Фінансові новини
- |
- 20.12.25
- |
- 09:36
- |
-
RSS - |
- мапа сайту
Авторизация
В борьбе за заемщиков банки вынуждены снижать ставки и смягчать условия автокредитования
18:09 09.11.2010 |
По состоянию на начало ноября автокредиты предоставляют около 40 банков, тогда как в начале года активных игроков было менее десятка. Конкуренция на рынке приводит к смягчению условий кредитования и снижению процентных ставок.
Мягкая посадка
Если в начале года большинство кредиторов требовали первоначальный взнос в размере не менее 40% стоимости покупаемого авто, то сейчас на рынке имеется достаточно кредитных предложений с 20%-ным (а иногда и меньшим — см. “Банкир — о рисках”) взносом на момент покупки.
Если еще четыре месяца назад эффективные процентные ставки по автокредитам колебались в пределах 21-31% годовых (см. статью "Средства на передвижение" ), то сейчас кредиты стоимостью более 20% годовых предлагаются крайне редко. Кроме того, максимальный срок кредитования увеличился до 5 лет, а в некоторых банках — и до 7 лет.
Финучреждения активно предлагают плавающие процентные ставки. В таких случаях обычно предусматривается ежегодный пересмотр стоимости кредита в зависимости от цены ресурсов. В качестве индикатора банки используют процентные ставки по депозитам населения на 6 или 12 месяцев.
Все это происходит на фоне почти двукратного роста рынка автокредитования. По данным участников рынка, в январе — сентябре 2010 г. населению было продано почти 100,5 тыс. новых легковых автомобилей на общую сумму более 18 млрд грн.
При этом около 11,2 тыс.авто (т.е. чуть более 11%) было реализовано в кредит на общую сумму почти 1,7 млрд грн. Для сравнения: за 9 месяцев 2009 г. в рассрочку граждане приобрели всего 6,1 тыс. транспортных средств на 0,9 млрд грн.
Отметим, что доля проданных в кредит автомобилей растет даже быстрее рынка автокредитования: если по итогам 2009 г. этот показатель составлял 5,5%, то в сентябре 2010 г. — 12,6%. Напомним, до кризиса каждая вторая новая “легковушка” реализовывалась в кредит.

Из авто, приобретаемых в кредит, только 20% произведены в странах СНГ. Лидером по реализации в рассрочку в январе — сентябре стали автомобили марки Renault — их было продано почти 1,4 тыс. штук. На втором месте ВАЗ (более 1,2 тыс. машин) и на третьем — ЗАЗ (более 1 тыс. авто). Кстати, автомобили марки Renault чаще других реализуются в кредит (24% всех купленных машин этой марки). Также в рассрочку продано 17% всех автомобилей марок Mazda и Nissan.
Чаще всего, а именно в 40% случаев, речь идет о машинах стоимостью 71-110 тыс.грн., что ниже средней цены авто, составляющей 152 тыс.грн.
Как и до кризиса, кредиторы активно сотрудничают с автосалонами в рамках программ кредитования покупки авто конкретных марок. Зачастую в таких случаях рекламируются кредиты под 0%. Однако следует отметить, что такие предложения предполагают завышенные первоначальные взносы — около 75% стоимости авто, а также небольшой срок кредитования — до 1 года.
Великие классификаторы
Следует отметить существенную дифференциацию условий кредитования. В частности, стоимость кредитов зависит от срока и размера первоначального взноса. Закономерность проста: чем больше срок кредитования и ниже первоначальный взнос, тем выше процентная ставка.
Например, автокредит от “ОТП Банка” на 1 год с первоначальным взносом 75% будет стоить 7% годовых, тогда как процентная ставка по пятилетней ссуде с первоначальным взносом в 40% составит 18% годовых. Более того, после кризиса многие банки разрабатывают условия кредитования в зависимости от марки приобретаемого авто.
К примеру, “Пиреус Банк” делит все марки автомобилей на две категории. Для первой, включающей 13 наименований (среди которых Hyundai, Toyota, Mitsubishi, Mazda, Volkswagen, Skoda), действуют более мягкие условия кредитования: первоначальный взнос — 25-35%, процентная ставка — 19-20% годовых (параметры варьируются в зависимости от срока кредитования).
Для второй категории, состоящей из 20 наименований (входят наиболее популярные марки — ВАЗ, Daewoo, Nissan, Chevrolet), действуют более жесткие условия кредитования: первоначальный взнос — 40-45%, процентная ставка — 21-21,5% годовых.
Дело в том, что банкиры уже успели установить зависимость между маркой автомобиля и долей просрочки по кредитам. Оказывается, дефолты по автокредитам, предоставленным на покупку некоторых марок авто, происходят наиболее часто.
Более того, как выяснилось, автомобили определенных марок особенно часто разбиваются вследствие езды по украинским дорогам. Проблемным заемщикам (или банкам) тяжело выгодно продать такие автомобили. Дабы обезопасить себя от подобного рода проблем, банкиры не спешат снижать размер первоначального взноса по кредитам на покупку автомобилей проблемных марок.
Банкиры — …
…о конкуренции
Иван Кузовкин (38), заместитель председателя правления Банка Кипра (г.Киев; с 1991 г.; 400 чел.):
— В сентябре на рынок автокредитования вышли примерно 30 игроков (ранее их было всего 10. — Ред.). Но рынок растет не так быстро, как количеств участников, поэтому конкуренция резко обострилась.
Новички, разумеется, предлагают более лояльные условия кредитования. Например, некоторые банки учитывают не только официальные доходы заемщика и готовы выдавать кредит, если ежемесячный платеж составляет 80% чистого дохода клиента. Кроме того, предлагаются кредиты на покупку страховки КАСКО.
Есть кредиты на срок до 7 лет, что очень рискованно для банка. В результате снижения требований к потенциальным заемщикам уменьшается процент отказов в выдаче займов. Сейчас удовлетворяются 75-78% заявок, тогда как в начале года — менее 70%.
Думаю, в ближайшее время количество участников рынка перестанет расти, конкуренция станет более цивилизованной и дальнейшей либерализации условий кредитования не произойдет.
…о дифференциации
Михаил Кузьмин (49), член правления “ОТП Банка” (г.Киев; с 1998 г.; 3,5 тыс.чел.):
— Предоставляя автокредиты, мы разделили все марки автомобилей на три группы в зависимости от оценки потенциальных потерь. Эта оценка проводилась на основании опыта (статистики) работы с проблемными автокредитами.
Учитывались два фактора: уровень дефолтов по кредитам на покупку авто той или иной марки и величина потерь (дисконт) при реализации залоговых автомобилей. В зависимости от принадлежности авто к группе риска устанавливаются различные первоначальные взносы.
По кредитам на покупку наименее рисковых машин первоначальный взнос составляет не менее 25%, тогда как по наиболее рисковым — не менее 40%. Любопытно, что недорогие и популярные марки относятся к группе наименее рисковых.
Это связано с тем, что для них есть ликвидный вторичный рынок. В то же время дорогие автомобили реже продаются на вторичном рынке. К тому же цена нового автомобиля премиум-класса падает на 40%, как только человек садится в него и выезжает из автосалона.
…о рисках
Андрей Рязанцев (34), председатель правления “Плюс Банка” (г.Ивано-Франковск; с 1991 г.; 1 тыс.чел.):
— Мы не дифференцируем условия кредитования в зависимости от марки автомобиля, разве что выделяем в отдельную группу автомобили китайского производства. На наш взгляд, управлять рисками целесообразнее с помощью условий кредитования (размер первоначального взноса) и требований к потенциальным заемщикам (уровень доходов).
Безусловно, есть тенденция к снижению первоначальных взносов. Например, у нас достаточно популярны продукты с 10%-ным первоначальным взносом от стоимости авто. В то же время среднее значение этого показателя по портфелю автокредитов в нашем банке составляет 25%. Кроме того, мы не учитываем неофициальные доходы заемщиков.
Поэтому уровень просрочки по автокредитам, выданным после кризиса, минимальный. Речь идет о единичных случаях, которые зачастую связаны с мошенничеством.
Гриньков Дмитрий Михайлович
ТЕГИ
ТОП-НОВИНИ
ПІДПИСКА НА НОВИНИ
Для підписки на розсилку новин введіть Вашу поштову адресу :


Саміт Європейського Союзу затвердив рішення про спільне запозичення для України на суму 90 млрд євро.
Президент України Володимир Зеленський повідомив, що поки що не зміг
отримати розгорнуту відповідь про алгоритм дій США в рамках гарантій
безпеки Україні на випадок повторної агресії РФ.
Власники 99,06% ВВП-варантів, які перебувають в обігу на загальну суму $2,635 млрд, підтримали їх повний обмін на звичайні єврооблігації України, йдеться у біржовому повідомленні України у четвер.
З 1 січня 2027 року платники єдиного податку з доходом від 1 млн грн повинні будуть сплачувати 20% ПДВ
Кабінет міністрів України дозволив Міністерству фінансів понаднормово
запозичити 55 млрд грн. Їх планують використовувати на початку
наступного року.
Кожен власник складу рано чи пізно стикається з банальною проблемою -
місця не вистачає. Товарів стає більше, асортимент росте, а стіни
приміщення залишаються на місці.
В Україні стартував оборонний збір на 1 млрд грн для захисту від "Шахедів". Про це повідомляє пресслужба Фонду Сергія Притули. Проєкт під назвою "Єдинозбір" проводиться фондом спільно з 412 бригадою Nemesis та Світовим Конґресом Українців.
Ціни на золото і срібло зросли до рекордних максимумів на тлі
повільнішої, ніж очікувалося, інфляції в США, яка підтримала прогнози на
подальше зниження процентних ставок.
За попередніми ітогами 2025 року, криптовалютна біржа Binance лідирує за
обсягами торгованих криптоактивів. У 2025 році сукупний притік
криптовалют на Binance досяг нового історичного максимуму - $1,17 трлн,
що на 31% більше, ніж у 2024 році.
Регулятор банківського ринку вважає, що Верховна Рада повинна відійти від практики мораторіїв на роботу з NPL
Щорічне зростання чистих гривневих кредитів бізнесу прискорилося до 35%, а роздрібного кредитування - до 33%.
Долар США вдень у четвер дорожчає до євро та єни, але знижується до фунта стерлінгів.
Загалом від початку заснування Фонду сума виплат гарантованого
відшкодування склала 105,0 млрд грн, відшкодування отримали 95,9%
вкладників банків, зазначено у повідомленні.
За відповідне рішення проголосувало 264 народних депутата. Відповідний законопроєкт був зареєстрований 1 жовтня 2025 року.
Йдеться про застосунок, пов'язаний із Sei - блокчейном рівня Layer 1,
який створили спеціально для торгівлі цифровими активами. Застосунок
попередньо встановлюватимуть на всі нові смартфони Xiaomi, що
продаватимуться за межами материкового Китаю та США.
За словами спікерів, одразу після початку повномасштабного вторгнення РФ
у лютому 2022 року Україна перенесла критичні масиви даних до
дата-центрів на території ЄС. Уже в 2023 році стратегія була
трансформована в бік створення суверенних національних дата-центрів із
підтримкою транскордонних рішень резервного копіювання.
Google анонсувала новий експериментальний веббраузер під назвою
Disco, що орієнтований на інтеграцію ШІ у процес перегляду сторінок.
Першою функцією браузера стала GenTabs - віджети, створені на основі
відкритих вкладок, історії чатів і запитів користувача.
AMD може розглядати 2-нм техпроцес Samsung для випуску майбутніх
чипів. Про це повідомляють джерела з Південної Кореї.
Європейський Союз розглядає можливість п'ятирічної відстрочки своєї
заборони на використання двигунів внутрішнього згоряння після сильного
тиску з боку деяких найбільших автомобільних країн регіону.
Зловмисники застосовують нову схему для поширення шкідливого ПЗ Atomic
macOS Stealer (AMOS), використовуючи довіру користувачів до чат-ботів на
зразок ChatGPT від OpenAI чи Grok від xAI. Про це повідомляє Huntress у
своєму дослідженні.
У листопаді український автопарк поповнили понад 11 тис.
автотранспортних засобів на акумуляторних джерелах живлення (BEV). Це
майже втричі більше, ніж у листопаді торік.