Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Ведущие юристы нынешней власти в полном соответствии с Конституцией взяли в свои руки все основополагающие рычаги влияния на суды

Таков последний вердикт Конституционного суда (КС). Правда, с подобной конституционностью и законностью не срастается только один вопрос - почему от прошлогодних глобальных преобразований в судебной сфере получили большие выгоды не украинские граждане и не судьи, а именно люди, пребывающие сегодня у руля государственной власти.

Вчера Конституционный суд (КС) обнародовал решение, имеющее непосредственное отношение к первому этапу реформирования судебной системы в 2010 г. Речь идет об усилении полномочий Высшего совета юстиции (ВСЮ), в результате чего данный орган не только превратился в эффективный и быстродействующий механизм по увольнению судей за нарушение присяги, но и де-факто оказался во главе всех без исключения судов страны. Газета "Экономические известия" отмечает то, что судьи КС не нашли во всех этих процессах ничего такого, что противоречило бы ныне действующему Основному закону.

Для понимания как сути данного решения КС, так и его возможных последствий есть смысл вспомнить о событиях, предшествовавших вчерашнему вердикту единственного органа конституционной юрисдикции.

После победы Виктора Януковича на последних президентских выборах его юридическая команда незамедлительно занялась реализацией масштабной судебной реформы. Главных целей данной реформы было две. Во-первых, выдавить из судебной сферы всех оппонентов, и прежде всего самого влиятельного - команду главы Верховного суда (ВСУ) Василия Онопенко. Во-вторых, взять под контроль все магистральные для судов и судей процедуры - назначение, избрание и увольнение судей; назначение и увольнение руководителей судов, а также финансирование судебной системы. Успешное достижение обоих целей, в свою очередь, позволяло извлекать самые разнообразные выгоды из работы судебной системы.

Первым шагом по реформированию судебной системы стало изменение роли, статуса и полномочий ВСЮ. Все началось с тяжело протекавших выборов председателя данного органа, по итогам которых в марте 2010 г. ВСЮ возглавил экс-председатель Печерского райсуда Киева Владимир Колесниченко. Важно, что он является одним из ближайших соратников главы комитета Верховной Рады по правосудию, влиятельного провластного юриста Сергея Кивалова.

После этого через парламент начал свой путь законопроект с малопривлекательным названием «О внесении изменений в законодательные акты касательно недопущения злоупотреблений правом на обжалование». Идея этого документа, состоявшего изначально из одной странички, была весьма простой - забрать у судей возможность блокировать в судах процедуру своего собственного увольнения за нарушение присяги. Но аппетит приходит во время еды: при подготовке ко второму чтению объем законопроекта вырос в шестнадцать раз, а его идейное содержание стало несравнимо богаче.

В дальнейшем события стали разворачиваться весьма стремительно: 13 мая 2010 г. документ принимается во втором чтении и в целом, уже 14 мая закон подписал президент Виктор Янукович, а в понедельник 17 мая члены ВСЮ в новых законодательных реалиях дали рекомендации на увольнение за нарушение присяги целого ряда судей, среди которых был и скандально известный экс-глава Окружного админсуда Киева Олег Бачун.

Главным провластным юристам понадобилось совсем немного времени, чтобы доказать: неприкосновенных в судебной системе больше не осталось. Это утверждение подтверждалось не голыми словами, а вполне конкретными увольнениями судей разного уровня - местного, апелляционного и даже высшего. Собственно, именно в этом момент подавляющее большинство служителей Фемиды предельно четко осознало, какими будут правила игры в судебной системе как минимум на ближайшие несколько лет. Последовавшее за этим принятие нового закона о судоустройстве и статусе судей лишь официально закрепило новые реалии работы органов правосудия. Примечательно и показательно, что судебная реформа стала первой реформой новой власти, доведенной до логического конца.

Тем не менее команда Василия Онопенко пыталась сопротивляться происходящему. Одной из мер противодействия было представление в КС, одобренное пленумом ВСУ 4 июня прошлого года и касавшееся ключевых положений новопринятого закона «О внесении изменений в законодательные акты касательно недопущения злоупотреблений правом на обжалование». Но уже на тот момент решение пленума ВСУ выглядело, скорее, как попытка привлечь внимание общественности, в том числе Европы и США, к происходящему в Украине, нежели как реальная попытка победить регионалов на ими же созданном правовом поле.

С учетом всего вышесказанного, вчерашнее решение КС не является таким уж примечательным событием. Тем более что в украинских законодательных реалиях любой мало-мальски грамотный юрист, скорее всего, сможет одновременно обосновать и конституционность, и неконституционность одной и той же законодательной нормы. Тут важно другое - пока процедура принятия законов и судебная система находятся в безграничном и безответственном пользовании узкой группы лиц, вряд ли стоит надеяться, что эти самые лица будут думать о чьей-либо еще выгоде, кроме как своей собственной.

 

 
Borisov
24.06.11, , инфо
Если все так плохо - то почему тогда "провластные юристы" оранжевой власти не удосужились провести реформу в судах в 2004-2010 годах? Никто палец о палец не ударил! Значит для них все было хорошо, все подходило?! А гражданам тоже все подходило - безумная волокита дел, бесполезность жалоб на судей и полная их безнаказанность..? В статье, правда, верно сказали, что судебная реформа - это единственная реформа, которая была проведена от начала до конца - ну так это заслуга Кивалова, который начал без промедления ее проводить. И, в связи с этим возникает вопрос - а что мешало тоже самое сделать Портнову (когда он был в команде Тимошенко), Онопенко, Онищуку и т.д..?
Leonid1978
22.06.11, , инфо
Автору статьи по видимому хочется, чтобы провластные лица думали прежде всего о выгоде господина Онопенко. Это явный "лейтмотив" статьи. На самом деле сколько я знаю юристов - практически все поддерживают усиление роли Высшего совета юстиции. Против лишь те из них, кто потерял влияние на нижестоящие суды - то есть судьи Верховного суда. А так... ВСЮ действительно коллегиальный орган, который состоит не только из судей. Более того - Кивалов выполнил почти все рекомендации Венецианской комиссии касательно ВСЮ при корректировке судебной реформы. А что до мнение судей Верховного суда - то это не "мнения граждан". Это мнение кучки судей-олигархов... далеко не бедных людей... И прежде всего - благодаря "руководству" Онопенко и его банды.
living80
22.06.11, , инфо
Не соглашусь с автором статьи - слишком уж явный у него перекос в сторону политики Онопенко. Хотелось бы спросить у автора статьи - а что, когда Онопенко "подминал" под себя все суды в стране - от этого получали выгоду простые граждане? Или тогда порядок был в судах? Нет, нет и еще раз нет! И хоть я и не голосовал за Януковича, я полностью поддерживаю судебную реформу, которую провел Кивалов. И прежде всего потому, что он усилил роль ВСЮ, как дисциплинарного органа с РЕАЛЬНЫМИ полномочиями, а не бумажной канцелярией, коим был ВСЮ до реформы. Раньше на ВСЮ судьи плевали, откровенно игнорировали - и что самое важное - плевали на те жалобы, которые на них сыпались от граждан. Сейчас вряд ли какой-либо судья посмеет пропустить заседание ВСЮ, если там рассматривается жалоба на него. Потому что в ВСЮ не действует политика Совета судей - "рука руку моет"...

ТЕГИ

Курс НБУ на завтра
 
за
курс
uah
%
USD
1
39,3969
 0,1376
0,35
EUR
1
42,3359
 0,0261
0,06

Курс обміну валют на 03.05.24, 11:03
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,3315  0,04 0,11 39,8738  0,05 0,14
EUR 42,1796  0,00 0,01 42,9208  0,04 0,10

Міжбанківський ринок на 03.05.24, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,3800  0,15 0,38 39,4400  0,12 0,29
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес