расположенные в Прикаспийском регионе: и Казахстан, и Узбекистан. Их производителям тоже придется инвестировать в лишние мощности, чтобы увеличить свою долю прибыли. Поэтому, когда в следующий раз вы услышите разговор про то, что "построили трубу, а газа, чтобы качать по ней, нет", знайте: дело не только в коррупции и распиле бюджетных денег. Главное - Большая игра между странами, которые не в состоянии раз и навсегда обо всем договориться.

Константин Сонин

$2,5 млрд можно было бы сэкономить инвесторам, если бы добывающие и транзитные страны могли договориться

30% мощностей трубопроводов оказываются лишними, если Россия будет обходить Украину через Белоруссию

$11 млрд - выигрыш, получаемый Россией, если ей удается создать надежную коалицию с Туркменистаном

1 Бендукидзе К., Кузьминов Я., Юдкевич М. Институциональная экономика.

М.: ГУ - ВШЭ, 2005.

2 Hubert F., Ikonnikova S. International institutions and Russian gas exports to Western Europe. (Mimeo). 2006.

3 Coase R. Blackmail. Virginia Law Review. 1988. N 74: 4.

P. 655 - 676.

4 Ikonnikova S. Games the parties of Eurasian gas supply network play: Analysis of strategic investment, hold - up, and multinational bargaining.

(Mimeo). 2006.

За матеріалами: SmartMoney
 

ТЕГИ

Курс НБУ на завтра
 
за
курс
uah
%
USD
1
41,6628
 0,0344
0,08
EUR
1
43,7043
 0,1195
0,27

Курс обміну валют на сьогодні, 09:53
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,3592  0,10 0,24 41,9740  0,03 0,07
EUR 43,5828  0,04 0,08 44,3116  0,04 0,08

Міжбанківський ринок на сьогодні, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,6750  0,03 0,07 41,6950  0,02 0,06
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес