Фінансові новини
- |
- 25.12.24
- |
- 09:49
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
Налоговики придумывают нереальные критерии допуска плательщиков к ускоренному режиму камеральных проверок
15:58 18.05.2011 |
Саливон Сергей Дмитриевич
В ГНАУ началась подготовка проекта постановления Кабмина, которым будут утверждены критерии, позволяющие определить, каких плательщиков НДС считать имеющими положительную налоговую историю.
Напомним: согласно п.200.22 Налогового кодекса, с 01.01.14 г. камеральная проверка налоговой отчетности плательщиков, имеющих положительную налоговую историю, должна будет осуществляться на протяжении 5 календарных дней со дня подачи декларации по НДС. А с учетом того, что для не имеющих положительной налоговой истории срок камеральной проверки составляет 30 дней, ускорение процесса (в частности, при подаче заявки на возмещение НДС) для признанных благонадежными налогоплательщиков весьма существенно.
Казалось бы, когда еще наступит 2014 г. и зачем заниматься разработкой постановления сейчас, если налоговики не успевают утвердить "нормативку" под уже действующие нормы? Но все не так просто: второй абзац того же п.200.22 определяет, что имеющими положительную налоговую историю считаются налогоплательщики, "которые на протяжении предыдущих 36 последовательных месяцев соответствуют критериям, утверждаемым Кабмином".
Налицо своеобразная ловушка: чтобы попасть в список благонадежных с 1 января 2014 г., нужно соответствовать несуществующим до сих пор критериям начиная с 1 января 2011 г.!
Предлагаемый перечень критериев получился вроде бы небольшим - из 7 пунктов (см. "Предлагаемые..."). Однако, как минимум, один из них (№4) состоит из ряда подпунктов. А другой (№7) вообще представляет собой целый набор критериев, используемых для определения наличия у плательщика права на получение возмещения НДС в автоматическом режиме!
Часть предлагаемых налоговиками критериев вряд ли может вызывать возражения. Требования по своевременной подаче налоговой отчетности и информированию (предусмотренному законом) о смене местонахождения, по внесению изменений в учредительные документы и т.п., по отсутствию споров и т.д. не только законно обоснованны, но и логичны.
Возможно, в идеальных условиях таковыми могли бы считаться и требования, касающиеся, скажем, отсутствия на протяжении трех лет фактов аннулирования регистрации плательщика НДС налоговыми органами.
Однако в реальных условиях несоответствие и этому критерию, и критерию, касающемуся отсутствия взаимосвязи с контрагентами - субъектами хозяйствования, деятельность которых имеет признаки фиктивности, или же выявление во время проверки отсутствия контрагентов по месту нахождения (месту проживания) позволяют налоговикам с легкостью решать вопрос выведения налогоплательщика из круга имеющих положительную налоговую историю.
Более того, в проекте документа ничего не говорится о ситуации, когда, например, орган ГНС аннулирует регистрацию плательщика НДС, а потом (покаявшись) возвращает ее. Формально факт аннулирования при этом никуда не исчезает. Соответственно, за такую "ошибку" налоговиков плательщик будет расплачиваться в течение трех лет, пока факт аннулирования его регистрации не останется за пределами срока давности.
Ну а более всего впечатляет требование, обязывающее плательщика соответствовать набору критериев, дающих право на автоматическое возмещение НДС. На сегодня из подающих заявки на возмещение этим критериям соответствуют "аж" 2%. Возможно, доля счастливчиков в общем количестве плательщиков НДС и больше, но вряд ли намного. Согласимся даже с тем, что постепенно удельный вес соответствующих этим критериям начнет увеличиваться.
Однако в случае автоматического возмещения налогоплательщик проверяется на соответствие критериям в конкретный момент времени. Если же проверять на соответствие им в течение 36 месяцев подряд, то вряд ли найдется хоть один, ни разу не оступившийся.
Уже по этому признаку можно с уверенностью судить, что шансы попасть под 5-дневные камеральные проверки в январе-феврале 2014 г. есть только у 11 предприятий, которые попали одновременно в списки "автоматчиков" по результатам января и февраля (см. статью "Руко положение").
Одним словом, если авторы проекта постановления ставили перед собой цель не допустить ни одного плательщика к ускоренному режиму камеральных проверок, то это у них пока с блеском получается. Остается надеяться, что в ходе доработки документа особо непроходные критерии все же будут пересмотрены.
Предлагаемые критерии благонадежности
Критерий |
Комментарий |
1. К плательщику не применялись штрафные санкции в соответствии с пп.117.1 Налогового кодекса |
Речь идет о штрафе за неподачу в сроки и в случаях, предусмотренных Кодексом, заявлений или документов для постановки на учет в соответствующем органе ГНС, регистрации изменений местонахождения или внесения иных изменений в учетные данные, неподаче исправленных документов для постановки на учет или внесения изменений, подаче с ошибками или не в полном объеме, неподаче сведений относительно лиц, ответственных за ведение бухучета и (или) составление налоговой отчетности в соответствии с требованиями Кодекса. Думается, соблюсти эти требования вполне реально |
2. Органами ГНС не принималось самостоятельное решение об аннулировании регистрации плательщика НДС |
Кодексом (п.184.1) предусмотрены 10 возможных случаев аннулирования регистрации плательщика НДС по решению органа ГНС. В том числе, например, на основании записи в Едином госреестре юридических и физических лиц — предпринимателей об отсутствии по официально определенному местонахождению (месту проживания) или запись об отсутствии подтверждения сведений о юрлице. Это дает возможность налоговым органом манипулировать указанной нормой и искусственно выводить плательщиков из “игры” в благонадежность на три года |
3. Плательщики подают налоговую отчетность в установленный законом срок |
— |
4. Отсутствует документально подтвержденная информация о нарушении плательщиком нормы налогового и иного законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы ГНС, согласно пп.78.1.1, 78.1.4, 78.1.9, 78.1.11, 78.1.13 Кодекса |
Речь идет о:
|
5. Отсутствуют взаимосвязи с контрагентами — субъектами хозяйствования, деятельность которых имеет признаки фиктивности, или во время проверки выявлено, что такие контрагенты отсутствуют по официально определенному местонахождению (месту проживания) |
Это почти беспроигрышный вариант для налоговиков. Во-первых, плательщик вряд ли может (и должен!) иметь информацию о реальном местонахождении всех своих контрагентов. Во-вторых, налоговики, если надо, всегда запросто смогут “найти” хоть одного контрагента, отсутствующего по официально определенному местонахождению. А потом ищи ветер в поле в течение трех лет |
6. Не находятся в административном или судебном обжаловании суммы НДС, заявленные к бюджетному возмещению (не учитываются суммы, по которым на дату определения соответствия плательщика критериям принято решение) |
— |
7. Соответствуют критериям, установленным п.200.19 Кодекса |
А вот это весело, поскольку п.200.19 определены критерии, соответствие которым позволяет плательщику претендовать на автоматическое возмещение НДС. А этим критериям на данный момент соответствуют, напомним, около 2% плательщиков, заявляющих возмещение. И вряд ли среди тех, кто бюджетное возмещение не заявляет, этот процент будет существенно большим. А уж соблюдение этих критериев на протяжении трех лет — вообще из области фантастики |
|
|
ТЕГИ
ТОП-НОВИНИ
ПІДПИСКА НА НОВИНИ
Для підписки на розсилку новин введіть Вашу поштову адресу :