Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

"Киевские Ведомости": Развиваются факторы удорожания кредитов

10:16 28.11.2003 |

Фінанси

Прошло время, когда НБУ мог заявлять, что кризиса ликвидности банковской системы нет. Чиновники признали ситуацию ненормальной, одновременно отказавшись видеть в этом свою вину. А предпринятые Нацбанком шаги для снижения ставок пока больше напоминают PR - акцию.

НБУ стало трудно делать вид, что кризиса ликвидности банков не существует, когда на депо - рынке за гривневый overnight (кредит на ночь) стали просить 55% годовых.

Миллиарды, направленные Нацбанком на рефинансирование, рынок не ощутил. Еще бы - способны ли падать ставки, если те, кто испытывает реальные проблемы с ликвидностью, не могут получить ни копейки государственных денег? Они или не выполняют некоторые нормативы, или не "тянут" на минимальную сумму рефинансирования - 100 тыс. грн. А еще не стоит забывать давний принцип НБУ: банк, который слишком часто обращается за рефинансированием, - "плохой".

Виновник дефицита гривни, без сомнения, был известен Нацбанку не один месяц. Кабмин давно аккумулировал деньги на счетах Госказначейства именно в НБУ. О систематичности стягивания средств говорит их огромный объем: 7,5 млрд. грн. Даже если около 500 млн. долл. могли остаться нерастраченными от еврооблигационного займа этого года, неэлегантно "выпирают" 4,7 млрд. грн. в национальной валюте. Это и есть деньги, которые государство получило в результате исполнения доходной части бюджета, но не спешит тратить.

За ноябрь сальдо поступления средств на счет Казначейства в НБУ составило порядка 700 млн. грн. Давно ли там появились оставшиеся 4 млрд. грн.? Видимо, да. Резкое изъятие такой суммы из оборота рынок бы заметил. Вывод один - ничего подобного не было. День за днем банки наращивали активные операции, а государство не спеша аккумулировало бюджетные поступления. Наблюдался только рост ставок на межбанковском рынке. Но НБУ, зная, куда реально девались деньги, указывал пальцем на "нерадивые" банки, которые "беспричинно" завышали цены на ресурсы.

На днях НБУ решился признать ситуацию ненормальной, при этом переложив вину на Казначейство и не забыв пожурить подконтрольные учреждения, которые все же необоснованно берут гривню по завышенным ставкам.

Далее НБУ пришлось бороться с кризисом. Он временно увеличил лимит рефинансирования с 30% до 50% от обязательных резервов банка за предыдущий месяц, а также уменьшил норматив резервирования по депозитам до востребования с 10% до 8%.

Способны ли эти меры решить проблемы с ликвидностью банков, а заодно и "сбить" процентные ставки на депо - рынке? На первый взгляд, это уже произошло. В понедельник гривня overnight стоила 10/18% годовых вместо 40/55% в прошлую среду. Однако является ли падение ставок окончательным и бесповоротным? Для ответа на этот вопрос необходимо оценить возможный эффект принятых НБУ решений.

На позапрошлой неделе объем рефинансирования был рекордным - 2,0262 млрд. грн. Однако по ее итогам ставки выросли с 12/15% до 19/22%. На следующей неделе рост цен продолжился. Налицо неэффективность рефинансирования в решении проблемы высоких ставок. Это вполне объяснимо. За счет денег государства "перекрывались", в основном, крупные банки, которые продолжали наращивать кредиты экономике и одновременно через депо - рынок давали гривню взаймы мелким. А последние, как уже говорилось выше, не могли напрямую обратиться к НБУ, и брали ссуды по "потолочным" ценам. Нетрудно предположить, какая группа банков ощутит преимущества увеличения лимита рефинансирования НБУ.

Следовательно, наблюдаемое падение ставок произошло исключительно за счет снижения норматива резервирования по депозитам до востребования. Однако очевидна ограниченность и этой меры воздействия на рынок.

Распределение счетов до востребования между банками крайне неравномерное. И опять в пользу крупных банков, не имеющих проблем с ликвидностью. К началу октября первая десятка учреждений (кроме "Проминвестбанка") контролировала 56,49% вкладов до востребования юрлиц и 82,01% - физлиц. А если посчитать депозиты по первым двадцати учреждениям, на все остальные сто тридцать с лишним остаются считанные сотни миллионов.

Это не случайно. Как правило, небольшие банки обслуживают всего несколько предприятий. Не имея разветвленной структуры отделений и филиалов, они могли формировать свои пассивы преимущественно за счет нестабильных остатков на текущих счетах обслуживаемых компаний. Как правило, последние - предприятия небольшие. Не исключено, что их текущие счета временами даже пустуют. Приходится "перекрываться" с межбанка. Как результат, сегодня пассивы многих небольших учреждений - сочетание межбанковских кредитов и нестабильных остатков на текущих счетах предприятий.

Какой объем средств прибавится у этих банков в результате снижения нормы резервирования по вкладам до востребования на 2%? Явно небольшой.

НБУ высказал надежду, что в результате временного изменения норматива в банковской системе высвободится около 400 млн. грн. Вероятно, он также надеется, что за счет внезапно появившихся гривень крупные банки начнут кредитовать мелких коллег на депо - рынке по низким ставкам.

Но что такое 400 млн. грн.? Для сравнения, 200 млн. грн. - это средняя сумма, которую привлекает на межбанке крупное учреждение. Более того, этих денег депо - рынок может вообще не увидеть, если они разойдутся на кредиты реальному сектору.

Поэтому банкиры считают, что "снижение норматива резервирования - политический, а не экономический шаг НБУ". Таким путем государство показывает, что оно следит за рынком и готово вмешаться в его работу. На практике, если Кабмин не начнет тратить деньги со счетов Казначейства, "мелочь" имеет реальные шансы и дальше получать ссуды по завышенным ставкам. Если исключить админресурс НБУ, ничто не удержит крупные банки от искушения продать overnight не по 18%, а по 40%. Что неизбежно повлияет на подорожание кредитов экономике.

Сергей ЛЯМЕЦ

За матеріалами: Киевские Ведомости
 

ТЕГИ

Курс НБУ на сьогодні
 
за
курс
uah
%
USD
1
41,5035
 0,0648
0,16
EUR
1
43,6824
 0,2091
0,48

Курс обміну валют на вчора, 10:29
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,1308  0,11 0,27 41,7712  0,09 0,22
EUR 43,2628  0,25 0,57 44,0184  0,18 0,41

Міжбанківський ринок на вчора, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,4850  0,08 0,18 41,5100  0,09 0,22
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес