Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Единый социальный налог может быть введен уже с 1 января 2008 г. Его взиманием займется Пенсионный фонд, а о снижении ставки надо забыть

13:08 27.02.2007 |

Право

Ровно через месяц после публикации в БИЗНЕСе (см. #1 - 2 от 15.01.07 г., стр.68 - 72) материала о перспективах введения единого социального налога (или взноса, как его чаще называют в Украине) этот вопрос привлек внимание Комитета ВР по вопросам финансов и банковской деятельности. 15 февраля был проведен "круглый стол" на тему законодательного урегулирования вопроса введения ЕСН (будем пока называть его так по опыту России, в которой этот налог был введен пять лет назад).

С июня минувшего года у народных избранников и примкнувшего к ним Кабмина после некоторого перерыва вновь наметилась дикая тяга к законодательному урегулированию вопроса взимания социальных взносов (предыдущий подобный "приступ" наблюдался с весны по осень 2005 г.). Поначалу инициативу в законопроектной работе захватили депутаты от "Партии Регионов", с июня по октябрь предложившие на рассмотрение ВР сразу три законопроекта (#1045, #1065 и #2343). Причем изложенные в этих проектах подходы серьезно, иногда даже диаметрально противоположно, различались. К концу 2006 г. разродился проектом и Кабмин (N2691), а уже в начале года нынешнего свои способности в законотворчестве продемонстрировали и депутаты от "Нашей Украины" (N3004). Собственно рассмотрением перечисленных пяти законопроектов участники "круглого стола" решили и ограничиться, оставив вне своего внимания еще столько же проектов, зарегистрированных, но так и не рассмотренных депутатами ВР предыдущих созывов.

В преимуществах ЕСН участники друг друга, слава богу, не убеждали. И так очевидно, что замена четырех сборов на один означает одну регистрацию, начисление на единую базу, один отчет, одно платежное поручение и, наконец, одну проверку. Речь шла о теоретически реальной, но практически трудно выполнимой (с учетом политизации вопроса) задаче - принятии Закона до конца текущего года и введении его в действие с 1 января 2008 г.

Первое расхождение у участников дискуссии возникло по малозначимому, на первый взгляд, вопросу: как называть то, что должно быть введено, - налогом или взносом. Министр труда и социальной политики Михаил Папиев высказался в духе того, что, мол, налог - это безвозвратный платеж, а взнос - это форма резервирования заработной платы для обеспечения выплат при наступлении страховых случаев. Соответственно, данный платеж должен называться взносом. Сторонники налога возразили, что на самом деле любой налог является возвратным: попадая в общий доходный "котел", он обязательно возвращается в виде расходов бюджета. Так же возвращается и социальный налог в страховых случаях, по которым государство берет на себя определенные обязательства. Не будем вдаваться в эту теоретическую дискуссию, тем более что некоторая доля правоты имеется в высказываниях обеих сторон (взнос - это действительно форма резервирования, однако не всегда возвратная, а налог может быть абсолютно гарантированно возвратным, даже не попадая в общий "котел", например, при его уплате в спецфонд). Да и последст - вия определения социального платежа взносом или налогом лежат отнюдь не в теоретической плоскости, а в очень даже практической (об этом ниже). Кроме того, сторонники "налогового" подхода апеллировали к европейскому опыту. Мол, параллельная система сбора платежей несколькими органами сохранилась только в четырех европейских странах (интересно, что в одной компании с Украиной находятся такие приличные страны, как Дания, Люксембург и Австрия). Но это можно объяснить больше традицией, чем целесообразностью. Европейские страны в большинстве своем давно консолидировали системы социального страхования. Причем ряд стран в процессе консолидации, по сути, интегрировал свои системы сбора социальных платежей в налоговые системы, и сбором ЕСН там занимается налоговая служба. Впрочем, в большинстве стран страховые взносы все же обособлены от налоговой системы. Поэтому, слегка поупиравшись, "налоговики" в конечном счете согласились на название "взнос". Не в теории, а на практике это будет означать, что администрированием нового платежа займется все же Пенсионный фонд. Следовательно, количество контролирующих уплату социальных платежей структур уменьшится вчетверо. Но в то же время, если бы администрирование ЕСН передавалось ГНАУ, Пенсионный фонд, как и другие социальные фонды, лишился бы статуса контролирующего органа и занимался бы лишь распределением собранных средств. Это привело бы не только к возможному сокращению определенного количества работников ПФУ, а следовательно, и к экономии государства на содержании системы социального обеспечения (а по словам Михаила Папиева, даже и без этого объединение четырех платежей в один позволит экономить 800 млн грн. в год), но и к еще большему сокращению числа проверок (ПФУ, но не налоговых! - Ред.). Такой путь выглядит тем более разумным, что базы начисления НДФЛ (который налоговиками и так проверяется) и социальных взносов весьма схожи.

Еще один вопрос, вызвавший горячие споры, касался процедуры установления ставок ЕСН. Проект Кабмина предусматривает обновление ставок ежегодно при принятии Закона о Бюджете. На это экс - глава Госпредпринимательства Александра Кужель заметила, что при таком подходе предприниматели не смогут планировать свою деятельность. От себя добавим, что это, возможно, еще не самое худшее. Хуже всего то, что с учетом ненасытности наших депутатов ежегодное установление ставок социальных взносов означает похороны самой идеи снижения начислений на ФОТ. Оживление участников дискуссии вызвала почему - то никак не отраженная в правительственном законопроекте идея уменьшения ставок для работодателей до 20% на ФОТ с одновременным увеличением примерно до такого же размера удержаний из доходов работающих, высказанная Михаилом Папиевым (эту опасную идею уже озвучивал БИЗНЕСу замминистра Георгий Галиц, см. #6 от 05.02.07 г., стр.14, 15. - Ред.). По его мнению, это будет стимулировать вывод доходов наемных работников из тени. С самой идеей распределения нагрузки при уплате социальных взносов между работодателями и работниками сложно не согласиться. Тем более что подобная система применяется в большинстве европейских стран. Однако упомянутые г - ном Папиевым пропорции вряд ли можно считать разумными, хотя бы с точки зрения реакции огромного числа наших сограждан на них. И эта реакция может быть (и, не сомневаемся, будет) умело подогрета отдельными политиками популистского толка. В этой связи гораздо более приемлемым выглядит предложение авторов законопроекта #2343 начисления на ФОТ уменьшить до 28%, а с зарплаты наемных работников забирать 6%. Безусловно, предложение авторов проекта #3004 (20% + 0%) Владимира Стретовича и Сергея Бычкова намного приятнее и для работодателей, и для наемных работников. Однако им следовало быть хоть немного реалистами и написать, за счет чего тогда покрывать дефицит социальных фондов. Кстати, они смогли бы обойтись без изобретения велосипеда, если бы обратились к новшеству, внедренному несколько лет назад покойным Туркменбаши. Он попросту обязал учитывать в стаже, дающем право на получение пенсии, исключительно реально отработанные дни (без учета выходных, праздников и т.д.). Тем самым количество лиц, имеющих право на получение пенсии, в Туркмении уменьшилось в разы. При подобном подходе ставку ЕСН можно было бы уменьшить и до 10%.

Так или иначе, но в результате обсуждения большинство участников "круглого стола" пришли к мнению, что наиболее подходящим для принятия за основу является законопроект Кабмина, который предусматривает администрирование ЕСН Пенсионным фондом. А глава Комитета Петр Порошенко выразил надежду на то, что компромисс будет найден, и в ВР будет внесен согласованный документ. Правда, что означает решение "ускорить совместную работу" во временном выражении, к сожалению, осталось загадкой.

Сергей Саливон, Андрей Твердомед

За матеріалами: Бизнес
 

ТЕГИ

Курс НБУ на завтра
 
за
курс
uah
%
USD
1
41,3369
 0,1543
0,37
EUR
1
44,9952
 0,1908
0,42

Курс обміну валют на сьогодні, 10:36
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,2080  0,01 0,01 41,9112  0,02 0,05
EUR 44,9168  0,02 0,03 45,8300  0,05 0,10

Міжбанківський ринок на сьогодні, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,3250  0,09 0,22 41,3550  0,14 0,33
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес