Фінансові новини
- |
- 18.12.24
- |
- 14:35
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
"Сегодня": Замена прописки регистрацией - для галочки и "до лампочки"
15:17 04.02.2004 |
Для галочки - поскольку начавший действовать с 15 января Закон "О свободе передвижения и свободном выборе места проживания в Украине" просто де - юре закрепил состояние дел с регистрацией граждан, установленное еще год назад соответствующим постановлением Кабмина. А вот почему закон почти всем "до лампочки"? Да оттого, что добропорядочным гражданам он мало что дал, а для недобропорядочных ответственность за его нарушение установлена символическая. И то, если поймают.
НА ГОСУДАРСТВЕННЫЕ "МЕТРЫ" ПОСТОРОННЕГО НЕ ЗАПИШЕШЬ
Напомним предысторию вопроса. В 2001 г. в Конституционный Суд (КС) обратилась с представлением группа народных депутатов, которые утверждали: отдельные пункты "Положения о паспортной службе органов внутренних дел" и некоторые другие подзаконные акты, регламентирующие порядок прописки - выписки, противоречат Конституции Украины. Потому что доставшийся нам в наследство от СССР институт прописки - не что иное, как ограничение прав граждан на свободу передвижения, свободный выбор места жительства и выезд за пределы страны. КС согласился с депутатами и изменил систему регистрации. Бывшая прописка так и стала называться - "регистрация", но главное - система учета из разрешительной превратилась в заявительную. То есть, гражданин уже не "бьет челом": прошу, дескать, разрешить мне числиться по такому - то адресу, а чиновник в паспортном столе решает - отказать или позволить. И если позволить, то нельзя ли что - нибудь с этого поиметь, особенно если ситуация с пропиской данного индивидуума допускала двоякое толкование. Теперь этот самый "индивидуум" имеет право сообщить уполномоченному лицу: "Я собираюсь жить по такому - то адресу (или поселить у себя такого - то), зарегистрируйте этот факт, где положено". А чиновник должен ответить: "Будет сделано!"
Конечно, некоторые "нельзя" остались. Например, запрет на свободное перемещение и вольный выбор места проживания в приграничной полосе, на территории военных объектов и ряде других мест. Существуют и определенные ограничения для граждан, имеющих или имевших конфликт с законом.
А может, имеет смысл упразднить и регистрацию? Увы, нет. С переходом от распределительной экономики к рыночной разрешительная система прописки действительно себя изжила. Ибо в союзные времена она не только ограничивала проживание в крупных городах "лишних" людей, но и регулировала получение гражданами квартир. Родив одного - двух детей или прописав на свои "квадратные метры" жену, родителей, квартиросъемщик вполне мог рассчитывать на то, что со временем его семья переедет в более просторную квартиру. Бесплатное жилье в наше время получают очень немногие, но квартирный учет до сих пор не отменен. Поэтому, чтобы люди искуственно не ухудшали жилищные условия в надежде добиться от государства "расширения", регистрация посторонних лиц в неприватизированных квартирах запрещена. Но регистрация необходима не только для этих целей - она обеспечивает, говоря юридическим языком, непрерывную связь между государством и человеком при выполнении взаимных прав и обязанностей.
Еще в 2001 г., после вердикта КС, один из авторов конституционного представления, тогда - госсекретарь, а ныне - министр юстиции Александр Лавринович, сказал, что теперь Верховная Рада должна принять соответствующий закон, а Кабмин - разработать порядок регистрации. Причем выразил надежду, что закон будет принят уже к началу 2002 г., дабы избежать возможного хаоса. Неразберихи не случилось, но почти 14 месяцев все в Украине, по сути, проживали в правовом "нигде". Впрочем, учет все - таки велся - граждане продолжали получать пенсии, медобслуживание, участвовали в выборах, состояли на воинском учете по месту жительства и так далее. Госдепартамент по делам гражданства, иммиграции и регистрации физических лиц МВД Украины регистрировал людей согласно положениям законодательных актов, опираясь на Жилищный и Гражданский кодексы, а также на закон Украины о собственности. Различные же административные, ведомственные и жилищно - бытовые комиссии городских организаций по вопросам прописки были ликвидированы.
... И 85 КОПЕЕК ПОШЛИНЫ
Чтобы восполнить правовой пробел, МВД, в соответствии с Указом Президента, подготовило проект постановления "Об утверждении "Временного порядка регистрации физических лиц по месту проживания", который Кабмин принял 16 января 2003 года. Этот документ не отменен и после вступления в силу Закона "О свободе передвижения... ", коим правительству дано три месяца для приведения нормативных документов в соответствие с ним.
- Кому и как нужно регистрироваться? - обратились мы за разъяснениями к первому заместителю директора госдепартамента по вопросам гражданства, иммиграции и регистрации физических лиц МВД полковнику Сергею Радутному.
- Прежде всего, хочу подчеркнуть, что ажиотажа в этом процессе не будет. Все прописанные считаются зарегистрированными автоматически сразу после принятия "Временного порядка регистрации... ". Если же вы в данное время проживаете в другом городе, тоже нет проблем - свобода передвижения по стране не ограничена. Вас зарегистрируют, где скажете, если это не противоречит закону. Для процедуры потребуется заявление, паспорт, три экземпляра талона регистрации, талон снятия с учета по прежнему месту жительства, квитанция об уплате 85 коп. госпошлины. Документы необходимо сдать в десятидневный срок после прибытия на новое место жительства. Заниматься этим будут жэки и органы местного самоуправления.
- Надо ли регистрироваться, уезжая, к примеру, на все лето на дачу?
- Нет. Это касается только людей, подлежащих призыву на действительную военную службу и не имеющих при этом права на отсрочку; тех, кто участвует в судебном разбирательстве в любом качестве (истец, ответчик, свидетель, третье лицо, обвиняемый, потерпевший и т. д.) или наказан в административном порядке; а также имеющих невыполненные имущественные обязательства, установленные решением суда либо административно - долги, алименты. И то при условии, если они уезжают с места постоянного проживания на срок более месяца.
- Какова ответственность за проживание без регистрации?
- В соответствии со ст. 197 Кодекса об Административных правонарушениях (КоАП), проживание без регистрации влечет за собой предупреждение либо наложение штрафа в размере от одного до трех необлагаемых налогом минимумов доходов граждан (НМД), то есть, от 17 до 51 грн. Причем отвечает таким образом не только незарегистрированный человек, но и лицо, которое допустило его проживание на своей жилплощади (cт. 199 КоАП). Например: вы заключили договор о сдаче в аренду принадлежащей вам квартиры, на что по закону имеете право. В то же время, вы обязаны не только предъявить договор в налоговую, но и зарегистрировать в жэке всех постояльцев. А значит - делиться с государством своими доходами от аренды и платить за жилкомуслуги в соответствии с реальным количеством жильцов. Кстати, если арендатор - иностранец или лицо без гражданства, он обязан состоять на учете также и в органах внутренних дел. При отсутствии отметки об учете в МВД или, коль срок разрешения на проживание истек, сумма штрафа с хозяина квартиры значительно возрастает и, в зависимости от серьезности нарушения, может достигать ста НМД (ст. ст. 205 и 206 КоАП).
Но возникает резонный вопрос: если владелец квартиры ее сдает, то, как правило, сам обитает в другом месте. По какому адресу ему в таком случае регистрироваться? В соответствии со ст. 6 Закона "О свободе передвижения... " - там, где человек фактически проживает, пусть он - хозяин нескольких квартир. Хотя за отопление, пользование водой и газом (конечно, при отсутствии счетчиков) придется платить в каждом месте, даже если квартира стоит пустая, из расчета, как будто там живет один человек.
ОТЧЕГО НЕУЛОВИМЫЙ ДЖО НЕУЛОВИМ?
Отдельная тема, возникшая в связи с отменой прописки - воинский учет. Дело в том, что военнообязанным, большинство которых - мужчины, стало теперь гораздо легче уклоняться от службы от армии. Ведь ныне при приеме на работу отказывать в заключении трудового договора из - за отсутствия в паспорте отметки о регистрации в данном населенном пункте запрещено. От поступающего на работу требуется только предъявить сам паспорт, трудовую книжку, в отдельных случаях - документ об образовании, подтверждении квалификации, состоянии здоровья и, как гласит Кодекс законов о труде, "другие документы". То есть, прямо о предъявлении военного билета ничего не сказано. В то же время, ст. 211 - 3 КоАП предусматривает, что за прием на работу военнообязанных и призывников, которые не состоят на воинском учете по месту проживания, ответственных за это должностных лиц предприятий могут оштрафовать на сумму от одного до трех НМД. А за повторное в течение года такое же нарушение - от трех до семи НМД.
Мы обратились в Министерство обороны с вопросом: как повлияла отмена прописки на ситуацию с достоверностью воинского учета?
Начальник мобилизационого управления главного оргмобуправления Генштаба ВСУ полковник Николай Горда ответил, что никак. Ибо военному ведомству все равно, зарегистрирован гражданин или прописан, на его отношении к воинской службе это не сказывается. Ведь по закону военнообязанного не зарегистрируют по месту жительства, если он не станет на учет в военкомате. А граждан, которые уклоняются от исполнения воинского долга, обязаны разыскивать, задерживать и доставлять в военкоматы органы внутренних дел.
А вот на уточняющие вопросы:
- Как быть, коль, к примеру, станет призывник на учет в Одессе, но работать уедет в Киев - и вдруг понадобится Родине для выполнения священного долга?
- Где искать такого призывника, если он работает без регистрации и нелегально проживает на съемной квартире? - получить вразумительные ответы так и не удалось.
Пожалуй, можно подводить итоги. Соответствие Закона "О свободе передвижения... " демократичным нормам международного права не уравновешивается степенью ответственности за его невыполнение. Ибо предусмотренное статьями нашего КоАП наказание за нарушение гражданами правил регистрации никак не стимулирует одних своевременно регистрироваться по месту реального проживания, а других - фиксировать факт сдачи в аренду жилья и количество проживающих там постояльцев. Выявить же нарушителей практически нереально. Хотя бы потому, что у милиции хватает гораздо более серьезных дел. Вот и выходит, как в анекдоте:
- Отчего Неуловимый Джо неуловим?
- Потому что его никто не ловит, кому он нужен!
Того, кто не желает быть законопослушным, вряд ли можно испугать штрафом в размере 51 грн. К примеру, недобросовестный арендодатель ежемесячно имеет намного больше от нелегальной сдачи жилья квартирантам, плюс экономит на налогах и недоплате коммунальщикам. Главное при этом - не связываться с иностранцами, особенно из Юго - Восточной Азии, Ближнего Востока, Африки. Можно крепко влипнуть, если вдруг окажется, что у них не в порядке вид на жительство.
Что же касается военнообязанных, в первую очередь тех, кто подлежит призыву в Вооруженные Силы Украины, то незначительная ответственность за уклонение от службы, в совокупности с запретом отказывать в приеме на работу из - за отсутствия в паспорте отметки о регистрации в данном населенном пункте, очень даже помогают части призывников "закосить" от армии.
Единственное радует: благодаря новому закону, Украина стала ближе к Европе в области соблюдения прав человека. Во всяком случае, того, кто склонен мотаться по стране в поисках лучшей доли.
Александр ПАНЧЕНКО