Фінансові новини
- |
- 27.12.24
- |
- 11:02
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
В борьбе за заемщиков банки вынуждены снижать ставки и смягчать условия автокредитования
18:09 09.11.2010 |
По состоянию на начало ноября автокредиты предоставляют около 40 банков, тогда как в начале года активных игроков было менее десятка. Конкуренция на рынке приводит к смягчению условий кредитования и снижению процентных ставок.
Мягкая посадка
Если в начале года большинство кредиторов требовали первоначальный взнос в размере не менее 40% стоимости покупаемого авто, то сейчас на рынке имеется достаточно кредитных предложений с 20%-ным (а иногда и меньшим — см. “Банкир — о рисках”) взносом на момент покупки.
Если еще четыре месяца назад эффективные процентные ставки по автокредитам колебались в пределах 21-31% годовых (см. статью "Средства на передвижение" ), то сейчас кредиты стоимостью более 20% годовых предлагаются крайне редко. Кроме того, максимальный срок кредитования увеличился до 5 лет, а в некоторых банках — и до 7 лет.
Финучреждения активно предлагают плавающие процентные ставки. В таких случаях обычно предусматривается ежегодный пересмотр стоимости кредита в зависимости от цены ресурсов. В качестве индикатора банки используют процентные ставки по депозитам населения на 6 или 12 месяцев.
Все это происходит на фоне почти двукратного роста рынка автокредитования. По данным участников рынка, в январе — сентябре 2010 г. населению было продано почти 100,5 тыс. новых легковых автомобилей на общую сумму более 18 млрд грн.
При этом около 11,2 тыс.авто (т.е. чуть более 11%) было реализовано в кредит на общую сумму почти 1,7 млрд грн. Для сравнения: за 9 месяцев 2009 г. в рассрочку граждане приобрели всего 6,1 тыс. транспортных средств на 0,9 млрд грн.
Отметим, что доля проданных в кредит автомобилей растет даже быстрее рынка автокредитования: если по итогам 2009 г. этот показатель составлял 5,5%, то в сентябре 2010 г. — 12,6%. Напомним, до кризиса каждая вторая новая “легковушка” реализовывалась в кредит.
Из авто, приобретаемых в кредит, только 20% произведены в странах СНГ. Лидером по реализации в рассрочку в январе — сентябре стали автомобили марки Renault — их было продано почти 1,4 тыс. штук. На втором месте ВАЗ (более 1,2 тыс. машин) и на третьем — ЗАЗ (более 1 тыс. авто). Кстати, автомобили марки Renault чаще других реализуются в кредит (24% всех купленных машин этой марки). Также в рассрочку продано 17% всех автомобилей марок Mazda и Nissan.
Чаще всего, а именно в 40% случаев, речь идет о машинах стоимостью 71-110 тыс.грн., что ниже средней цены авто, составляющей 152 тыс.грн.
Как и до кризиса, кредиторы активно сотрудничают с автосалонами в рамках программ кредитования покупки авто конкретных марок. Зачастую в таких случаях рекламируются кредиты под 0%. Однако следует отметить, что такие предложения предполагают завышенные первоначальные взносы — около 75% стоимости авто, а также небольшой срок кредитования — до 1 года.
Великие классификаторы
Следует отметить существенную дифференциацию условий кредитования. В частности, стоимость кредитов зависит от срока и размера первоначального взноса. Закономерность проста: чем больше срок кредитования и ниже первоначальный взнос, тем выше процентная ставка.
Например, автокредит от “ОТП Банка” на 1 год с первоначальным взносом 75% будет стоить 7% годовых, тогда как процентная ставка по пятилетней ссуде с первоначальным взносом в 40% составит 18% годовых. Более того, после кризиса многие банки разрабатывают условия кредитования в зависимости от марки приобретаемого авто.
К примеру, “Пиреус Банк” делит все марки автомобилей на две категории. Для первой, включающей 13 наименований (среди которых Hyundai, Toyota, Mitsubishi, Mazda, Volkswagen, Skoda), действуют более мягкие условия кредитования: первоначальный взнос — 25-35%, процентная ставка — 19-20% годовых (параметры варьируются в зависимости от срока кредитования).
Для второй категории, состоящей из 20 наименований (входят наиболее популярные марки — ВАЗ, Daewoo, Nissan, Chevrolet), действуют более жесткие условия кредитования: первоначальный взнос — 40-45%, процентная ставка — 21-21,5% годовых.
Дело в том, что банкиры уже успели установить зависимость между маркой автомобиля и долей просрочки по кредитам. Оказывается, дефолты по автокредитам, предоставленным на покупку некоторых марок авто, происходят наиболее часто.
Более того, как выяснилось, автомобили определенных марок особенно часто разбиваются вследствие езды по украинским дорогам. Проблемным заемщикам (или банкам) тяжело выгодно продать такие автомобили. Дабы обезопасить себя от подобного рода проблем, банкиры не спешат снижать размер первоначального взноса по кредитам на покупку автомобилей проблемных марок.
Банкиры — …
…о конкуренции
Иван Кузовкин (38), заместитель председателя правления Банка Кипра (г.Киев; с 1991 г.; 400 чел.):
— В сентябре на рынок автокредитования вышли примерно 30 игроков (ранее их было всего 10. — Ред.). Но рынок растет не так быстро, как количеств участников, поэтому конкуренция резко обострилась.
Новички, разумеется, предлагают более лояльные условия кредитования. Например, некоторые банки учитывают не только официальные доходы заемщика и готовы выдавать кредит, если ежемесячный платеж составляет 80% чистого дохода клиента. Кроме того, предлагаются кредиты на покупку страховки КАСКО.
Есть кредиты на срок до 7 лет, что очень рискованно для банка. В результате снижения требований к потенциальным заемщикам уменьшается процент отказов в выдаче займов. Сейчас удовлетворяются 75-78% заявок, тогда как в начале года — менее 70%.
Думаю, в ближайшее время количество участников рынка перестанет расти, конкуренция станет более цивилизованной и дальнейшей либерализации условий кредитования не произойдет.
…о дифференциации
Михаил Кузьмин (49), член правления “ОТП Банка” (г.Киев; с 1998 г.; 3,5 тыс.чел.):
— Предоставляя автокредиты, мы разделили все марки автомобилей на три группы в зависимости от оценки потенциальных потерь. Эта оценка проводилась на основании опыта (статистики) работы с проблемными автокредитами.
Учитывались два фактора: уровень дефолтов по кредитам на покупку авто той или иной марки и величина потерь (дисконт) при реализации залоговых автомобилей. В зависимости от принадлежности авто к группе риска устанавливаются различные первоначальные взносы.
По кредитам на покупку наименее рисковых машин первоначальный взнос составляет не менее 25%, тогда как по наиболее рисковым — не менее 40%. Любопытно, что недорогие и популярные марки относятся к группе наименее рисковых.
Это связано с тем, что для них есть ликвидный вторичный рынок. В то же время дорогие автомобили реже продаются на вторичном рынке. К тому же цена нового автомобиля премиум-класса падает на 40%, как только человек садится в него и выезжает из автосалона.
…о рисках
Андрей Рязанцев (34), председатель правления “Плюс Банка” (г.Ивано-Франковск; с 1991 г.; 1 тыс.чел.):
— Мы не дифференцируем условия кредитования в зависимости от марки автомобиля, разве что выделяем в отдельную группу автомобили китайского производства. На наш взгляд, управлять рисками целесообразнее с помощью условий кредитования (размер первоначального взноса) и требований к потенциальным заемщикам (уровень доходов).
Безусловно, есть тенденция к снижению первоначальных взносов. Например, у нас достаточно популярны продукты с 10%-ным первоначальным взносом от стоимости авто. В то же время среднее значение этого показателя по портфелю автокредитов в нашем банке составляет 25%. Кроме того, мы не учитываем неофициальные доходы заемщиков.
Поэтому уровень просрочки по автокредитам, выданным после кризиса, минимальный. Речь идет о единичных случаях, которые зачастую связаны с мошенничеством.
Гриньков Дмитрий Михайлович
|
|
ТЕГИ
ТОП-НОВИНИ
ПІДПИСКА НА НОВИНИ
Для підписки на розсилку новин введіть Вашу поштову адресу :