Фінансові новини
- |
- 16.05.24
- |
- 05:49
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
Без ГАИ в голове? (Резкий скачок числа дорожных аварий в стране, которая уже, считай, месяц живет без ГАИ, заставляет задуматься о многом)
18:26 16.08.2005 |
И хотя Госавтоинспекция на самом деле никуда пока не делась, какие - то сдвиги в сознании водителей явно произошли. Не даром говорят: вначале было слово... Между тем заинтересованные ведомства занялись поиском крайнего - на чьей совести рванувшая вверх статистика ДТП?
Генпрокурор: виноват Укравтодор
В Украине едва не каждый день происходят в последнее время крупные аварии с пассажирскими автобусами. Проанализировав статистику за июль, гаишники пришли в ужас - рост количества ДТП происходит... по дням! 31 - го июля в ДТП погибло 50 человек! Для сравнения 31 июля прошлого года аварии стали причиной смерти 18 людей.
Пискун пошел намедни на беспрецедентный акт - впервые в истории Генеральная прокуратура вмешалась в хозяйственные дела "Укравтодора" и потребовала навести порядок. "По вине ее сотрудников в первом полугодии 2005 года произошло более 130 ДТП", - говорится в прокурорском предписании.
Укравтодор: водители минус ГАИ
Пресс - секретарь Госслужбы автодорог Александр Ромасюк знает, откуда у генпрокурора взялись порочащие дорожное ведомство цифры.
- Это наши собственные цифры, наши люди выезжают на все ДТП вместе с представителями ГАИ, и мы регистрируем аварии, где есть толика нашей вины. И мы передаем эту статистику в Минтранс. Но Пискун напустился на нас без повода - ведь число ДТП, случившихся по нашей вине, уменьшается. За первые полгода в 2003 - м было 190 таких аварий, и 33 человека из - за этого погибли. В прошлом году - 148 аварий, 25 жертв. В нынешнем первом полугодии - 131 авария с 17 - ю погибшими. Ситуация выравнивается. Мы рисуем новую разметку, устанавливаем знаки, ремонтируем отбойники. Но проблема роста числа ДТП - это не наша вина. Это - человеческий фактор, поведение на дороге водителей, и - реорганизация ГАИ. Со времени памятного указа Ющенко автоинспекция посворачивала посты на трассах - гаишники дежурят только в городах. Теперь дороги бесконтрольны, и нарушение правил дорожного движения идет полным ходом. Мы уже связались с МВД: просим их восстановить контроль хотя бы на тех дорогах, где есть условия для разгона, серьезного превышения скорости. Ведь число ДТП растет за счет тех дорог, где можно как следует разогнаться - то есть на дорогах с хорошим качеством.
ГАИ: водители плюс Укравтодор
Евгений Кравченко, начальник отдела надзора за состоянием дорог и перевозкой опасных грузов департамента ГАИ:
- Мы статистики аварий, произошедших из - за плохого состояния дороги, не ведем. В принципе, по нашим наблюдениям, почти 40% аварий происходят в Украине на дорогах с неудовлетворительным состоянием. Но это может быть и отсутствующий знак, и выбоина на дороге. Дело в том, что на большинстве междугородных трасс у нас установлен лимит скорости в 90 км/ч. Но это расчетная скорость, техническое состояние дороги не всегда может позволять ехать безопасно даже на 90 км...
- И все - таки, кто виноват? Число аварий - то растет.
- Теоретически, авария по вине дорожников может быть такой: ночь, дорога времен царя Гороха, резкий поворот со сложной геометрией - и ни одного знака, никакого ограждения... Водитель едет, впереди - поле, он не замечает поворот и едет прямо, съезжая с дороги. Если дорога на насыпи, то он может разбиться. Слишком много тут "если". В правилах дорожного движения записано: водитель должен вести транспортное средство с такой скоростью, которая делает возможной резкий маневр или остановку в данных условиях. Так что, юридически доказать вину Укравтодора в том или ином ДТП почти невозможно. Ответственность в первую очередь несет водитель.
И все - таки водители...
Статистика свидетельствует, что за последние 5 лет число автомобилей на дорогах нашей страны возросло более, чем в два раза (а в Киеве - в три). Значительно больше водителей получили права. Многие эти права просто купили - не без помощи ГАИ. Так что, как ни крути, без водителя и его автомобиля ДТП не произойдет - можно в очередной раз призывать "быть внимательными за рулем", но...
А вот рост числа аварий с участием пасстранспорта вписывается в общую концепцию "обнаглевших водителей", особенно тут отличаются "лихие" водители маршруток, которых подпирает жесткий кассовый план. Это - в городе. Еще "круче" ситуация на междугородных трассах. Во - первых, для перевозок зачастую используются не просто переделанные для увеличения мест - переделанные из грузовых в пассажирские автобусы! Во - вторых, расстояния и скорости на трассах государственного значения несравнимо выше, чем в городе. А гаишников - меньше. Автору этих строк доводилось путешествовать на маршутках в Черкассы, Чернигов и Одессу. Водители выжимают из своих "Мерседесов" и "Ивеко" 120 - 140 км/час, хотя правила позволяют максимум 90. Но никто из пассажиров и не думает протестовать - каждый хочет попасть в пункт назначения побыстрее.
Дорожный беспредел
Если человек за "баранкой" не боится за свою жизнь и жизнь других водителей и пешеходов, то автоинспекторов он не боится и подавно. В этом убедился журналист "Газеты... ", поучаствовавший в дежурстве одного из патрульных авто.
"Я приезжий и ваших правил не знаю!"
Инспекторы Сергей и Вячеслав заступают на дежурство в 10 утра. В их распоряжении патрульное авто "Шкода Октавия", увенчанное "колоколами" - так гаишники называют мигалки. Правда, как уверяют инспекторы, гонок в духе американских боевиков уже давно никто не устраивает. Лихачей нынче задерживают без шума и пыли благодаря слаженной работе постов ГАИ.
Стартуем на улице Богдана Хмельницкого.
"На перекрестке улиц Софиевской и Владимирской - дорожно - транспортное происшествие", - сообщает рация. Направляемся туда. Картина такова: в нос иномарке въехала "Таврия". Оба водителя из Житомирской области.
- Два земляка друг друга нашли, - изрек один из гаишников и тут же припомнил случай, когда двое односельчан не разъехались на трассе под Киевом.Здесь виновник ДТП - водитель иномарки.
- Мне развернуться нужно было. Я приезжий и ваших правил не знаю, - чуть ли не с возмущением пояснял мужик.Благо, обошлось без жертв. У водителя "Таврии" опухла нога, помощь ему оказала "скорая помощь", примчавшая на место аварии.
Наперегонки с "патрулькой"
Чтобы определить, кто превышает скорость, иногда не нужно даже радара. Способ прост: мы едем по городу со скоростью 60 - 70 км/ч, и все, кто нас обгоняют - фактически нарушители. "Сейчас все будут "ползти" за нами, - подумалось мне. - Кто посмеет с ГАИ наперегонки ездить?" Но оказалось, гаишников не стесняется практически никто. Нашу "патрульку" обгоняли все кому не лень!
- Эх, вот в девяносто третьем, когда я только пришел в ГАИ, наш "жигуленок" никто обогнать не решался, - вспоминал Сергей. - А недавно на проспекте Победы пришлось до сотни разогнаться - и все равно нас перегоняли, представляешь?
Справиться с целой улицей, превышающей скорость, не было возможности, и мы отправились на площадь Победы. Здесь транспорт поворачивал на улицу Дмитриевскую, вопреки правилам, обязывающим сделать поворот через 300 м, на бульваре Шевченко.
Наглость водителей, безобразничающих под носом у ГАИ, уже не удивляла. Мы остановили грузовичок.
- Почему нарушаем? - спросил инспектор Сергей.
- Так я спешу очень! - возмутился водитель.
- А вы не боялись, что за нарушение придется заплатить штраф? - вмешался я.
- Я всего боюсь, но спешу!
Водителю вынесли строгий выговор и посоветовали впредь не создавать аварийных ситуаций.
И пешеходы - туда же...
На улице Черновола стоп - сигналами моргала белая "Таврия" с вмятиной на боку. На обочине - "скорая помощь" и авто ГАИ. Врачи бинтуют голову взрослому мужчине.
Вот что рассказали очевидцы: бомж успешно перебежал улицу и звал за собою приятеля, который не решался нырнуть в сумасшедший поток машин. Набравшись смелости, все - таки рванул и... попал под машину. При этом бедняга не угодил под колеса, а сам врезался в "Таврию" - снес головой зеркало и "поворотник". Стоит заметить, до ближайшего пешеходного перехода - каких - то пару десятков метров.
... Проезжая по Московскому мосту, инспекторы заговорили о реверсном движении, которое планируют здесь организовать.
- Да посреди моста давно пора металлический отбойник ставить, - говорит Вячеслав, - это ж заколдованное место!
"Заколдованными" гаишники называют места, где аварии случаются особенно часто: это Московский мост, Жилянский путепровод и проспект Победы на участке от метро "Нивки" до метро "Святошин".На улице Урицкого мы стали очевидцами грубого нарушения: "Жигуль" пересек двойную осевую, выехал на встречную полосу и свернул во двор.
Нарушителя "патрулька" настигла уже во дворе.
- Я спешу. К бабушке, - пояснил молодой водитель.
- А если бы бабушка не дождалась?
- Да нет, ну что вы! Я все рассчитал.
После этого бабушкин внук признался, что не всегда удавалось "все рассчитать", и в аварии он уже попадал.
"Вот ездят, козлы!"
Поворот на улицу Соломенскую. Красный свет заставил остановиться нас и еще несколько авто. Навстречу промчалась пара "Мерсов", после чего окно соседнего "Шевроле" отворилось, и лысая голова обратилась к инспекторам...
- Вот ездят, да?! Козлы! Плевали они на правила!
Видно было, что человек за рулем действительно возмущен дорожным беспределом.
- А как иначе: он возит на машине семью и, естественно, остерегается идиотов на дороге, - рассудил Сергей.
... Да, рушится в водительском сознании понятие "нельзя", которое заменяло одним совесть, другим - осторожность. Конечно, всегда остаются те, кто не выезжает на встречную, не подрезает, не пролетает по "зебрам" на красный... Но они становятся на дороге "белыми воронами", которых подгоняют гудками в спину. И очень непросто будет вернуть на трассы закон, если он выветрится окончательно.
Михаил ГАННИЦКИЙ, Евгений САФОНОВ