Фінансові новини
- |
- 25.12.24
- |
- 15:48
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
Банки возобновили массовую штамповку пластиковых карт и вернулись к агрессивным технологиям продвижения этой продукции
23:04 14.03.2012 |
Гриньков Дмитрий Михайлович
Немного оправившись от последствий кризиса 2008-2009 гг., банки вновь готовы раздавать карточки направо и налево. В итоге, более половины владельцев платежных карт, оформляемых в украинских банках, пользуются ими не по собственной воле. Это подтверждают результаты исследования, проведенного компанией GFK Ukraine в конце 2011 г.
По данным опроса, чаще всего клиенты отечественных банков обзаводятся платежными картами по инициативе работодателя. В исследовании участвовали граждане, оформившие в банках платежные, зарплатные или кредитные карты. Как выяснилось, почти в 70% случаев выдача карт в большинстве отечественных банков была инициирована предприятиями или компаниями, в которых работают респонденты.
По собственной инициативе карточку получили только 18%, или каждый пятый из опрошенных клиентов банков. В первую очередь украинцы используют "пластик" для получения зарплаты. В 19% случаев - для получения пенсии, в 5% - стипендии и в 9% - для других целей.
Опрос показал, что наиболее активно навязывают свои карточки банки, лидирующие на данном рынке. Больше всего карт по инициативе работодателя было открыто в УкрСиббанке - 67%, в "Райффайзен Банке Аваль" - 58% и в ПриватБанке - 41%.
С учетом столь агрессивных методов продвижения "карточной продукции", неудивительно, что номинально количество "пластика" на руках у населения интенсивно растет. В частности, по данным НБУ, за 2011 г. количество активных платежных карт в обращении увеличилось на 17% (более 5 млн) - почти до 35 млн шт. Для сравнения: за 2010 г. прирост составил всего 300 тыс. карт.
Напомним, что к категории активных регулятор относит такие карты, с помощью которых за последний год была проведена хотя бы одна расходная операция (списаны средства). Впрочем, даже участники рынка признают, что столь "мягкий" критерий отнесения карт к группе активных искажает реальную картину. Отметим, что с учетом неактивных карт (срок действия не истек, но "пластик" не используется) общее количество карточек достигло почти 58 млн шт.
То есть доля активных пластиковых карт составляет 60%. Чаще всего неактивными являются навязанные клиентам "кредитки" - банки выпускают и раздают их, но клиенты их попросту не активируют. Показательно, что "карточники", наоборот, констатируют сокращение количества "пустых" карт. Дескать, банки больше не склонны к расточительству образца докризисных лет.
Отметим, что прошлогодний прирост количества банковских карт в основном был обеспечен за счет выпуска "кредиток". Их уже 8,2 млн шт. Впрочем, как БИЗНЕС писал (см. статью "Взяли мизер"), в IV квартале прошлого года темпы эмиссии кредитных карт резко замедлились.
Так, за указанный период прирост "кредиток" составил 300 тыс.шт., тогда как за 9 месяцев прошлого года - 2,3 млн шт., или в среднем более 700 тыс. за квартал.
Любопытно, что на начало 2012 г. больше всего карт оказалось на руках у жителей Днепропетровской области - почти 4,4 млн шт. При этом население региона не превышает 3,4 млн жителей. Очевидно, что такой уровень проникновения карт в массы объясняется активностью ПриватБанка, штаб-квартира которого, как известно, базируется в Днепропетровске.
Тем более что именно этот банк в 2011 г. стал безоговорочным лидером по приросту платежных карт: он увеличил количество активного "пластика" на 3,7 млн шт., до 18,2 млн шт. Вместе с тем банк лидирует и по количеству "нерабочих" карт. Большой долей их в общем объеме выпуска отличаются и другие финучреждения, активно раздающие "кредитки", в частности "Дельта Банк" и банк "Русский Стандарт".
Второе место по приросту активного "пластика" в 2011 г. занял ПУМБ. Впрочем, его успех является во многом чисто статистическим, поскольку объясняется объединением ПУМБа с Донгорбанком.
Достаточно активно карточную эмиссию наращивали "Райффайзен Банк Аваль" (+353 тыс.карт), "Дельта Банк" (+272 тыс.), Ощадбанк (+205 тыс.). Вместе с тем многие банки сокращали количество активных карт в обращении. Наиболее энергично это делал Брокбизнесбанк (-150 тыс. карт).
Инфраструктура
Справедливости ради отметим, что по итогам 2011 г. существенно увеличились обороты отечественного карточного рынка. Так, объем безналичных платежей с использованием карт увеличился в денежном выражении на 58%, до 46,3 млрд грн. Впрочем, гораздо чаще граждане предпочитают снимать наличность в банкоматах.
К началу 2012 г. доля безналичных расчетов лишь немного превысила 8% от общего оборота карточных транзакций. Примечательно, что средняя сумма одной безналичной транзакции составила 217 грн., тогда как "средний чек" снятия наличных в банкомате - 800 грн. Положительная динамика карточного рынка стимулирует его участников к дальнейшему развитию инфраструктуры.
В 2011 г. количество банкоматов, установленных на территории страны, увеличилось почти на 3 тыс., до 33 тыс. устройств. Более 1900 машин разместил ПриватБанк. Более чем на сотню устройств пополнили свои парки Брокбизнесбанк и "Надра Банк". В то же время сокращали банкоматные парки такие финучреждения, как Проминвестбанк (-166 АТМ), "ОТП Банк" (-41), Кредобанк (-35).
Сеть торговых PoS-терминалов в прошлом году увеличилась на 14 тыс., до 94 тыс.шт. Почти 6 тыс. дополнительных терминалов установил ПриватБанк. На втором месте по приросту эквайринговой сети - Укрэксимбанк (+3,2 тыс. устройств). Сворачивали терминальные сети Проминвестбанк (-1756 устройств), банк "Финансы и Кредит" (-133), Сведбанк (-91) и др.
"Карточники" - об итогах
Антон Романчук (35), председатель правления Украинского процессингового центра (UPC; г.Киев; обработка карточных операций; с 1997 г.; 200 чел.):
- В 2011 г. впервые количество активных карточек у наших клиентов увеличилось на 6%. В то время как в 2010 г., по сравнению с 2009 г., уменьшилось на 15%, а в 2009 г., по сравнению с 2008 г., - примерно на 6%. Следует отметить также то, что транзакций стало больше на 23%, тогда как годом ранее - всего на 10%.
Транзакции из расчета на одну карточку в прошлом году уменьшились до 2,5-2,8 операций в месяц, тогда как в 2010 г. на одну карту приходилось 3-3,5 операции. Конечно, логично предположить, что банки стали выпускать больше "пустых" карт.
Тем не менее мы больше склонны к другому объяснению. Дело в том, что банки наращивали эмиссию в основном за счет кредитных карт, которые реже используются. В той же Европе с помощью кредитных карт держатели проводят в среднем втрое меньше транзакций, чем с дебетным "пластиком".
Кроме того, стало меньше неактивных карт. В 2009-2010 гг. их количество достигало 58% от общей эмиссии. Сейчас же доля нерабочих карт сократилась до 30%. То есть банки ведут карточный бизнес более эффективно, реально оптимизируют свой карточный оборот. Подчеркну, что мы считаем активной карту, с помощью которой совершается хотя бы одна финансовая транзакция в квартал.
Если считать рабочей карту, по которой совершается одна операция в год, то в эту группу попадут, по сути, одноразовые карты, используемые в качестве инструмента для выдачи кредитов наличными. Клиент обналичил средства, карточку выбросил, а она продолжает учитываться в активной эмиссии еще год.
Александр Карпов (40), директор Украинской межбанковской ассоциации членов платежных систем (ЕМА; г.Киев; с 1999 г.; 100 членов):
- Количество безналичных операций увеличивается шесть кварталов кряду. Это значит, что привычки держателей карт постепенно меняются. При этом меня на данном этапе мало заботит, какова доля безналичных транзакций в общем карточном обороте.
Сейчас участники рынка дискутируют по поводу того, что же больше способствовало увеличению безналичных платежей - кампания по PoS-терминализации или же активное продвижение кредитных карт, которые априори предназначены в первую очередь для расчетов.
Статистика свидетельствует, что прирост карт и увеличение количества торговых терминалов в прошлом году составили 17-18%, тогда как количество безналичных операций выросло на 70%. Поэтому я все же склонен считать, что популяризации безналичных расчетов больше способствовала PoS-терминализация.
Хотя, скорее всего, через пару лет более активным драйвером развития "безнала" будут именно "кредитки". Не совсем разделяю мнение о том, что 2011 г. был похож на 2007-2008 гг. в том смысле, что банки раздавали "пластик" направо и налево.
Если такое и было, то не массово, и продвижение карт было более эффективным, чем до кризиса. Считать научились все, и бросать деньги на ветер никто никому не позволяет. Иначе люди просто рискуют потерять работу. Достаточно посмотреть на финансовые результаты работы банковской системы, чтобы понять, что никто не станет выбрасывать даже $100 тыс. на проекты, которые не "выстрелят".
|
|
ТЕГИ
ТОП-НОВИНИ
ПІДПИСКА НА НОВИНИ
Для підписки на розсилку новин введіть Вашу поштову адресу :