Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Отныне налогоплательщики могут подвергаться уголовному преследованию, даже если они не нанесли прямого вреда бюджету

16:19 18.05.2011 |

Право

Саливон Сергей Дмитриевич

ГНАУ определила новые процедуры подготовки к проведению проверок, их проведения и реализации наработанных в ходе проверок материалов.

Вслед за изменением порядка составления плана-графика документальных проверок (см. статью "Клёвые дела") налоговики взялись за правку документов, регламентирующих саму процедуру осуществления проверок. В частности, 14 апреля приказом №213 были утверждены:

* изменения в Методические рекомендации относительно порядка взаимодействия подразделений органов ГНС Украины при организации и проведении проверок налогоплательщиков, утвержденные приказом ГНАУ №355 от 27.05.08 г. ("взаимодейственные" рекомендации; см. БИЗНЕС №24 от 16.06.08 г., стр.64-66);
* ранее не существовавшие Методические рекомендации относительно порядка организации и проведения проверок налогоплательщиков ("проверочные" рекомендации).

Взаимодействие

Что касается "взаимодейственных" рекомендаций, то с момента их утверждения нынешние изменения стали уже восьмыми по счету. Однако именно они оказались наиболее серьезными, поскольку из рекомендаций были исключены положения, прямо не относящиеся к вопросам взаимодействия подразделений, например, дублирующие существующие в законодательстве определения, описывающие процедуры подготовки и проведения проверки и т.п.

Собственно, из оставшегося в нем налогоплательщиков может заинтересовать лишь перечень информации (не исчерпывающий, заметим) об активах проверяемого плательщика, который проверяющее подразделение должно передать подразделению погашения просроченных налоговых обязательств в целях обеспечения погашения доначисленных сумм (см. "Информация..."). О физлицах в аналогичных ситуациях также передается информация - только вместо данных бухучета при определении стоимости активов используется экспертная оценка.

Организация проверок

"Проверочные" рекомендации более содержательны. Они, в частности, определяют, что для осуществления документальной плановой, внеплановой и фактической проверки принимается решение (с указанием оснований, даты начала и длительности проверки), которое оформляется приказом:

* председателя ГНСУ - для проведения проверок с привлечением работников органов Госналогслужбы (ГНС) любого уровня;
* председателя региональной ГНА - для проведения проверок с привлечением работников органов ГНС соответствующего региона;
* руководителя органа ГНС по месту учета плательщика - для проведения проверок с привлечением работников этого органа ГНС.

Любопытным нюансом является то, что в случае направления плательщику уведомления центрального органа ГНС о включении его в Реестр крупных плательщиков к проверке (даже если она началась) должны подключиться работники органа ГНС по новому мес­ту регистрации плательщика.

При подготовке к проверке авторы рекомендаций обязали подразделение, ответственное за ее проведение, подготовить допроверочный анализ (см. "Элементы..."). Перед проверкой (в том числе фактической) каждому проверяющему должно быть выписано направление на проверку установленной формы (прилагается к рекомендациям). Подписывается оно лицом, издавшим приказ о проведении проверки, и скрепляется гербовой печатью.

Проведение проверок

Если проверяющие не обнаруживают налогоплательщика по его официальному местонахождению, они составляют соответствующий акт и не позже следующего рабочего дня передают налоговой милиции запрос об установлении местонахождения налогоплательщика.

Тут следует иметь в виду, что попытки налоговиков составить такой акт на том лишь основании, что плательщик не находится по адресу своей официальной регистрации, законными считаться не могут. Понятие "местонахождение юридического лица" четко определено Гражданским кодексом.

И в соответствии с ним - это фактическое место ведения деятельности или расположения офиса, из которого проводится ежедневное руководство деятельностью юридического лица (преимущественно находится руководство) и осуществляются управление и учет. Плательщику следует лишь позаботиться о том, чтобы налоговый орган располагал информацией о его реальном местонахождении. Причем лучше довести ее так, чтобы об этом осталось свидетельство.

При недопуске к проверке, отказе в представлении документов и т.п. налоговикам рекомендовано составлять соответствующий акт. В этом случае плательщику грозит административный арест имущества.

При издании приказа о продлении сроков проверки новые направления проверяющим не выписываются, однако в ранее выписанных соответствующая запись все же должна быть сделана. Кроме того, в отношении крупного налогоплательщика теперь может быть принято решение о приостановке проверки на срок до 60 дней с дальнейшим ее возобновлением на неиспользованный срок.

Следует также иметь в виду, что если возникают спорные вопросы в пределах сроков осуществления проверки по представлению ответственного за ее проведение подразделения, то они выносятся на рассмотрение постоянных комиссий, заседания которых организуются до подписания акта.

Правда, есть подозрения, что эта норма вряд ли будет охотно использоваться налоговиками на практике. Больше шансов, что будут рассмотрены замечания плательщика, которые он может подать к акту проверки в течение 5 рабочих дней после его получения (разумеется, информацию о направлении замечаний лучше отразить в акте при его подписании, а сами замечания направить рекомендованным письмом).

При этом отказ от подписи акта проверяемым явно не является лучшим для него выходом. Скорее, такой вариант может быть выгоден налоговикам, которые, пользуясь плохо прописанной процедурой передачи акта на подпись, зафиксированной в Налоговом кодексе, могут вообще "забывать" передавать его на ознакомление (что порой и происходит в наиболее "продвинутых" инспекциях, во всяком случае - Киева).

Если же плательщик подаст замечания, налоговикам придется рассмотреть их и вынести заключение.

В рекомендациях подчеркивается, что в случае проведения проверки, назначенной в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом или Законом об оперативно-розыскной деятельности, "налоговые уведомления-решения по ее результатам не принимаются до дня вступления в законную силу соответствующего решения (приговора) суда".

Уголовное будущее

Ежели по нарушениям объем нанесенного государству вреда (или попытки нанесения вреда) дает основания для привлечения к уголовной ответственности, подразделение, проводившее проверку, обязано на протяжении 10 рабочих дней со дня принятия налогового уведомления-решения письменно уведомить об этом налоговую милицию и передать материалы проверки для принятия соответствующего решения согласно ст.97 и ст.112 УПК.

В общем случае при квалификации преступлений и правонарушений под термином "нмдг" подразумевается налоговая социальная льгота (с учетом оговорок в "Заключительных положениях" Налогового кодекса - до 01.01.14 г. на уровне 50% налоговой социальной льготы).

Особенно же весело становится, когда речь заходит о незаконном возмещении НДС (либо незаконной заявке на возмещение). Такие нарушения авторы рекомендаций предлагают квалифицировать по ст.191 УК "Присвоение, растрата имущества или завладение им путем злоупотребления служебным положением".

А эта статья какого-либо порога привлечения к ответственности, по сути, не имеет. Кстати, судя по перечню передаваемых в налоговую милицию материалов (см. "Перечень..."), отныне налогоплательщики могут подвергаться уголовному преследованию, даже если они не нанесли прямого вреда бюджету. В частности, в случае завышения "налоговых" убытков.

Теоретически такие действия в будущем могут привести к занижению прибыли и, соответственно, нанесению вреда бюджету. Однако в момент выявления такого нарушения о нем говорить еще рано. Безусловно, описываемый документ попросту не может определять, будет ли налоговая милиция возбуждать уголовные дела в такой ситуации. Однако сам факт передачи в налоговую милицию подобных материалов выглядит угрожающе.

Информация об активах юрлица в количественном и денежном выражениях (по данным первичного бухучета)

* О движимом и недвижимом имуществе
* Об остатках средств на банковских счетах (с указанием реквизитов счетов)
* О ценных бумагах (векселях, облигациях, акциях (корпоративных правах) и т.п.) с указанием их стоимости

Элементы допроверочного анализа

* Общие регистрационные данные
* Показатели финансовой (при наличии) и налоговой отчетности (при выявлении расхождений следует проанализировать причины) Информация о связанных лицах
* Информация, полученная из ГКЦБФР, о заключенных соглашениях с ценными бумагами
* Информация, полученная из других подразделений
* Информация о проведении операций с нерезидентами
* Информация из открытых источников (СМИ, интернет и т.п.)
* Информация о взаимоотношениях с любыми контрагентами
* Информация о применении плательщиком схем уклонения от налогообложения или схем минимизации (в случае наличия)
* Другая информация о налогоплательщике, которая может быть использована при проведении допроверочного анализа для определения сведений, подлежащих первоочередной проверке, и возможных рисков наличия нарушений налогоплательщиком действующего законодательства

Перечень передаваемых в налоговую милицию копий материалов

* Акты документальной плановой и внеплановой проверок
* Расчеты доначисленных сумм налогов и сборов, а также уменьшения заявленных к возмещению из бюджета сумм НДС, отрицательного значения суммы НДС и объекта обложения налогом на прибыль по налоговым периодам
* Налоговые уведомления-решения, направленные плательщику
* Отчетные документы плательщика (налоговые декларации, расчеты), в которые внесены неправдивые данные
* Документы, подтверждающие наличие фактов нарушения налогового, валютного и иного законодательства
* Предоставленные в ходе проверки пояснения плательщика (должностных лиц или законных представителей плательщика) относительно выявленных нарушений и (или) причин неподачи первичных и других документов, подтверждающих установленные нарушения
* Письменные возражения к акту проверки, документы об обжаловании налоговых уведомлений-решений (при наличии)
* Другие материалы, подтверждающие наличие фактов нарушения налогового, валютного и иного законодательства

За матеріалами: БИЗНЕС №20 (955) от 16.05.2011
 

ТЕГИ

Курс НБУ на сьогодні
 
за
курс
uah
%
USD
1
41,3008
 0,0583
0,14
EUR
1
46,1041
 0,0775
0,17

Курс обміну валют на вчора, 10:44
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,0200  0,11 0,27 41,6079  0,05 0,12
EUR 45,7232  0,16 0,35 46,4939  0,14 0,30

Міжбанківський ринок на вчора, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,2800  0,02 0,05 41,3200  0,02 0,05
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес