Фінансові новини
- |
- 05.11.24
- |
- 16:22
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
Власть хочет продавать госимущество на бирже, но такой биржи пока нет
09:37 30.01.2006 |
До последнего времени слабое развитие в Украине фондового рынка заботило только небольшую часть узких профессионалов. Все остальные констатировали этот факт, но не более того. Однако ноябрьским указом Президента о программе развития фондового рынка предусмотрена концентрация приватизационных торгов исключительно на биржах. Другими словами, если следовать духу и букве распоряжения главы государства, продать "Укртелеком" нужно именно там. Но в соответствии с законом: такой биржи у нас нет, поскольку все они должны создаваться исключительно в форме акционерных обществ. А единственный реально работающий аналог национальной биржевой площадки - ПФТС - существует в форме ассоциации...
Экскурс с ликбезом
С момента зарождения на просторах бывшего СССР рыночных отношений начали появляться многочисленные биржи. Чаще всего это были валютные и торговые площадки. Подавляющее большинство из них прожили короткую жизнь. До сегодняшнего дня из первых биржевых площадок успешно работает, пожалуй, только Московская межбанковская валютная биржа. Кстати, ее руководство ведет переговоры о слиянии с Российской торговой системой (РТС). РТС - это биржевая площадка, на которой торгуют ценными бумагами.
И тут самое время дать определение бирже. Говоря языком экономических учебников, это государственная, акционерная или иная организация, предоставляющая помещение, определенные гарантии, расчетные и информационные услуги для сделок с ценными бумагами, получающая комиссионные и накладывающая определенные ограничения на торговлю. В условиях современных промышленно развитых стран основная масса долгосрочных вложений капитала осуществляется при помощи фондовых бирж. Курс ценных бумаг определяется их доходностью и уровнем ссудного процента. Биржевой курс ценных бумаг колеблется в зависимости от соотношения между спросом и предложением. Сделки на фондовой бирже подразделяются на кассовые, при которых оплата ценных бумаг происходит сразу или в ближайшие 2 - 3 дня, и срочные, по которым расчеты производятся в течение месяца. Для биржевой практики характерны спекулятивные операции с целью получения дохода от разницы между курсами ценной бумаги (реализуемой на срок) на момент заключения сделки и на момент ее завершения.
Паспорт и площадка
В настоящее время в нашей стране функционируют 8 фондовых бирж и 2 торгово - информационные системы. Работают они с очень разной степенью успешности - 87% объемов торгов ценными бумагами в Украине проходит на ПФТС. Ее создали в середине 90 - х годов по образцу американской Nasdaq с помощью KPMG/Barents Group. Ассоциация "Первая фондовая торговая система" (она же ПФТС) является саморегулирующейся организацией профессиональных участников фондового рынка Украины и имеет соответствующее свидетельство, выданное Государственной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку Украины. Фактически это образец электронной биржи ценных бумаг Украины, которая работает в режиме "реального времени". Все члены ПФТС находятся в едином правовом поле как украинского законодательства, касающегося фондового рынка, так и внутренних правил и положений ассоциации. То есть кроме государственного регулирования, члены ПФТС согласились взять на себя дополнительные обязательства, гарантирующие честные и справедливые правила игры. Практика применения подобных регулирующих механизмов во многих развитых и развивающихся странах не оставляет сомнений в их исключительно позитивном влиянии на рынок ценных бумаг. ПФТС объединяет 188 членов.
Казалось бы, все в полном "шоколаде". Однако интрига присутствует, и неслабая. Группа компаний, входящих в ПФТС, приняла решение о создании собственной биржевой площадки. Инициаторы создания новой торговой площадки заявляют, что ПФТС не может в полной мере удовлетворить участников рынка, поскольку не имеет возможности быстро реорганизоваться в биржу и получить доступ к обслуживанию приватизационных сделок. Читатель спросит: а разве ПФТС - не биржа? Отвечаем. По документам ПФТС является не биржей, а торгово - информационной системой. При этом по выполняемым функциям, в принципе, ПФТС является полноценной биржевой площадкой. Однако в данной ситуации гораздо важнее - кто ты по "паспорту". Что интересно - лицензия на осуществление операций одинакова для бирж и для торгово - информационных систем, но... Ряд подзаконных актов, нормативных документов прописываются исключительно под биржевые торги. ПФТС сегодня не является биржей, и она не может уже полгода получить этот статус, так как другие биржи фактически блокируют это. При существующем положении вещей потенциальные покупатели не могут получить доступ к приватизационным сделкам. Ведь в наступившем году запланировано проведение приватизации "Укртелекома" и Криворожского горно - обогатительного комбината окисленных руд именно на бирже. По оценкам специалистов, сумма возможных торгов может составить около 2 миллиардов долларов (!). Глупо упускать такой лакомый кусочек. И это едва ли не главная причина желания операторов фондового рынка создать новую площадку.
Три нюанса
Во - первых, ПФТС пытается предотвратить возможность создания альтернативной биржи. И руководство ассоциации предприняло определенные шаги в этом направлении. Еще в июле 2005 года на внеочередном собрании членов системы было принято решение о создании ОАО "Фондовая биржа ПФТС". Учредителем ее будет сама ассоциация, которая получит 98% акций. Уставный фонд вновь создаваемого общества должен был составить 9,182 миллиона гривен, номинал акции - 2500 гривен. В акционеры абсолютно логично попали ассоциация ПФТС и ее члены - торговцы ценными бумагами. По словам президента ПФТС Ирины Зари, основной пакет акций должен принадлежать ассоциации ПФТС, но "будут созданы условия для участников торговой системы стать владельцем одной акции". Вместе с тем общее собрание считает, что статус акционера не должен быть обязательным условием допуска к торгам, да и законодательство также не содержит такого положения. И это первый интересный момент.
Второй нюанс заключается в следующем. По действующему законодательству Украины биржи должны создаваться исключительно в форме акционерных обществ. ПФТС же существует в форме ассоциации. Если провести аналогию, то получается следующая забавная картина. Коммерческие банки могут быть открытыми акционерными обществами, закрытыми акционерными обществами, обществами с ограниченной ответственностью. При этом им выдаются принципиально схожие банковские лицензии. То есть лицензии имеют неодинаковое содержание с точки зрения перечня разрешенных к выполнению банковских операций и услуг. Но этот перечень может зависеть абсолютно от чего угодно, кроме формы собственности, в которой создается банковское учреждение. В отношении площадок, торгующих ценными бумагами, на практике действует менее логичный подход. И вариантов решения проблемы не так уж много - либо менять действующее законодательство, либо выполнять существующие условия.
Третий интересный момент - это существующая инфраструктура организации торгов. Нельзя однозначно утверждать, что она соответствует требованиям участников рынка. Например, на ПФТС фактически отсутствует рынок заявок. Несколько лет назад была предпринята попытка его создать, однако, по мнению организаторов торгов, интерес участников рынка к нему был невелик. Возможно, именно так и было раньше. Однако "времена меняются - меняемся и мы". Похоже, что спрос на формирование подобного рода технологии и услуги сформировался серьезный, но в ПФТС предпочитают этого не замечать.
Вместо послесловия
Вообще, если проанализировать высказывания участников рынка, которые входят в число инициаторов создания новой биржевой площадки, они не горят желанием разорвать свои отношения с ПФТС. Так, президент компании "Кинто" Сергей Оксанич отметил, что вначале "фондовики" намерены провести переговоры с ПФТС, предложив ей объединение. В случае, если желание сотрудничать не будет обоюдным, компании намерены развивать биржу самостоятельно. По словам Оксанича, новая биржа должна стать так называемой "фабрикой цены", на которой можно будет формировать реальную стоимость ценных бумаг. Ко всему прочему, создание новой биржевой площадки потребует времени и денег. И если о первом факторе можно сказать, что он займет от 3 до 6 месяцев, то затраты могут оказаться неподъемными. Ведь программный продукт, техника и многие другие необходимые вещи стоят недешево. По оценкам специалистов, на создание эффективной системы биржевых торгов необходимо потратить около $10 млн.
Есть основания предполагать, что на самом деле операторов фондового рынка не устраивает фактическое "почивание на лаврах", характеризующее в последнее время ПФТС. Скорее всего, "фондовики" намерениями создать альтернативную биржевую площадку пытаются подтолкнуть ПФТС к различного рода преобразованиям - начиная от смены формы собственности, необходимой для превращения в биржу, и заканчивая внедрением современных биржевых технологий. Складывается впечатление, что в ПФТС это понимают, но преобразований не жаждут. Об этом свидетельствует хотя бы то, что отказ в регистрации ПФТС в качестве биржи был получен еще в сентябре, на пороге февраль, а активных действий со стороны ассоциации не видно. Хотя до начала активной приватизации остались считанные недели. И возможно, случится так, что ввиду нерешенных проблем со статусом ПФТС и волокиты с созданием альтернативной биржи тот же "Укртелеком" выставят на продажу на какой - то (условно говоря) Мелитопольской товарно - сырьевой бирже, успевшей оформить необходимые документы, чтобы стать площадкой для миллиардного торга...
Константин ШМИДТ