Фінансові новини
- |
- 19.12.25
- |
- 17:25
- |
-
RSS - |
- мапа сайту
Авторизация
Отныне налогоплательщики могут подвергаться уголовному преследованию, даже если они не нанесли прямого вреда бюджету
16:19 18.05.2011 |

Саливон Сергей Дмитриевич
ГНАУ определила новые процедуры подготовки к проведению проверок, их проведения и реализации наработанных в ходе проверок материалов.
Вслед за изменением порядка составления плана-графика документальных проверок (см. статью "Клёвые дела") налоговики взялись за правку документов, регламентирующих саму процедуру осуществления проверок. В частности, 14 апреля приказом №213 были утверждены:
* изменения в Методические рекомендации относительно порядка взаимодействия подразделений органов ГНС Украины при организации и проведении проверок налогоплательщиков, утвержденные приказом ГНАУ №355 от 27.05.08 г. ("взаимодейственные" рекомендации; см. БИЗНЕС №24 от 16.06.08 г., стр.64-66);
* ранее не существовавшие Методические рекомендации относительно порядка организации и проведения проверок налогоплательщиков ("проверочные" рекомендации).
Взаимодействие
Что касается "взаимодейственных" рекомендаций, то с момента их утверждения нынешние изменения стали уже восьмыми по счету. Однако именно они оказались наиболее серьезными, поскольку из рекомендаций были исключены положения, прямо не относящиеся к вопросам взаимодействия подразделений, например, дублирующие существующие в законодательстве определения, описывающие процедуры подготовки и проведения проверки и т.п.
Собственно, из оставшегося в нем налогоплательщиков может заинтересовать лишь перечень информации (не исчерпывающий, заметим) об активах проверяемого плательщика, который проверяющее подразделение должно передать подразделению погашения просроченных налоговых обязательств в целях обеспечения погашения доначисленных сумм (см. "Информация..."). О физлицах в аналогичных ситуациях также передается информация - только вместо данных бухучета при определении стоимости активов используется экспертная оценка.
Организация проверок
"Проверочные" рекомендации более содержательны. Они, в частности, определяют, что для осуществления документальной плановой, внеплановой и фактической проверки принимается решение (с указанием оснований, даты начала и длительности проверки), которое оформляется приказом:
* председателя ГНСУ - для проведения проверок с привлечением работников органов Госналогслужбы (ГНС) любого уровня;
* председателя региональной ГНА - для проведения проверок с привлечением работников органов ГНС соответствующего региона;
* руководителя органа ГНС по месту учета плательщика - для проведения проверок с привлечением работников этого органа ГНС.
Любопытным нюансом является то, что в случае направления плательщику уведомления центрального органа ГНС о включении его в Реестр крупных плательщиков к проверке (даже если она началась) должны подключиться работники органа ГНС по новому месту регистрации плательщика.
При подготовке к проверке авторы рекомендаций обязали подразделение, ответственное за ее проведение, подготовить допроверочный анализ (см. "Элементы..."). Перед проверкой (в том числе фактической) каждому проверяющему должно быть выписано направление на проверку установленной формы (прилагается к рекомендациям). Подписывается оно лицом, издавшим приказ о проведении проверки, и скрепляется гербовой печатью.
Проведение проверок
Если проверяющие не обнаруживают налогоплательщика по его официальному местонахождению, они составляют соответствующий акт и не позже следующего рабочего дня передают налоговой милиции запрос об установлении местонахождения налогоплательщика.
Тут следует иметь в виду, что попытки налоговиков составить такой акт на том лишь основании, что плательщик не находится по адресу своей официальной регистрации, законными считаться не могут. Понятие "местонахождение юридического лица" четко определено Гражданским кодексом.
И в соответствии с ним - это фактическое место ведения деятельности или расположения офиса, из которого проводится ежедневное руководство деятельностью юридического лица (преимущественно находится руководство) и осуществляются управление и учет. Плательщику следует лишь позаботиться о том, чтобы налоговый орган располагал информацией о его реальном местонахождении. Причем лучше довести ее так, чтобы об этом осталось свидетельство.
При недопуске к проверке, отказе в представлении документов и т.п. налоговикам рекомендовано составлять соответствующий акт. В этом случае плательщику грозит административный арест имущества.
При издании приказа о продлении сроков проверки новые направления проверяющим не выписываются, однако в ранее выписанных соответствующая запись все же должна быть сделана. Кроме того, в отношении крупного налогоплательщика теперь может быть принято решение о приостановке проверки на срок до 60 дней с дальнейшим ее возобновлением на неиспользованный срок.
Следует также иметь в виду, что если возникают спорные вопросы в пределах сроков осуществления проверки по представлению ответственного за ее проведение подразделения, то они выносятся на рассмотрение постоянных комиссий, заседания которых организуются до подписания акта.
Правда, есть подозрения, что эта норма вряд ли будет охотно использоваться налоговиками на практике. Больше шансов, что будут рассмотрены замечания плательщика, которые он может подать к акту проверки в течение 5 рабочих дней после его получения (разумеется, информацию о направлении замечаний лучше отразить в акте при его подписании, а сами замечания направить рекомендованным письмом).
При этом отказ от подписи акта проверяемым явно не является лучшим для него выходом. Скорее, такой вариант может быть выгоден налоговикам, которые, пользуясь плохо прописанной процедурой передачи акта на подпись, зафиксированной в Налоговом кодексе, могут вообще "забывать" передавать его на ознакомление (что порой и происходит в наиболее "продвинутых" инспекциях, во всяком случае - Киева).
Если же плательщик подаст замечания, налоговикам придется рассмотреть их и вынести заключение.
В рекомендациях подчеркивается, что в случае проведения проверки, назначенной в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом или Законом об оперативно-розыскной деятельности, "налоговые уведомления-решения по ее результатам не принимаются до дня вступления в законную силу соответствующего решения (приговора) суда".
Уголовное будущее
Ежели по нарушениям объем нанесенного государству вреда (или попытки нанесения вреда) дает основания для привлечения к уголовной ответственности, подразделение, проводившее проверку, обязано на протяжении 10 рабочих дней со дня принятия налогового уведомления-решения письменно уведомить об этом налоговую милицию и передать материалы проверки для принятия соответствующего решения согласно ст.97 и ст.112 УПК.
В общем случае при квалификации преступлений и правонарушений под термином "нмдг" подразумевается налоговая социальная льгота (с учетом оговорок в "Заключительных положениях" Налогового кодекса - до 01.01.14 г. на уровне 50% налоговой социальной льготы).
Особенно же весело становится, когда речь заходит о незаконном возмещении НДС (либо незаконной заявке на возмещение). Такие нарушения авторы рекомендаций предлагают квалифицировать по ст.191 УК "Присвоение, растрата имущества или завладение им путем злоупотребления служебным положением".
А эта статья какого-либо порога привлечения к ответственности, по сути, не имеет. Кстати, судя по перечню передаваемых в налоговую милицию материалов (см. "Перечень..."), отныне налогоплательщики могут подвергаться уголовному преследованию, даже если они не нанесли прямого вреда бюджету. В частности, в случае завышения "налоговых" убытков.
Теоретически такие действия в будущем могут привести к занижению прибыли и, соответственно, нанесению вреда бюджету. Однако в момент выявления такого нарушения о нем говорить еще рано. Безусловно, описываемый документ попросту не может определять, будет ли налоговая милиция возбуждать уголовные дела в такой ситуации. Однако сам факт передачи в налоговую милицию подобных материалов выглядит угрожающе.
Информация об активах юрлица в количественном и денежном выражениях (по данным первичного бухучета)
* О движимом и недвижимом имуществе
* Об остатках средств на банковских счетах (с указанием реквизитов счетов)
* О ценных бумагах (векселях, облигациях, акциях (корпоративных правах) и т.п.) с указанием их стоимости
Элементы допроверочного анализа
* Общие регистрационные данные
* Показатели финансовой (при наличии) и налоговой отчетности (при выявлении расхождений следует проанализировать причины) Информация о связанных лицах
* Информация, полученная из ГКЦБФР, о заключенных соглашениях с ценными бумагами
* Информация, полученная из других подразделений
* Информация о проведении операций с нерезидентами
* Информация из открытых источников (СМИ, интернет и т.п.)
* Информация о взаимоотношениях с любыми контрагентами
* Информация о применении плательщиком схем уклонения от налогообложения или схем минимизации (в случае наличия)
* Другая информация о налогоплательщике, которая может быть использована при проведении допроверочного анализа для определения сведений, подлежащих первоочередной проверке, и возможных рисков наличия нарушений налогоплательщиком действующего законодательства
Перечень передаваемых в налоговую милицию копий материалов
* Акты документальной плановой и внеплановой проверок
* Расчеты доначисленных сумм налогов и сборов, а также уменьшения заявленных к возмещению из бюджета сумм НДС, отрицательного значения суммы НДС и объекта обложения налогом на прибыль по налоговым периодам
* Налоговые уведомления-решения, направленные плательщику
* Отчетные документы плательщика (налоговые декларации, расчеты), в которые внесены неправдивые данные
* Документы, подтверждающие наличие фактов нарушения налогового, валютного и иного законодательства
* Предоставленные в ходе проверки пояснения плательщика (должностных лиц или законных представителей плательщика) относительно выявленных нарушений и (или) причин неподачи первичных и других документов, подтверждающих установленные нарушения
* Письменные возражения к акту проверки, документы об обжаловании налоговых уведомлений-решений (при наличии)
* Другие материалы, подтверждающие наличие фактов нарушения налогового, валютного и иного законодательства
ТЕГИ
ТОП-НОВИНИ
ПІДПИСКА НА НОВИНИ
Для підписки на розсилку новин введіть Вашу поштову адресу :


Саміт Європейського Союзу затвердив рішення про спільне запозичення для України на суму 90 млрд євро.
Президент України Володимир Зеленський повідомив, що поки що не зміг
отримати розгорнуту відповідь про алгоритм дій США в рамках гарантій
безпеки Україні на випадок повторної агресії РФ.
Власники 99,06% ВВП-варантів, які перебувають в обігу на загальну суму $2,635 млрд, підтримали їх повний обмін на звичайні єврооблігації України, йдеться у біржовому повідомленні України у четвер.
З 1 січня 2027 року платники єдиного податку з доходом від 1 млн грн повинні будуть сплачувати 20% ПДВ
Кабінет міністрів України дозволив Міністерству фінансів понаднормово
запозичити 55 млрд грн. Їх планують використовувати на початку
наступного року.
Кожен власник складу рано чи пізно стикається з банальною проблемою -
місця не вистачає. Товарів стає більше, асортимент росте, а стіни
приміщення залишаються на місці.
В Україні стартував оборонний збір на 1 млрд грн для захисту від "Шахедів". Про це повідомляє пресслужба Фонду Сергія Притули. Проєкт під назвою "Єдинозбір" проводиться фондом спільно з 412 бригадою Nemesis та Світовим Конґресом Українців.
Цього тижня ціни на нафту впали нижче за $60 за барель, оскільки
інвестори намагаються зрозуміти прагнення президента США Дональда Трампа
припинити розв'язану росією повномасштабну війну проти України й
витіснити президента Венесуели Ніколаса Мадуро.
Індекс відновлення ділової активності (ІВДА) в Україні погіршується
третій місяць поспіль і з 0,03 у жовтні знизився до 0 у листопаді,
свідчать результати щомісячного опитування підприємств, проведеного
Інститутом економічних досліджень та політичних консультацій (ІЕД).
У результаті перегляду переліків об'єктів критичної інфраструктури уряду
вдалося вивільнити щонайменше 800 МВт електричної потужності, повідомив
заступник міністра енергетики України Олександр В'язовченко на
ранковому брифінгу в п'ятницю.
Регулятор банківського ринку вважає, що Верховна Рада повинна відійти від практики мораторіїв на роботу з NPL
Щорічне зростання чистих гривневих кредитів бізнесу прискорилося до 35%, а роздрібного кредитування - до 33%.
Міжнародні партнери із початку 2025 року
передали Україні 962 од. обладнання для розподіленої генерації, завдяки
якому в енергосистему додано понад 450 МВт генеруючих потужностей.
На перших з початку війни місячних аукціонах за європейськими
правилами розподілені всі 804 МВт запропонованої потужності міждержавних
перетинів з Угорщиною, Словаччиною та Румунією для імпорту
електроенергії в січні 2026 року, передає Енергореформа.
Йдеться про застосунок, пов'язаний із Sei - блокчейном рівня Layer 1,
який створили спеціально для торгівлі цифровими активами. Застосунок
попередньо встановлюватимуть на всі нові смартфони Xiaomi, що
продаватимуться за межами материкового Китаю та США.
За словами спікерів, одразу після початку повномасштабного вторгнення РФ
у лютому 2022 року Україна перенесла критичні масиви даних до
дата-центрів на території ЄС. Уже в 2023 році стратегія була
трансформована в бік створення суверенних національних дата-центрів із
підтримкою транскордонних рішень резервного копіювання.
Google анонсувала новий експериментальний веббраузер під назвою
Disco, що орієнтований на інтеграцію ШІ у процес перегляду сторінок.
Першою функцією браузера стала GenTabs - віджети, створені на основі
відкритих вкладок, історії чатів і запитів користувача.
AMD може розглядати 2-нм техпроцес Samsung для випуску майбутніх
чипів. Про це повідомляють джерела з Південної Кореї.
Європейський Союз розглядає можливість п'ятирічної відстрочки своєї
заборони на використання двигунів внутрішнього згоряння після сильного
тиску з боку деяких найбільших автомобільних країн регіону.
Зловмисники застосовують нову схему для поширення шкідливого ПЗ Atomic
macOS Stealer (AMOS), використовуючи довіру користувачів до чат-ботів на
зразок ChatGPT від OpenAI чи Grok від xAI. Про це повідомляє Huntress у
своєму дослідженні.
У листопаді український автопарк поповнили понад 11 тис.
автотранспортних засобів на акумуляторних джерелах живлення (BEV). Це
майже втричі більше, ніж у листопаді торік.