Фінансові новини
- |
- 20.05.24
- |
- 21:06
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
ШОПИНГ-ТЕРРОРИСТЫ (Зная свои права потребителя, лишенные комплексов покупатели постоянно "одалживают" в бутиках дорогие вещи)
11:33 18.04.2006 |
Появились и в наших краях модники, предпочитающие не платить за новую одежду, а просто ее "одалживать" в бутиках. Их главный аргумент: при запредельных ценах качество многих товаров по - прежнему невысоко.
"Купить у нас хорошие вещи, чтобы цена соответствовала качеству, архисложно", - досадует Лидия Верещагина, скромно приминая недавно купленную юбку от "Манго". Не пройдет и двух недель, как эта милая модница, вооружившись законом, защищающим права потребителей, и слегка подпортив нервы продавцам, вернет - таки юбку обратно в магазин. "Это не мания такая, - говорит Лида. - Это протест!"
Правда, протест этот сразу в глаза не бросается. Скорее, налицо очевидное желание получить шмотки "на халяву". Хотя, как утверждают "протестующие", полезное всегда сочетается с приятным. Полезное в данном случае - это порча нервов и имущества торговцев некачественным товаром (возможно, после таких эксцессов продавцы подумают, стоит ли выкладывать плохой товар на прилавок). Приятное - можно иметь большой и быстроменяющийся гардероб, покупая вещи "на время".
Идейная вдохновительница этого уличного движения - 24 - летняя юрист Лидия. Именно благодаря своей специальности решила стать на тропу шопинг - робингудства: требовать компенсации за бракованные вещи у богатых марок, наживающихся на продаже одежды, и защищать права бедных потребителей.
- Раньше я, как и все, покупала вещи в приличных магазинах, - рассказывает юридически подкованная девушка. - И очень расстраивалась, когда одежда, не успев поноситься, рвалась. Или быстро изнашивалась. Но год назад я съездила во Францию. И, конечно же, прошлась по магазинам, так вот, модели там те же, что и у нас, но качество намного лучше, и цены ниже.
Лидия убеждена, что между украинскими торговцами одеждой есть некий сговор о завышении цены. "Чтобы у нас прилично выглядеть, нужно тратить на шмотки всю зарплату. А на что, простите, жить? - возмущается госпожа Верещагина. - Всем известно, что весь мир одевает Китай. Только в Европе китайские вещи хорошего качества (потому что иначе там никто покупать их не будет), а к нам везут низкопробный товар. А это - неуважение к украинскому потребителю". Бороться же с неуважением считают своим долгом молодые люди, которые себя называют шопинг - террористами.
- Вот сумка за 220 гривен, - Лидия показывает на плече большую сумку с тонкими лямочками. - Я купила ее две недели назад. Но уже на третий день ручка стала рваться. Некачественность налицо. Поношу ее еще два дня и верну.
- И что, так легко принимают вещи обратно?
- Нет, не легко. Все продавцы пытаются не принимать товар, мурыжат до последнего, но нужно быть очень настойчивым и помнить, что закон на твоей стороне. Даже недавно принятые изменения к закону о потребителях тоже можно трактовать в свою пользу. По закону, ты можешь вернуть товар, если обнаружен существенный недостаток, но мера "существенности" не прописана, и то, что для меня может быть существенным, для тебя - нет. Главное здесь упирать на собственные выводы о существенности недостатка. В таком случае вещь либо забирают на ремонт (и ты на время ремонта имеешь право потребовать аналогичную в пользование), либо тебе возвращают деньги или делают скидку, но скорее заменят на аналогичный товар.
Если закон о потребителях вам не поможет отстоять свои права, Лидия советует обращаться к Гражданскому кодексу, который тоже регулирует отношения между продавцами и покупателями. Помните, что даже если гарантия давно просрочена, все равно есть возможность вернуть деньги за товар.
- Часто бывает, что продавцы, особенно бытовой техники, отвечают: это, мол, не наши проблемы, обращайтесь к изготовителю, - консультирует Лидия. - Но это неверно. Ведь торговцы выступают посредниками, покупая товар оптом, значит, они должны проверять его качество. Поэтому поломки, не зависящие от эксплуатации, - проблемы продавца, а не покупателя.
Когда причина поломки вещи неизвестна, ее можно отправить на дефектацию - это процесс обнаружения недостатков. Если же дефект произошел по вине производителя, то, согласно закону, можно вернуть вещь в течение 10 лет.
Еще можно побороться за свои права, если отсутствует информация.
- По закону, продавец должен проинформировать покупателя о товаре, рассказать, как за ним ухаживать, особенно если он может быстро потерять внешний вид, - говорит юрист. - Вот я зимой купила джинсы в "Коллинзе". Так случилось, что через неделю они стали на два размера больше. Было бы глупо их не вернуть. Но в магазине мне ответили: "Штаны хлопковые. Вы должны были знать, что они растянутся". Но, простите, я не специалист по хлопку, а вы меня не предупредили. На что продавец предложила мне стирать брюки раз в три дня. Пришлось слегка поругаться, только после этого мне вернули деньги. Джинсы стоили 400 гривен, за такие деньги хочется получить качественный товар, а не тряпочку.
Из десяти покупок примерно половину Лидия возвращает. Говорит, что даже самые именитые марки, в чьих рекламах делается особый смысловой упор на слово "качество", не брезгуют подсунуть своему покупателю "порченый" товар.
- В прошлом году в обувной сети "Интертоп" я купила летние туфли "Вагабонд" с пластмассовыми набойками. И была уверена, что если уж это "Вагабонд", то хотя бы один сезон проношу, - рассказывает Лидия Верещагина. - Но через две недели набойки отвалились, я отнесла туфли в ремонт обуви. (Тогда вещи я еще не возвращала.) Там мне поставили полиуретановые, которые тоже примерно раз в неделю отпадали. Когда же я обратилась к обувщику за разъяснениями, в чем же дело, он мне рассказал, что в такой модели никакие набойки, кроме металлических, стоять не могут. То есть получается, что магазин, продающий туфли, которые заведомо не будут долго носиться, грубо нарушает мои права. Это явная фальсификация продукции.
В рядах шопинг - террористов пока насчитывается только около 10 человек. Находят они друг друга, как правило, стоя в очередях к администраторам магазинов или в комитете по делам потребителей. "Друг по несчастью" Алексей Печенкин познакомился с Лидией, когда пробовал вернуть подарок. "Я жене купил костюм, она на следующий день его одела и попала под дождь, - рассказывает Алексей. - И с тканью произошло что - то странное, она пошла какими - то пятнами. Попытался его вернуть. Но в магазине мне сказали: эту ткань нельзя мочить. Но, простите, а как же ее стирать? Если б я знал, то и вовсе бы не купил".
Вернуть стоимость костюма Алексею помогла Лидия, с тех пор они решили объединить усилия. Теперь помогают таким же горе - покупателям, разъясняя правила поведения и борьбы с торгашами. Готовят "молодых бойцов", как к войне, где главное - смекалка, хитрость и здравый смысл. "Каждый продавец задает наводящие, провокационные вопросы, - говорит Алексей. - От ответов во многом будет зависеть результат. Поэтому нужно выбрать определенную линию поведения: или товар некачественный, или товар не подошел по параметрам, или отсутствовала предварительная информация о нем". Сейчас Лида проводит юридический ликбез среди соседей и подруг мамы, но в будущем планирует организовать семинар, говорит, что в его успехе не сомневается. Ведь сколько можно будет сэкономить, зная элементарные права!
Правда, уличным робингудам с их светлым желанием улучшить качество продаваемых в Киеве товаров нисколько не претит идея просто "одалживать" понравившиеся вещи. Так можно обзавестись шикарным платьем, сходить на корпоративную вечеринку, а на следующий день вернуть как ни в чем не бывало с формулировкой: "Не подошло". Или на время взять MP3 - плейер, попользоваться, а потом вернуть, потому что "не устраивает качество звука". Главное - уважать свой комфорт и помнить: "Клиент всегда прав"!
БЕСПРАВНЫЕ БУТИКИ
Что думают о шопинг - "протестантах" в магазинах? И какие ответные меры готовят? Об этом мы расспросили директора магазина "Манго" Ирину ПИНАЛОВУ.
- К сожалению, закон о защите прав потребителей предусматривает полную свободу действий для покупателей и абсолютно бесправное положение для продавцов, - убеждена Ирина Владимировна. - Взять хотя бы один - единственный пункт: "Если товар не подошел по модели или фасону". Он дает право покупателю вернуть покупку и требовать возврата денег, хотя в любом магазине предусмотрены примерочные, а продавцы - консультанты готовы посоветовать и помочь выбрать подходящую модель. Но есть покупательницы, для которых процесс "покупка - возврат" - стиль жизни. В каждом магазине есть пять - шесть таких "любимых клиентов", которые половину вещей возвращают, вызывая массу проблем. Мы даже подумываем над неким "черным" списком, но пока его не составили.
Анастасия РИНГИС