Фінансові новини
- |
- 30.04.24
- |
- 11:52
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
Минэкономики предлагает принять новую редакцию закона, регламентирующего работу СЄЗ. Эксперты позитивно оценивают адаптацию закона к требованиям ВТО, однако опасаются, что организация воспримет ряд его положений негативно
16:18 11.05.2007 |
Минэкономики предлагает принять новую редакцию закона, регламентирующего работу специальных экономических зон (СЭЗ). Документ приводит работу действующих и новых СЭЗ в соответствие с нормами ВТО и ужесточает контроль над выполнением инвестиционных обязательств субъектами этих спецзон. В то же время документ обещает предпринимателям дополнительные преференции, в частности двухлетний инвестиционный кредит и беспошлинный ввоз оборудования. Эксперты позитивно оценивают адаптацию закона о спецзонах к требованиям ВТО, однако опасаются, что торговая организация воспримет ряд его положений негативно.
Минэкономики обнародовало проект новой редакции закона "Об общих принципах создания и функционирования специальных (свободных) экономических зон", который должен заменить закон, действующий с ноября 1992 года. Подготовленный документ - последний из пакета четырех законопроектов, разработанных Минэкономики для улучшения инвестиционного климата в стране. Первые два - "О внесении изменений в закон 'Об инвестиционной деятельности'" и "Об индустриальных (промышленных) парках" - были опубликованы в апреле, а третий - "О внесении изменений в закон 'О режиме иностранного инвестирования'" - в начале мая.
В пояснительной записке к проекту указано, что новый вариант закона разработан с целью оптимизации работы СЭЗ, в том числе поддержки экспортно ориентированных и инвестиционных проектов, и приведения норм, регулирующих их деятельность, в соответствие с требованиями Международной конвенции об упрощении и гармонизации налоговых процедур и ВТО. "Альтернативой к предлагаемому акту может быть вариант оставить все без изменений, но это может привести лишь к усугублению существующей проблемы", - сказано в документе.
Особенностью новой редакции закона является исчерпывающий список налоговых стимулов для СЭЗ. Субъекты инвестпроектов в СЭЗ будут иметь право на двухлетний инвестиционный налоговый кредит - отсрочку уплаты налога на прибыль (ст. 14). При этом ст. 15 освобождает от импортной пошлины и НДС товары, ввозимые в спецзоны для реализации инвестпроектов. Но в случае ввоза продукции с территории СЭЗ на таможенную территорию Украины она будет облагаться налогами, как импортируемые товары. Примечательно, что ст. 2 "Конечных положений" предусматривает возможность существующим проектам в спецзонах, подписавших договоры на реализацию инвестпроектов до 31 марта 2005 года ("Донецк", "Азов", "Автопорт 'Краковец'", "Интерпорт Ковель", "Порто - Франко", "Рении", "Порт Крым"), продлить их реализацию.
При этом полномочия по госрегулированию СЭЗ (ст. 7) будут отданы "центральному органу исполнительной власти по вопросам экономической политики". Этот орган вместе с органами управления СЭЗ будет ежегодно мониторить реализацию инвестпроектов, накладывая санкции на нарушителей ее условий, и проводить экспертизу перспективности создания новых СЭЗ. А ликвидация спецзон станет возможна при отсутствии реализации инвестпроектов в течение трех лет или наличии негативных результатов их работы.
Эксперты подтверждают, что новая версия закона позволяет привести работу СЭЗ в соответствие с требованиями международной торговли. "Одним из ключевых требований ВТО было решение проблемы поступления продукции СЭЗ на территорию Украины. В новой редакции это требование учтено, - отмечает аналитик центра 'CASE - Украина' Светлана Таран. - Позитивом является и введение мониторинга работы этих зон, а также анализ целесообразности открытия новых". Впрочем, директор экономических программ Центра им. Разумкова Василий Юрчишин сомневается в необходимости новых спецзон. По его словам, два года приостановки работы СЭЗ показали, что без них экономика развивается более прозрачно, не потеряв в темпах.
Кроме того, эксперты отмечают, что в новой редакции не выписаны критерии эффективности работы спецзон, что позволит Минэкономики проводить оценки "в ручном режиме". "Контроль за деятельностью СЭЗ возложен на неизвестный орган центральной власти - вероятно, подразумевается Минэкономики, - утверждает госпожа Таран. - Однако мировой опыт показывает, что контролем над предоставлением налоговых льгот должен заниматься независимый орган". Поэтому господин Юрчишин опасается, что принятие такого закона накануне вступления в ВТО "может привести к непониманию стран - членов организации и, как минимум, вызовет дополнительное изучение украинских законов".
ЮРИЙ Ъ - ПАНЧЕНКО
Какие еще изменения предлагает Минэкономики
Обнародованный Минэкономики проект закона о внесении изменений в закон "О режиме иностранного инвестирования" предполагает смену системы налогообложения подакцизных товаров, импортируемых в качестве взноса иностранного инвестора в уставный фонд украинских предприятий. В частности, из ст. 2 закона, определяющей виды иностранных инвестиций, исключаются векселя и вносится требование о том, что "другие ценные бумаги иностранных эмитентов" должны пройти листинг как минимум на одной из бирж, список которых утверждается Кабмином. Кроме того, в ст. 5 вносится дополнение, что стоимость инвестиций в виде ценных бумаг рассчитывается на основе их официальных котировок на фондовой бирже. А в ст. 18 и ст. 24 прописывается, что из списка инвестиций, не облагаемых налогом, исключаются подакцизные товары. Кроме того, законопроект предполагает усиление контроля над законностью происхождения инвестиционных средств: ст. 14, регулирующая причины отказа от регистрации иностранных инвестиций, дополнена нормой о том, что отказ в регистрации инвестиций в виде наличных средств в иностранной валюте возможен, если инвестор не предоставит документы, указывающие на их происхождение.