Фінансові новини
- |
- 26.11.24
- |
- 02:31
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
Economist: МВФ - международный козел отпущения
17:00 21.01.2003 |
Аргентина, Бразилия, Индонезия и Турция желают получить помощь Международного Валютного Фонда, но не спешат выполнять его предписания. Может быть, в своем противостоянии с Аргентиной МВФ стал заложником фортуны?
Этот вопрос по меньшей мере ставит в тупик. После более, чем годового противостояния с правительством Аргентины, а также с менее долгосрочных пререканий с его предшественниками, МВФ наконец - то, а скорее неожиданно согласился продлить срок 6,6 миллиардного кредита. 17 января директор - распорядитель МВФ заявил о том, что он порекомендовал совету директоров подготовить данное промежуточное соглашение, даже не смотря на "исключительные риски" для Фонда.
По словам критиков, Фонд попросту уступил давлению со стороны правительства Аргентины, которое препятствовало проведению некоторых экономических реформ, по мнению Фонда, являющихся необходимыми. Как следствие, другие страны, посчитав, что вымогательство работает, могут действовать подобным же образом.
В словах критиков есть определенный смысл. МВФ всегда был слишком уязвимым для обвинений в чрезмерно мягком поведении со своими клиентами. Политические и экономические условия предоставления займов зачастую являются сложно выполнимыми для правительств развивающихся стран, которые, по понятным причинам, принимают их с неохотой.
Индонезия является ярким примером клиента МВФ, чья программа экономических реформ претворяется в жизнь очень медленно. 20 января правительство Индонезии объявило об отмене повышения цен на топливо - очень сложное решение, последовавшее после волны массовых протестов со стороны населения. Решение было принято накануне встречи крупных международных доноров для обсуждения путей помощи Индонезии с преодолением бюджетного дефицита. В отказе правительств от проведения запланированных реформ перед массовыми протестами, многие экономисты рассматривают признак слабого, уставшего от реформ правительства. Доноры, от чьей воли сейчас зависит Индонезия, также не обрадуются действиями правительства страны.
Безусловно, МВФ уже привык к подобным битвам за свободу. Но победы Фонд одерживает с переменным успехом, и зачастую они зависят от географических размеров заемщика и его стратегической значимости. Для МВФ будет очень сложно приостановить или и вовсе прекратить предоставление займов Индонезии - большой стране, недавно пострадавшей от политической нестабильности и исламского экстремизма - тем более, когда существуют общие международные договоренности по поводу привлечения Индонезии к войне с терроризмом.
Если есть существенное влияние географического фактора, то именно он мог сработать в Аргентине, однако сработал уж очень поздно. Еще в начале кризиса в конце 2001 года, многие политики Аргентины ошибочно полагали, что их страна слишком большая и имеет слишком большое значение, чтобы бросать ее на произвол судьбы. Холодность со стороны МВФ продлилась намного дольше, чем многие ожидали.
Кризис в Аргентине опустил ее соседа Уругвай на колени и привел к большим волнениям на финансовых рынках по поводу экономической ситуации в Бразилии. А готовность Аргентины объявить дефолт по своим международным займам еще больше повысило ставки. И наконец, МВФ не захотел быть обвиненным в подрыве выборов в Аргентине, вот потому он и решил предоставить стране займ до президентских выборов в апреле 2003 года.
Подобную стратегию МВФ применяет и в отношении Бразилии и Турции. Если Бразилия - слишком велика, то Турция - через чур важна. 16 января правительству Турции было предложено скорее претворять свои намерения в действия, до того, пока миссия МВФ не примет решение в отношении очередного 16 миллиардного транша. На практике, Турция будет играть важную роль в возможной атаке на Ирак, и правительство страны в случае необходимости вполне может спекулировать своим положением, для получения дополнительных кредитов.
Все чаще МВФ оказывается в невыигрышной ситуации. На его плечи возложена задача выдавать займы в соответствии с желаниями своих принципиальных кассиров (доноров), но не истощать резервы, необходимые для будущих кредитов. Данные цели зачастую сталкиваются, особенно в случае вовлечения политических факторов.
Кроме того, интересы Фонда лежат в минимизации непостоянства финансового рынка. Например, требование полной конфиденциальности для инвесторов в бразильскую экономику, может иметь серьезные последствия не только для самой Бразилии, но вообще для слабых рынков. Соображения такого рода заставляют МВФ аккуратно обращаться со своими большими заемщиками, по крайней мере, на публике. А заемщики, в свою очередь, стараются воспользоваться нерешительностью Фонда, что дает повод многим критикам обвинять МВФ в слабости.
Играть роль козла отпущения, возможно является неотъемлемой частью работы в МВФ. Правительства проводят не пользующуюся популярностью политику, заемщики ищут выход из положения, а страны - доноры недовольны провалом экономической политики, который ставит под угрозу их деньги. И всем вместе очень удобно обвинять в этом бюрократов МВФ в Вашингтоне. И только маленькие страны, такие как Эквадор, вынуждены соглашаться на все условия МВФ, ведь в противном случае будут введены санкции.
Подготовлено по материалам Economist
Перевод: Александр Бухановский