Фінансові новини
- |
- 04.01.25
- |
- 03:45
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
Лоббировать в Украине будут по-новому
16:55 24.07.2007 |
В скором времени бизнес перестанет безудержно рваться в парламент. А олигархи перейдут на использование лоббистской "схемы Коломойского".
Английское слово "лоббировать" прочно вошло в нашу жизнь. Лоббируют свои интересы главы предприятий, агенты футболистов, продюсеры музыкантов. Да что там продюсеры, даже жена, присмотрев в каком - нибудь бутике дорогую шубу, лоббирует свою зимнюю мечту перед прижимистым мужем.
И все - таки чаще всего слово "лоббировать" в Украине употребляется в применении к политико - экономическим сферам жизни. Взять, к примеру, политические партии. Уже сегодня становится очевидным, что структура финансирования партий (и, соответственно, методика лоббизма в Украине) претерпевает изменения. И "через несколько созывов" уже ничто не будет напоминать о привычной ныне системе, в которой бизнесмены платят деньги за вхождение в предвыборный список и сами пишут нужные им законопроекты.
Порядок вещей будет меняться, прежде всего, благодаря укрупнению партийной системы, Если же во время будущей конституционной реформы будет внесена норма о запрете участия в избирательном процессе блоков политических партий (а об этом уже поговаривают в Секретариате Президента), то этот процесс пойдет еще быстрее.
Когда в Украине останется две - три парламентские силы, а остальные участники от электорального барьера окажутся на расстоянии пушечного выстрела, - вот тогда цены на место в списке взлетят до небес. И это будет справедливо. Ведь рынок, пускай даже такой специфический, живет по элементарным экономическим законам.
В свою очередь, многочисленные бизнесмены, планирующие примерять депутатский значок, задумаются: а стоит ли он тех денег, которые придется выложить за него партийному кассиру?
Ведь даже сегодня целесообразность взноса в $5 млн. вызывает у предпринимателей серьезные душевные муки. Что же говорить о том времени, когда за место в списке будут просить от $15 млн.? Это слишком значительная сумма даже для тех, кто пытается с помощью мандата получить 5 - летнюю неприкосновенность. Значительно дешевле решить вопрос в суде.
Первые "ласточки" подобной ситуации будут наблюдаться уже на этих выборах. Так, по информации , многие известные депутаты (в частности из "Партии регионов), не связанные своим бизнесом с ФПГ, не планируют входить в список на нынешних выборах. Причина банальна: эти г - да не смогли "отбить" сумму, заплаченную за проходные места парламенте предыдущего созыва. В скором времени подобное может произойти и в БЮТ, где достаточно много подобного рода депутатов - бизнесменов.Еще один важный нюанс - императивный мандат. Парламентские фракции в новых условиях превращаются, образно говоря, в отары кнопкодавов, где собственного мнения иметь не положено. Причем "закручивание гаек" характерно для всех без исключения парламентских сил. В подобных условиях очень сложно пытаться лоббировать необходимые законопроекты. Ведь для достижения результата необходимо договариваться. Ну, а эксклюзивное право на это имеют исключительно партайгеноссе и приближенные к ним счастливчики.
В таких "невыгодных" условиях интерес бизнеса к законодательной власти понемногу будет падать. Олигарху "средней руки" значительно проще будет либо "решить" свой вопрос через Кабмин, либо единоразово выложить деньги какой - то политической силе, (которая параллельно сделает себе на законопроекте позитивный PR).
С укрупнением политических сил полностью исчезнут "карманные" партии. После многочисленных поражений Виктора Пинчука на политтехнологическом фронте стало ясно, что за полгода политпроект раскрутить нельзя. Ну, а содержать целую парламентскую структуру уж очень накладно, даже для самых набитых "денежных" мешков. Содержать же партию вне парламента, надеясь на будущие ее победы, глупо и непрактично.
Поэтому в недалеком будущем практически все олигархи перейдут на схему, которую сегодня использует Игорь Коломойский. Суть этой схемы заключается в финансировании избирательной кампании без включения в список конкретных людей. Подобная практика неминуемо приведет к "кидкам" со стороны политиков. И после нескольких громких скандалов, "с участием" известных личностей и астрономических сумм, топ - бизнес также будет работать точечно, оплачивая лишь необходимые ему акции.
Конечно, взносы в "черную" партийную кассу будут и далее. Но суммы станут значительно меньше.
Зато оживет "черный рынок" посредников - лоббистов. Ведь при становлении новой системы ни одной из политических партий не будет выгодно выводить "на свет" новые схемы. Так что законодательного регулирования новых неформальных взаимоотношений бизнес - партия - власть так и не произойдет.
Андрей Косовский