Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Почему в Минфине России не видят дно кризиса

Сергей Алексашенко, старший научный сотрудник Института Брукингса (Вашингтон, США)
РБК

Неожиданно прозвучавшее заявление первого замминистра финансов России Татьяны Нестеренко о том, что российская экономика находится в центре шторма, нужно воспринимать абсолютно серьезно. Хотя бы потому, что сама Татьяна Геннадьевна - один из старожилов Минфина, которая работает в его руководстве с 1998 года, а до этого она четыре года была депутатом Госдумы, той, которая еще была местом для дискуссий и где многие депутаты считали своим долгом глубоко разбираться в проблемах, с которыми сталкивались. Депутат Нестеренко работала в бюджетном комитете, где постепенно стала одним из наиболее важных «игроков». В Минфине Нестеренко является тем, что во многих западных странах называется профессиональным первым замом, который тянет всю работу, в то время как министр занимается политическими вопросами. Понятно, что в России министр финансов не является политиком, но значительная часть его времени уходит на всевозможные заседания и совещания, общение с прессой, в то время как Нестеренко больше сидит на своем рабочем месте.

Все это я говорю для того, чтобы читатель понял, что услышанные слова принадлежат квалифицированному и информированному чиновнику. Который, в отличие от министра экономики, безуспешно уже второй год пытающегося бежать впереди паровоза с криком «дно пройдено!», очень хорошо видит, что происходит в экономике на самом деле. Да, этот взгляд неизбежно искажен «минфиновскими очками», и, вполне вероятно, он не видит всех оттенков складывающейся картины, но отбрасывать его в сторону будет неправильно.

Шесть кварталов спада

Видение Нестеренко радикально контрастирует с тем, что мы слышим из уст президента, премьера, министра экономики и далее по списку. Она сказала, что временное спокойствие, которое многие воспринимают как достигнутое дно, является обманчивым, что в экономике развиваются серьезнейшие негативные процессы.

Понятно, что заявление, сделанное в разгар бюджетного процесса, нужно рассматривать в увязке с тем, что происходит с доходами и расходами. И самое главное, что сказала Нестеренко, - это то, что доходы бюджета резко падают и по большому счету у Минфина нет ни идей того, как остановить этот процесс, ни надежд на то, что он остановится сам собой. Итоги первого полугодия для российской экономики не стали катастрофичными. И президент, и премьер постоянно это подчеркивают, говоря, что могло бы быть хуже. Подумаешь, всего процент с небольшим падения (!), говорят правительственные аналитики; скорость падения замедляется, и это провозглашается успехом. Но нужно хорошо понимать, что до тех пор, пока у экономической динамики сохраняется знак «минус», экономика продолжает сжиматься, а экономическая активность - затухать.

Спад в российской экономике продолжается уже шесть кварталов подряд, и, очевидно, что такой спад не является рядовой балансировкой экономики, приспособлением ее к низким ценам на нефть. К новым ценам экономика России приспособилась достаточно быстро: рубль подешевел в два раза - соответственно, сократился импорт товаров и услуг. Более того, нефтяная отрасль, которая, казалось бы, должна была больше всех пострадать от падения цен, чувствует себя едва ли не лучше всех: объемы добычи нефти медленно, но растут, сжавшийся внутренний спрос и обновленные мощности по нефтепереработке позволяют наращивать экспорт, быстро переключаясь с сырой нефти на бензин и дизельное топливо.

Не для потребителя

Нужно быть честным: в российской экономике есть сектора, которые чувствуют себя неплохо. Это и сырьевой сектор, в целом наращивающий и производство, и экспорт; это сельское хозяйство, которое устойчиво растет с 1999 года; это и оборонный комплекс, который в прошлом году вырос на 12% и который продолжает истощать федеральный бюджет, производя продукцию, которая, по сути, является чистым вычетом из национальной экономики. А вот та часть экономики, которая работает на внутреннего потребителя, чувствует себя плохо: объемы строительных работ и розничной торговли за полтора года кризиса снизились на 15%, продолжая скольжение вниз. И если в отношении розничной торговли «оптимисты» могут говорить о замедлении спада (всего 3% с начала года), то в части строительства наблюдается настоящий коллапс - почти минус 10% с начала года. Понятно, что падение строительства есть не что иное, как продолжение инвестиционного спада, без преодоления которого ни о каком оздоровлении экономики говорить не приходится. Рост зарплат, зафиксированный в начале года, обернулся ростом импорта (спасибо укрепившемуся рублю!) - очевидно, доходы выросли у более квалифицированных работников, чья корзина потребления смещена в пользу более высококачественных товаров.

Результатом стало отсутствие роста налоговых доходов регионов (налога на прибыль и подоходного), что только на первый взгляд не является проблемой федерального бюджета. Возложенные на регионы майскими указами Путина программы повышения зарплат врачей и учителей пробили в региональных бюджетах заметные бреши, заткнуть которые самостоятельно, без обращения за помощью в Москву регионы не могут. Вот и стоит бесконечная очередь ходоков в кабинет Татьяны Нестеренко и ее коллег!

Плохой рубль

Для самого же Минфина самым серьезным вызовом текущего года являются нефтяные цены, которые провалились до давно не виданных уровней: средняя цена экспортной российской нефти в первом полугодии составила $37/барр., притом что год назад она составляла $57/барр., а в тяжелейшем кризисном 2009-м - $50,5/барр. Понятно, что экспортные цены на нефть устанавливаются в долларах, а доходы бюджета - в рублях, то есть любое ослабление рубля должно приводить к росту доходов бюджета. Это правильно, но с двумя оговорками. Во-первых, после перехода к плавающему курсу рубля ЦБ не может ослабить рубль: единственным инструментом для этого являются массированные покупки валюты Банком России. Но, сознайтесь, ситуация, в которой Банк России будет добиваться ослабления национальной валюты, будет выглядеть, мягко говоря, странно, и не только для нас с вами, но и для Следственного комитета. Во-вторых, ослабление рубля ведет к росту бюджетных доходов только в том случае, если цены на нефть не снижаются; а практика свидетельствует об обратном: курс рубля в целом следует за котировками нефти, но девальвация рубля в случае удешевления нефти оказывается меньше по масштабам. На практике получается, что дешевая нефть (котировки в районе $30-35/барр.) с тем курсом рубля, который в этот момент формируется на рынке, дает бюджету меньше рублевых доходов, чем дорогая нефть ($45-50/барр.), хотя в эти моменты времени рубль укрепляется до уровней, которые вызывают тревогу у президента Путина и его помощников.

Сжатие экономики и падение нефтегазовых доходов привели по итогам первого полугодия к росту бюджетного дефицита до 4% ВВП против тех 3% ВВП, которые зафиксированы в законе о бюджете и которые представляются Минфину безопасным уровнем лишь в краткосрочной перспективе. Рост дефицита бюджета ведет к тому, что Минфин вынужден интенсивнее залезать в резервные фонды. Сегодня сценарий, при котором Резервный фонд обнулится уже в этом году, представляется весьма вероятным, а средств ФНБ на следующие два года, как мечтал Минфин еще полгода назад, явно не хватит. Все это Нестеренко видит вполне отчетливо. И также отчетливо она понимает, что надежд на улучшение экономической ситуации совсем немного. Даже прекращение экономического спада и выход на нулевые темпы роста по итогам года, что министру Улюкаеву видится как супероптимистичный вариант, не приведет к такому росту доходов бюджета, который позволит значимо сократить дефицит бюджета.

Но помимо этого Нестеренко понимает, что выполнение нормы закона об обязательной индексации зарплат и пенсий по темпам инфляции приведет к тому, что сокращение всех остальных расходов (кроме неприкосновенных военных) должно быть больше 10%, которые сегодня планирует Минфин. А сокращение бюджетных расходов неизбежно ведет к сокращению совокупного внутреннего спроса, ведь падение доходов федерального бюджета не является результатом снижения налоговых ставок, что оставляет больше ресурсов частному сектору. И все это только для того, чтобы дефицит бюджета не рос! Но министр финансов провозгласил другую цель - последовательно снижать дефицит в последующие годы на 1% ВВП. А поскольку федеральный бюджет планируется на трехлетку, то все ограничения нужно четко довести до бюджетополучателей уже сегодня, сформировав у них устойчивые негативные ожидания, ведь никакого просвета в бюджетной арифметике не проглядывается.

И вот когда все эти рассуждения в Минфине подкрепляются конкретными цифрами, то становится хорошо понятно, что то экономическое спокойствие, которое сегодня наблюдают российские власти, является неустойчивым и временным, что те штормы и бури, которые сегодня хорошо видны тем людям, что стоят на капитанском мостике Минфина, завтра обрушатся на экономику.

Секвестр или станок

Год назад я считал, что президент Путин не видит реальной мощи экономического кризиса, поскольку в тот момент у него с деньгами, то есть с бюджетом, все было хорошо: доходы бюджета превышали план, и министр финансов мог в любой момент достать из ниоткуда пару сотен миллиардов неучтенных рублей. В этом году такой трюк у министра Силуанова уже не проходит, и весь его оптимизм ограничивается тем, что плановые расходы бюджета будут профинансированы в полном объеме не только в этом году, но и в следующем, и, что самое главное, в 2018-м, в год президентских выборов.

После слов Нестеренко, похоже, президенту Путину предстоит уделять экономике гораздо больше внимания: геополитическое усиление России - вещь приятная, но доходов бюджету оно не добавляет. Более того, нарастание военно-политического противостояния с Западом неизбежно будет приводить к истощению казны и, следовательно, нарастанию социальной напряженности в стране. Если Нестеренко права и вероятность полного исчерпания резервных фондов к концу 2017 года высока, то перед началом нового президентского цикла Владимиру Путину предстоит нелегкий выбор: или ввести бюджетный секвестр в повседневную практику, или перейти к новой макроэкономической парадигме, которую сегодня еще не предлагает никто (ни Сергей Глазьев, ни Алексей Кудрин, ни Андрей Белоусов с Игорем Шуваловым), - начать использовать мощности печатного станка для финансирования не программ развития, а текущих расходов бюджета.

Я не знаю, какая из этих альтернатив представляется более разрушительной для Татьяны Нестеренко, но очевидно: и та, и другая вполне вписываются в ее понимание шторма, который она уже видит, а другие - еще нет.

Статьи по теме:

Каковы перспективы РФ в космической отрасли


28.04.16

За­пла­ни­ро­ван­ный три­умф рос­сий­ской кос­мо­нав­ти­ки - за­пуск пер­вой ра­ке­ты с но­во­го кос­мо­дро­ма Во­сточ­ный - вче­ра был пе­ре­не­сен. Ка­ко­вы пер­спек­ти­вы РФ в кос­ми­че­ской от­рас­ли?

 
Почему «Газпрому» поздно строить газопровод в Китай 08.12.15

При ны­неш­них це­нах на газ ре­корд­ный по объ­е­мам ин­ве­сти­ций про­ект «Га­з­про­ма» «Си­ла Си­би­ри» начнет при­но­сить при­быль толь­ко лет через трид­цать.

 

ТЕГИ

Курс НБУ на 23.08.2024
 
за
курс
uah
%
USD
1
41,2881
 0,0094
0,02
EUR
1
45,9826
 0,0846
0,18

Курс обміну валют на 23.08.24, 10:43
  куп. uah % прод. uah %
USD 40,9160  0,09 0,21 41,5220  0,07 0,17
EUR 45,5212  0,04 0,09 46,2480  0,05 0,12

Міжбанківський ринок на 23.08.24, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,1900  0,10 0,24 41,2150  0,09 0,22
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес