Фінансові новини
- |
- 20.07.24
- |
- 12:33
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
| |
"Невдачі неодмінно будуть, і те, як ви з ними впораєтеся, буде найважливішим показником того, чи досягнете ви успіху" Джеймі Даймон |
Власть в очередной раз пытается легализировать продажу и ввоз машин в нашу страну
11:34 10.11.2005 |
В ходе встречи Президента с представителями Совета по вопросам внешнеэкономической деятельности при Кабмине Виктор Ющенко поручил создать рабочую группу по выводу автомобильного рынка страны из тени. Глава государства также пообещал, что с января 2006 года в Украине будет проводиться новая фискальная политика, что позитивно отразится и на продажах машин.
Как известно - автомобильный рынок наиболее сложная отрасль для фискальных ведомств нашей (да и не только нашей) страны. Видимо, именно поэтому, зная внушительную цифру теневых оборотов в этой сфере, чиновники относятся к такому порядку вещей как к нормальному явлению. Генеральный директор Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров (ВААИД) Олег Назаренко утверждает, что 52% сегмента находятся в тени. Мало того, об этой цифре упоминалось как о достижении, то есть до этого она была выше. Несмотря на то что это может быть вызвано желанием чиновников и законодателей повысить объемы продаж отечественных машин, все присутствовавшие на встрече с Президентом сошлись во мнении, что сложившаяся ситуация требует неотложных мер.
Таким образом, 20 октября по поручению Президента была создана правительственная комиссия, которая будет бороться с нелегальными операциями на авторынке. Официально организация несет ответственность за внесение предложений в правительственную программу "Контрабанда стоп" в отрасли производства и ввоза автомобилей. Но фактически львиная доля работы комитета заключается в определении и блокировании методов ввоза и продажи автомобилей, которые позволяют избежать уплаты налогового и таможенного сборов на вполне законных основаниях.
По словам заместителя главы комиссии Олега Назаренко, именно "благодаря" таким дырам в украинском законодательстве большая часть средств полученных от импорта машин оседает в карманах теневиков. Эксперты ВААИД уже смогли определить 14 способов обойти закон при ввозе машин из - за границы. Некоторые из методов отличаются особой циничностью. Например, очень популярна махинация с оформлением импортированного автомобиля на умирающего человека. После смерти, по завещанию, машина перейдет в руки перекупщика без финансовых издержек. Руководство комиссии предполагает, что в описанном случае можно обязать наследника не продавать автомобиль в течение трех лет. А в случае продажи обязать его уплатить все таможенные и налоговые сборы.
Замглавы правительственной комиссии считает, что если деятельность новосозданной организации увенчается успехом, то это повлечет за собою снижение импортных пошлин на ввоз иномарок и существенные преференции автопрому. А это значит, что цены в автосалонах страны будут снижаться. В частности, Назаренко уверяет, что подешевеют и подержанные автомобили, стоимость которых стабилизировалась совсем недавно.
Узнать мнение самих автодилеров не удалось. Опрошенные крупные участники рынка пока что отказываются комментировать инициативу власти - она для них явно оказалась сюрпризом.
Вместе с тем, если обратиться к истории украинского автопрома - можно отметить, что еще ни одна инициатива власти изменить законодательство в этой сфере не проходила для автомобильного рынка без потрясений. Многие торговцы машин утверждают, что и в этот раз повышения цен на импортные автомобили избежать не удастся. Хотя здесь, скорее всего, идет речь о "сером" рынке. Когда закроются упомянутые схемы ввоза машин в страну, сразу прекратится демпинг цен у "серых" дилеров. Им станет невыгодно вести бизнес, и они либо уйдут, либо будут повышать цены.
Сама по себе инициатива Президента легализировать автомобильный бизнес, конечно, очень похвальна. Опыт развития отрасли в Украине и история ее взаимоотношений с властью говорят сами за себя: с каждым годом поступления от торговли машинами в бюджет растут, но тем не менее государство продолжает нести колоссальные убытки.
Рынок импорта автомобилей (наиболее доходная и проблемная часть всей отрасли) полностью сформировался в Украине в 1993 - 1997 годах. Причем большая часть ввозимых автомобилей - 80% - уже была в употреблении. Несмотря на то что к концу 1997 - го импорт был полностью налажен, государство несло колоссальные убытки, так как наряду с законными операциями были созданы простые и действенные теневые махинации. В частности, тогда процветал очень доходный бизнес легализации украденных в других странах машин. В Украине транспортное средство "растамаживалось" не на границе, а по месту жительства владельца, чем искусственно создавались все условия для подделки регистрационных документов и продажи автомобилей "по договоренностям", а также последующие переоформления документов на переоснащение автомобилей.
Магия автомобильного рынка Украины богата и другими секретами. Примечательно, что законодательство нашей страны всегда создавало великолепные условия для бизнеса - теневого. Так, в 1997 году вступил в силу закон, который должен был стимулировать производство отечественных автомобилей. Но в действительности этот документ привел лишь к появлению новых технологий в сфере нелегального автомобильного бизнеса. Статистические данные указывают, что после введения этого Закона за два года объемы теневого ввоза транспортных средств увеличились в 2,5 раза (!), в то время как легальный импорт сократился в три раза. Только в 1999 году было временно ввезено более 100 тысяч легковых машин (нужно ли упоминать, что они навсегда остались в Украине), это превысило законные поставки из - за рубежа в 1,3 раза. Историю колоссальных финансовых потерь государства от теневиков на автомобильном рынке можно продолжать описывать очень долго, приводя не менее ошеломляющие факты.
Сегодня, по данным Кабмина, годовой оборот автомобильного рынка составляет 1 млрд. 600 млн. евро. Но сумма, которая идет в карманы теневикам - больше той, что попадает в бюджет Украины. Очевидно, что вывести автомобильную отрасль из тени крайне сложно. И тем более невозможно, ограничиваясь совещаниями в Кабмине и встречами с предпринимателями. Необходимо сделать решительные шаги навстречу бизнесу и внедрить эффективные схемы управления сегментом в целом.
Денис ИВАНОВ