Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

ГНАУ определила процедуры подготовки к проведению проверок, их проведения и реализации наработанных в ходе проверок материалов

12:48 17.06.2008 |

Бізнес

На минувшей неделе в распоряжении БИЗНЕСа оказались Методические рекомендации о порядке взаимодействия подразделений органов государственной налоговой службы Украины при организации и проведении проверок налогоплательщиков, утвержденные приказом ГНАУ #355 от 27.05.08 г. Этот документ, лежащий в основе организации проведения документальных проверок, пришел на смену Методическим рекомендациям о порядке составления плана - графика проверок субъектов хозяйствования и взаимодействия структурных подразделений при их проведении, утвержденным еще приказом #441 от 11.10.05 г. Правда, касающиеся составления планов - графиков части Методических рекомендаций, утвержденных приказом #441, утратили силу еще в июле 2007 г. (см. БИЗНЕС #24 от 11.06.07 г., стр.50 - 52; N44 от 29.10.07 г., стр.68 - 71). А нынешней весной появилась даже новая версия Порядка планирования проверок (см. БИЗНЕС #15 от 14.04.08 г., стр.58 - 61). Но "взаимодействовали" при проверках мытари до сих пор по правилам 2005 г. Кстати, поскольку вышедшие рекомендации хоть и не имеют грифа "ДСП", но направлены на внутреннее потребление, ждать их появления во всевозможных законодательных базах можно долго. По крайней мере, на сегодняшний день в них не действующий уже приказ #441 значится как действующий.

Собственно, взаимодействие налоговиков при проведении плановой проверки (за одним исключением, о котором речь пойдет ниже) начинается за 10 календарных дней до начала ее проведения (см. "Схема... "). Именно тогда подразделение, которое возглавляет проверку, направляет:

* плательщику - уведомление о проверке (по несколько измененной форме, кстати);

* другим контролирующим органам - сведения о грядущей проверке;

* другим подразделениям налогового органа (погашения просроченных налоговых обязательств, налогообложения юридических лиц, налогообложения физических лиц, экономического анализа и прогнозирования, налоговой милиции, борьбы с отмыванием доходов, полученных преступным путем, а в случае осуществления налогоплательщиком внешнеэкономической деятельности - подразделениям контроля в сфере ВЭД) - сведения о грядущей проверке.

Ответную информацию организаторы проверки планируют получать только от своих коллег - в течение трех рабочих дней все, что может "свидетельствовать об уклонении от уплаты налогов или вероятном занижении налогоплательщиком налоговых обязательств, наличии налогового долга налогоплательщика" (на основании этих данных проводится допроверочный анализ, см. "Элементы... " на стр.64). Одновременно коллеги сообщают и об участии или об отказе от участия в проверке.

В новых Рекомендациях также особо оговаривается, что "при организации проверки плательщика, имеющего филиалы (обособленные подразделения), принимаются меры по одновременному проведению проверки" юрлица и не снятых с учета филиалов. В подобных случаях, когда юрлицо и его филиалы находятся на учете в разных налоговых органах, ГНИ, организующая проверку юрлица, должна еще за 12 рабочих дней до начала проверки уведомить все налоговые, где состоят на учете подразделения данного юрлица (либо само юрлицо, но по отдельным налогам).

Внеплановые проверки по - прежнему будут проводить на основании приказа начальника ГНИ. Обоснованные предложения по их проведению при этом подаются руководителем структурного подразделения ГНИ и оформляются докладной запиской. Впрочем, этот порядок не касается двух случаев:

* внеплановых проверок по вопросам НДС, которые проводятся в соответствии с Примерным порядком взаимодействия органов государственной налоговой службы при отработке расшифровок налоговых обязательств и налогового кредита по НДС применительно к контрагентам, который утвержден приказом ГНАУ #266 от 18.04.08 г. (см. БИЗНЕС #17 - 18 от 05.05.08 г., стр.42 - 44);

* внеплановых проверок, которые осуществляются в соответствии с УПК, - тут решение принимается руководителем налогового органа на основании постановлений следователя налоговой милиции, прокуратуры или какого - либо из множества других отечественных правоохранительных органов, наделенных следственными функциями.

В случае принятия решения о проведении внеплановой проверки ответственное за ее проведение подразделение уже на следующий рабочий день должно проинформировать об этом подразделение налогового контроля юрлиц (или подразделение по контролю за финучреждениями и операциями в сфере ВЭД). Последнее в течение трех рабочих дней, но не позже 1 - го рабочего дня до начала проверки, уведомляет о своем участии или неучас - тии в проверке. Одновременно подается информация для проведения допроверочного анализа. Только после этого издается приказ о проведении проверки.

Любопытно также, что по решению председателя ГНАУ к любой проверке (как к плановой, так и к внеплановой) могут привлекаться сотрудники всех органов ГНС. Такое же решение председателя региональной ГНА позволит привлечь к проверке любого налоговика из соответствующего региона.

Форма направления на проверку, которое должно выписываться в двух экземплярах (первый - на бланке) с гербовыми печатями, изменений почти не претерпела. Первый экземпляр ревизоры должны вручить проверяемому под расписку. При этом направления обязательно регистрируются в едином Журнале учета выдачи направлений в органе ГНС. Допускается и ведение нескольких журналов, если территориально налоговый орган размещен в нескольких местах. Правда, что подразумевается под отсутствием "единого территориального размещения", в документе не сказано. Можно счесть, что речь идет о разных зданиях, а можно - что о разных населенных пунктах...

Если плательщик не обнаружен по местонахождению или же установлен факт того, что "должностные лица налогоплательщика скрываются" (подробностей установления этого факта авторы не расшифровывают), проверяющие должны составить акт произвольной формы, зарегистрировать его в специальном журнале и не позднее следующего дня "натравить" на такого плательщика налоговую милицию. В течение 10 календарных дней после этого налоговая милиция занимается поисками "пропажи", после чего сообщает о результатах. Если результат положительный, то налоговые милицио - неры убеждают плательщика в необходимости проведения проверки. Если отрицательный - продолжают поиски, ежемесячно 1 - го числа сообщая о их результатах.

Еще один проблемный нюанс - отказ плательщика от проведения проверки при наличии законных оснований для ее проведения - фиксируется соответствующим актом. Заодно составляется и протокол об административном правонарушении по ст.163 - 3 КоАП (при проверке юрлица). На следующий день опять - таки уходит "телега" в адрес налоговой милиции для подготовки решения о применении административного ареста активов.

В конечном счете, если плановую проверку в вышеописанных случаях спустя какое - то время удается начать, новое уведомление о ней не направляется, но новое направление выписывается. Для внеплановой проверки в подобных случаях издается новый приказ и выписывается новое направление.

Большинство процедур, связанных с проведением проверки, уже устоялись. Однако имеют место и новые процедуры. В частности, при обнаружении проверкой взаимоотношений плательщика и "субъектов хозяйствования, имеющих признаки фиктивности, осуществления финансово - хозяйственных операций с признаками сомнительных, заключения ничтожных и оспариваемых сделок" проверяющим рекомендуют на следующий рабочий день уведомить об этом налоговую милицию. Подразделение налоговой милиции "устанавливает и проверяет факты фиктивности таких субъектов, добросовестности проведенных финансово - хозяйственных операций, заключения ничтожных и оспариваемых сделок, осуществления должностными лицами действий, направленных на нарушение публичного порядка, злоупотребление правом, нарушение моральных основ общества, сокрытие фактически осуществленных операций", и уже через пять календарных дней обо всем этом (как и о принятых мерах) сообщает проверяющим, предоставляя соответствующие документы. И все это отражается в акте проверки в качестве доказательной базы. Не сказано, правда, доказательной базы чего. В общем, скорострельность запланирована невероятная и оттого пугающая.

Еще одной подробно описанной процедурой является урегулирование споров в ходе проведения проверки. Любые подобные вопросы должны будут выноситься на рассмотрение постоянных комиссий при ГНИ, по ним будут приниматься и протоколироваться решения. В случае же наличия возражений у плательщика составляться будет не протокол, а заключение. Теоретически эти документы должны будут учитываться при подготовке налоговых уведомлений - решений по итогам проверки.

Отдельный вопрос - фиксация налоговиками административного правонарушения по результатам проверки. Если проверяющий обнаруживает нарушение КоАП, он должен составить протокол и подготовить документы для решения вопроса о привлечении должностных лиц плательщика к административной ответственности. Если рассмотрение дела относится к компетенции органов ГНС, он готовит и подает руководителю проект постановления. Если же дело подведомственно суду, то в течение пяти рабочих дней с момента составления протокола материалы направляются в суд.

Есть еще и вариант, когда после составления протокола материалы передаются налоговой милиции для принятия решения о возбуждении уголовного дела. Такой оборот события принимают в том случае, когда по результатам проверки уменьшен заявленный к возмещению НДС, выявлены нарушения требований налогового, валютного и иного законодательства, по которым сумма нанесенного государству ущерба (покушения на его нанесение) является достаточной для привлечения к уголовной ответственности. Если в течение пяти рабочих дней уголовное дело возбуждается, то административное - закрывается. Если оказывается, что рассмотрение дела не относится к компетенции органов ГНС, все материалы направляются компетентному органу. Если же налоговая милиция отказывает в возбуждении уголовного дела, то административное развивается своим чередом.

Уведомлять же налоговую милицию (см. "Перечень... ") о возможном уголовном преступлении проверяющие обязаны в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем принятия налогового уведомления - решения, если "сумма нанесенного государству ущерба или покушения на нанесение ущерба является достаточной для привлечения к уголовной ответственности". Авторы рекомендаций также утверждают, что "незаконное возмещение НДС (заявка к возмещению НДС из бюджета) может квалифицироваться по ст.191 "Присвоение, растрата имущества или завладение им путем злоупотребления служебным положением" УК. Для чего налоговой милиции квалифицировать явно налоговое правонарушение, относящееся к ст.212 "Уклонение от уплаты налогов, сборов (обязательных платежей)" по "левой" статье, абсолютно очевидно: порог привлечения к уголовной ответственности по ст.212 сегодня составляет 257500 грн., а по ст.191 - 772,5 грн.!

Отдельная часть Рекомендаций посвящена невыездным и "околоналоговым" (РРО, "наличка" и т.д.) проверкам. Так, первые могут проводиться по письменному разрешению руководителя органа ГНС при наличии определенных обстоятельств (см. "Основные... "). В вопросах оформления и реализации материалов проверок невыездные проверки ничем не отличаются от выездных."Околоналоговые" проверки могут быть плановыми (в соответствии с планом на месяц) и внеплановыми. Направления на подобные проверки также выписываются, но по особой форме. Причем обязательно на каждого субъекта хозяйствования. Проверку осуществляет группа налоговиков в составе не менее двух человек. Прочие процедуры, связанные с проведением подобных проверок, не отличаются от обычных. За исключением того, что при выявлении нарушения выписывается не налоговое уведомление - решение, а решение о применении штрафных (финансовых) санкций.

Сергей Саливон

За матеріалами: АМИ Новости-Украина
 

ТЕГИ

Курс НБУ на завтра
 
за
курс
uah
%
USD
1
39,5860
 0,1976
0,50
EUR
1
42,2620
 0,0498
0,12

Курс обміну валют на сьогодні, 10:48
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,3897  0,17 0,42 39,9597  0,20 0,50
EUR 42,1145  0,21 0,50 42,9172  0,23 0,53

Міжбанківський ринок на сьогодні, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,5750  0,20 0,52 39,5950  0,23 0,57
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес