Фінансові новини
- |
- 10.01.25
- |
- 19:26
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
K2kapital: Финансовые рынки США: головокружение от экономического коктейля
09:01 04.04.2005 |
В пятницу 1 апреля финансовые рынки США бросало то в жар, то в холод. На инвесторов обрушился шквал экономических данных, заявления представителей ФРС и новый рекорд в ценах на нефть. Экономические данные оказались противоречивыми и подняли волны сложных эмоций. Первым номером в программе дня шел мартовский отчет о занятости в США. В 8:30 утра по времени Нью - Йорка, до открытия фондовых бирж, министерство труда США сообщило, что количество рабочих мест в американской экономике за пределами сельскохозяйственного сектора увеличилось в марте на 110 тысяч, а уровень безработицы понизился до 5,2%, по сравнению с 5,4% в феврале. В феврале, согласно пересмотренным данным министерства труда, число рабочих мест в американской экономике выросло на 243 тысячи, а не на 262 тысячи, как считалось ранее. В январе, по пересмотренным данным, прирост составил 124 тысячи рабочих мест, а не 132 тысячи, как было доложено в предыдущем отчете.
Полученный в марте прирост числа рабочих мест - 110 тысяч - оказался вдвое меньше среднего прогноза экономистов, предполагавшего рост на 220 тысяч. Неожиданно слабая цифра развеяла предположения о том, что в скором времени ФРС может приступить к агрессивным повышениям ставки ради обуздания инфляции. Основой для таких предположений стало заявление комитета ФРС от 22 марта, в котором монетарные власти США выразили озабоченность относительно повышения инфляционного давления в американской экономике (см. новости за 22 марта). Но, услышав о вялом росте числа рабочих мест в марте, участники рынков сделали вывод, что экономика растет не настолько быстро, чтобы дать ФРС основания для агрессивного повышения ставки. На рынке акций раздался вздох облегчения, рынок казначейских облигаций пришел в восторг, а на валютном рынке произошло падение доллара. Сразу после выхода отчета о занятости курс евро к доллару подскочил до $1,3059, по сравнению с $1,2970 непосредственно перед публикацией. На пике восторга на долговом рынке доходность 10 - летних казначейских облигаций, главный ориентир для американских рынков долгосрочного кредита, упала до 4,40%, против 4,48% накануне вечером. Фьючерсы на основные фондовые индексы США резко поднялись после выхода отчета о занятости. При открытии фондовых бирж индексы пошли вверх. "Повышения ставки на 0,50 процентного пункта исключаются в ближайшем будущем", - звучал единодушный вердикт.
Но все оказалось не так просто. С момента публикации отчета о занятости прошло совсем немного времени, когда движение на валютном рынке пошло в обратную сторону. Участники рынка приняли во внимание и другие составляющие отчета о занятости, а не только слабый показатель роста числа рабочих мест. Как было сказано выше, уровень безработицы в Америке понизился с 5,4% в феврале до 5,2% в марте. Показатели отчета о занятости подсчитываются по данным двух опросов. Число рабочих мест определяется по данным опроса 400 тысяч предприятий, а уровень безработицы - по данным опроса населения (60 тысяч домохозяйств). Довольно часто случается, что результаты двух опросов не соответствуют друг другу. Так, февральский отчет о занятости показал сильный рост числа рабочих мест (262 тысячи по первоначальным и 243 тысячи по уточненным данным), но уровень безработицы в феврале повысился до 5,4%, по сравнению с 5,2% в январе. Согласно опросу населения, по данным которого определяется уровень безработицы, число безработных увеличилось в феврале на 251 тысячу, общая численность трудовых ресурсов, включающая лиц, имеющих работу, и безработных, ищущих работу, увеличилась на 153 тысячи, а число занятых уменьшилось на 97 тысяч. Судя по этим цифрам, можно было предположить, что многие американцы из числа тех, которые давно потеряли работу и надежду ее найти, в феврале возобновили поиски работы, но не нашли ее. В результате, число безработных увеличилось, поскольку официально безработными считаются лица, не имеющие работы и пытавшиеся ее найти в последние четыре недели перед опросом министерства труда.
В марте ситуация была иной. Число безработных уменьшилось на 332 тысячи, при этом число занятых выросло на 357 тысяч человек, и численность трудовых ресурсов увеличилась на 25 тысяч человек. Т.е., данные опроса населения показали хорошую картину по росту занятости. Показатель изменения числа рабочих мест, как результат более надежного опроса работодателей, имеет большее значение для финансовых рынков, но и динамика уровня безработицы не ускользает от их внимания. Интересный пример восприятия данных об уровне безработицы представляет собой реакция американского рынка акций и рынка казначейских облигаций США на февральский отчет о занятости. Четвертого марта, когда был опубликован февральский отчет, стоимость акций и облигаций значительно выросла, поскольку инвесторов воодушевили признаки отсутствия инфляционного давления в трудовой сфере. Этими признаками стали повышение уровня безработицы в феврале, а также нулевой прирост средней заработной платы по сравнению с январем. В результате, несмотря на сильный рост числа рабочих мест, доходность 10 - летних казначейских облигаций упала 4 марта до 4,31%, по сравнению с 4,38% накануне. Курс доллара в тот день понизился.
Мартовский отчет, напротив, показал вялый рост числа рабочих мест, но зато понижение уровня безработицы и повышение заработной платы. Согласно подсчетам министерства труда, средняя по экономике почасовая заработная плата составила в марте $15,95, повысившись на 4 цента по сравнению с февралем, или на 0,3%. В феврале, согласно пересмотренным данным, средняя почасовая заработная плата повысилась на 1 цент по сравнению с январем, когда она выросла на 5 центов. В итоге, за три месяца 2005 г. средняя почасовая заработная плата в США повысилась на 10 центов. За 2004 г. показатель увеличился на 35 центов. В комментариях к февральским данным о заработной плате экономист Lehman Brothers Дрю Мейтус (Drew Matus) отметил, что "это умеренное повышение поднимает некоторые вопросы относительно потенциала ускорения инфляции в трудовой сфере, но сейчас слишком рано чрезмерно беспокоиться об этом".
Тем не менее, понижение уровня безработицы и повышение заработной платы сделали мартовский отчет о занятости не таким уж "слабым", как можно было сказать по динамике числа рабочих мест. Валютный рынок проявил чувствительность к этому обстоятельству, и спустя 40 минут после публикации отчета курс евро к доллару вернулся на уровни ниже $1,3000. Укреплению доллара способствовали и слова президента Федерального резервного банка в Чикаго Майкла Москоу (Michael Moskow), сказанные им в утреннем интервью телеканалу CNBC, трансляция которого началась в 8:50 по времени Нью - Йорка. Москоу сказал, что имеются признаки повышения ценового давления, хотя инфляция остается "весьма сдержанной". В 9:30 утра, через час после публикации отчета о занятости, доллар торговался на уровне $1,2970 за евро - там же, где перед самой публикацией.
Следующее действие торговой драмы в пятницу началось в 10 утра, когда появились мартовские значения индексов деловой активности в производственном секторе и секторе услуг США, рассчитываемых Институтом менеджмента по снабжению (Institute for Supply Management, ISM). Индекс производственной активности в США понизился в марте до 55,2 по сравнению с 55,3 в феврале. Любое значение индекса выше 50 указывает на рост производственной активности, а любое значение ниже 50 - на ее понижение. Составляющая индекса ISM, отражающая объем новых заказов, повысилась с 55,8 в феврале до 57,1 в марте. Составляющая, отражающая ситуацию с занятостью в производственном секторе США, понизилась с 57,4 до 53,3, указывая на то, что в марте меньшее число производственных компаний занималось расширением персонала по сравнению с февралем. (Кстати, отчет о занятости показал, что в марте в производственном секторе было сокращено 8 тысяч рабочих мест. Из них 7 тысяч пришлось на ткацкие и швейные фабрики. Текстильная индустрия США уже давно страдает от притока дешевого импорта, в первую очередь китайского. Как сообщило в пятницу министерство торговли США, за период с начала 2005 г., т.е. после отмены квот на импорт текстиля, объем ввоза в Америку китайских тканей и одежды, измеряемый в квадратных метрах, вырос на 62,5% по сравнению с I кварталом 2004 г.). Далее, составляющая индекса ISM, отражающая уровень цен, уплаченных производственными компаниями за сырье и компоненты, выросла с 65,5 в феврале до 73,0 в марте.
Индекс деловой активности, рассчитываемый ISM для сектора услуг США, вырос в марте до 63,1 по сравнению с 59,8 в феврале. Составляющая индекса, отражающая объем новых заказов, повысилась с 61,6 в феврале до 62,1 в марте. Составляющая, отражающая уровень цен, уплаченных компаниями сектора услуг за материалы, энергоносители и услуги, понизилась с 66,4 до 65,6, указывая на замедление темпов роста цен. Составляющая, отражающая ситуацию с занятостью в секторе услуг, понизилась с 59,6 до 57,1, указывая, что в марте компании сектора несколько менее активно расширяли персонал по сравнению с февралем (что подтвердил отчет о занятости).
Следует сказать, что публикация мартовского индекса ISM для сектора услуг была совершенно неожиданной - она намечалась на вторник 5 апреля. По расписанию, в пятницу ISM должен был представить мартовское значение только производственного индекса. Поэтому, когда появились данные ISM по обоим секторам, возникла путаница. Некоторые репортеры и инвесторы приняли данные по сектору услуг за данные по производственному сектору. В результате, у многих создалось впечатление, что индекс производственной активности ISM подскочил в марте до 63,1, при том, что в феврале он равнялся 55,3. Такой подскок означал бы резкий рост производственной активности и, как следствие, усиление экономического роста и инфляционных рисков. Придя в ужас, рынок акций и рынок казначейских облигаций стремительно двинулись вниз. Фондовые индексы быстро перешли в минус, а доходность 10 - летних казначейских облигаций поднялась до 4,50%.
В течение нескольких минут ситуация с двумя индексами ISM прояснилась, но это вызвало только кратковременное облегчение. В конце концов, производственный индекс ISM понизился в марте всего лишь на 0,1 пункта, что, говоря по - английски, было "non - event". Его мартовское значение, 55,2, все равно указало на хороший рост. А повышение индекса ISM для сектора услуг США до 63,1 в марте по сравнению с 59,8 в феврале тоже было не безделицей - ведь на сектор услуг приходится 80% американской экономики. Но главное, на что обратилось внимание рынка акций и казначейских облигаций, состояло в значительном росте ценовой составляющей производственного индекса ISM. Как было сказано выше, составляющая индекса ISM, отражающая уровень цен, уплаченных производственными компаниями за сырье и компоненты, выросла с 65,5 в феврале до 73,0 в марте.
В результате, после выхода данных ISM хорошо себя чувствовал только доллар. На поздних утренних торгах в Нью - Йорке курс евро к американской валюте опустился ниже $1,2900.
В полдень началось выступление президента Федерального резервного банка в Бостоне Кэти Майнэн (Cathy Minehan), участвовавшей в деловой конференции. Майнэн сказала, что, хотя "инфляция, как кажется, ведет себя в целом хорошо", имеется несколько потенциальных рисков ее ускорения, и упомянула высокие цены на нефть. Кроме того, сказала Майнэн, ее знакомые в деловом мире говорят ей, что теперь они имеют возможность переносить рост производственных затрат на потребителей. "Для моего уха, эти истории увеличивают, умеренно, риск ускорения инфляции", - добавила Майнэн. Далее она сказала, что в экономике США продолжается сильный рост, и ожидается, что реальный ВВП вырастет в этом году на 4,0% [после 4,4% в 2004 г.]. По словам Майнэн, эта устойчивость, в сочетании с "некоторыми умеренными рисками ускорения инфляции", предполагает ослабление оснований для поддержания низких процентных ставок. Но когда и как будут повышаться ставки, сказала Майнэн, зависит от того, как будет развиваться экономическая ситуация.
Выступление Майнэн укрепило благоприятный настрой в отношении доллара, но мало что изменило для рынков акций и госбумаг. На рынок акций, в придачу к данным ISM, обрушилась другая беда - бурный рост цен на нефть. Майские фьючерсы на нефть марки WTI в Нью - Йорке выросли по итогам торгов в пятницу на $1,87 до $57,27 - нового рекордного значения при закрытии. В ходе торгов майские фьючерсы на нефть WTI достигли отметки $57,70, что превысило внутридневной рекорд от 17 марта, равнявшийся $57,60. Новый виток роста цен на нефть был спровоцирован прогнозом Goldman Sachs о цене на нефть в $105 и ралли на рынке бензиновых фьючерсов.
По итогам биржевой сессии индекс "голубых фишек" Dow упал на 99,46 пункта до 10404,30, или на 0,95%. Индекс Nasdaq Composite, в котором доминируют технологические компании, опустился на 14,42 пункта до 1984,81, или на 0,72%. Индекс широкого рынка Standard & Poor's 500 понизился на 7,67 пункта до 1172,92, или на 0,65%. Падение S&P 500 сдержал рост акций нефтяного сектора. В пятницу в составе индекса Dow повысились акции только двух компонентов - нефтяной корпорации Exxon Mobil (XOM) и, как ни странно это сочетание, аэрокосмической компании Boeing (BA). Акции Exxon Mobil выросли на 1,59%. В результате, нефтяной гигант снова вышел на первое место по рыночной капитализации среди американских корпораций, оттеснив многопрофильную компанию General Electric (GE). Сначала General Electric уступила Exxon Mobil первое место в феврале, затем вернула его 24 марта. В пятницу, когда акции GE упали на 1,64%, компания снова стала второй.
Между тем, рынок казначейских облигаций продемонстрировал в пятницу чудеса героизма. Упав после выхода данных ISM, долговой рынок позднее двинулся вверх, в результате чего доходности госбумаг понизились по сравнению с предыдущим днем. К закрытию торгов в Нью - Йорке доходность 10 - летних казначейских облигаций находилась на уровне 4,45%. Это было выше 4,40%, зафиксированных сразу после публикации отчета о занятости, но ниже дневного максимума (4,50%) и уровня при закрытии накануне (4,48%). Доходность 2 - летних казначейских облигаций понизилась к закрытию в пятницу до 3,73%, против 3,79% накануне и после выхода данных ISM. По мнению некоторых аналитиков, разворот доходности вниз во второй половине дня мог быть связан с перетоком денег с "тонувшего" рынка акций на рынок казначейских облигаций. В любом случае, понижение доходности долговых бумаг на фоне проинфляционных составляющих отчета о занятости (понижение уровня безработицы и повышение средней заработной платы), проинфляционных данных ISM плюс выступлений Москоу и Майнэн выглядело не вполне адекватным. Не исключено, что на предстоящей неделе казначейские облигации утратят достижения пятницы, подобно тому, как на неделе 7 - 11 марта они утратили достижения от 4 марта, когда долговой рынок проигнорировал сильный рост числа рабочих мест в феврале и впал в эйфорию по поводу февральского повышения уровня безработицы и нулевого прироста заработной платы.
Что касается доллара, то он завершил торги в пятницу в окрестностях $1,2900 за евро, по сравнению с $1,2960 накануне вечером в Нью - Йорке. Следует сказать, что в недавнем прошлом доллар нес большие потери, если отчеты о занятости показывали вялый рост числа рабочих мест - независимо от того, имелись ли одновременно другие показатели, указывавшие на рост экономики США. Валютный рынок был беспощаден к доллару. Но, судя по последним событиям, доллар стало непросто "выбить из седла". Потепление в отношении к доллару произошло после заседания комитета ФРС от 22 марта и хорошо проявилось 24 марта, когда валютный рынок проявил малую чувствительность к вышедшим в тот день слабым экономическим данным в США.
На неделе 4 - 8 апреля экономических новостей будет очень мало. Самой заметной новостью станут данные о первичных обращениях за пособиями по безработице на неделе, закончившейся 2 апреля. Кроме того, инвесторы могут обратить внимание на сообщения американских розничных компаний о продажах в марте. Между тем, на предстоящей неделе трижды выступит с докладами председатель ФРС Алан Гринспен (Alan Greenspan). Темы докладов не имеют отношения к монетарной политике, но доклад о рынке нефти, который будет прочитан во вторник, может затронуть вопрос об инфляции и темпах экономического роста.